Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный флорист»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Белореченская средняя школа

Иркутская область

Усольский район

Авторская рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный флорист»

Учитель начальных классов

Шишковская Любовь Петровна

2010 – 2011 г.

Пояснительная записка.

Программа «Юный флорист» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы не только не исчезли, а продолжают углубляться. На данном этапе жизни решение таких проблем приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, так как имеет место в обществе крайний дефицит экологической культуры.

Программа «Юный флорист» носит личностно-развивающий характер. Её цель – воспитание гуманного, творческого, социально – активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества через растительный мир своей Родины.

Приоритетной задачей программы «Юный флорист» через растительный мир Родины является формирование в сознании ученика ценностно — окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни растительного мира, природы, общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

Важнейшей задачей программы «Юный флорист», через растительный мир Отечества, считается воспитание любви к своей Родины, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира. При этом человек, растительный мир, общество рассматриваются в их неразрывном единстве.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи программы «Юный флорист».Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: растительный мир Родины и живая ,неживая природа, между растительностью и человеком. В частности, рассматривается растительный мир, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на него и как растительность влияет на жизнь и здоровье человека, как растительность неразрывно связана со всеми живыми организмами, неживой природой.

Общая характеристика программы «Юный флорист»

Дети получают начальные сведения о растительном мире нашей Родины, своего региона. Учатся делить растения на группы по сходству и различию. Получают сведения о культурных и дикорастущих растениях, о декоративных растениях, упражняются в умении узнавать самые распространённые цветочные растения, знакомятся с органами цветочных растений, условиями, необходимыми для роста и развития растений, с семенами однолетних культур, правилами сбора и посева семян. Получают навыки использования садовых инструментов, навыки ухода за растениями (полив, рыхление), ведут наблюдения сезонных изменений на цветочно – декоративном участке.

Дети получают знания о классификации декоративных растений, используемых для озеленения, более подробно изучают однолетние цветочные культуры, их биологические особенности, агротехнику выращивания. Знакомятся с вредителями и болезнями растений и мерами борьбы с ними. Знакомятся с искусством составления цветочных композиций, получают основные сведения о составлении букетов и композиций .Получают практические навыки сбора семян, выращивания рассады, разбивки цветника, обработки почвы, ухода за растениями .Ведут наблюдения, опыты, работают со справочной литературой.

Дети изучают деревья, кусты, травы и взаимосвязь их с живой и неживой природой, узнают, как и почему надо беречь растения. Узнают о невидимых нитях взаимосвязи окружающего мира природы, как и почему исчезают растения, о необходимости охраны их. Ведут исследовательские работы, принимают участие в выставках. Знакомятся, как человек и растительность неразрывно взаимосвязаны между собой, животным миром, неживой природой.

Программа «Юный флорист» и её место в учебном плане и ценностные ориентиры её содержания

Цель программы: удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению растительного мира и умению применять свои знания на практике, сформировать первоначальные исследовательские умения младших школьников /поисковые, информационные, умение представить свой результат и оценить/

Основные задачи программы:

Обучающие:

-познакомить детей с группами и основными представителями декоративных растений;

-изучить биологические особенности и агротехнику выращивания декоративных растений;

-ознакомить с многообразием применения цветочных растений;

-дать основные сведения по флористике и дизайну;

-научить детей ухаживать за растениями;

-научить основам самостоятельной работы;

-научить составлять цветочные композиции и уметь планировать цветочно — декоративные участки;

-научить работать со специальной литературой;

-научить детей ухаживать за растениями дома и в школе;

-научить детей распознавать группы растений по их сходству и различию;

Развивающие задачи:

-сформировать у детей системный подход к изучению растений;

-развивать понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;

-формирование интереса к науке, исследовательской деятельности

-способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

применять биологические знания;

-способствовать развитию межличностных отношений и умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу

-развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества /целеустремлённость, усидчивость, активность/

-расширять и обогащать опыт детей;

Воспитательные задачи:

-воспитывать бережное и разумное отношение к окружающей природе; рациональному использованию природных ресурсов;

-воспитывать сознательное отношение к труду;

-развивать эстетический вкус при выращивании растений и оформлении цветочных композиций;

-развитие у детей любви к родной природе, к своей Родине

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

1.личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и познанию;

ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

2.метапредметные результаты:/включающие освоенные обучающимися УУД/

1) Регулятивные УУД /обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности/

Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль, оценка, саморегуляция.

2) ПознавательныеУУД/ общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем/:

Логические УУД— причинно- следственные связи, логические цепи, доказательства, гипотезы, сравнения, классификация, анализ-синтез

Действия постановки и решения проблем — целеполагание, работа с информацией, структурирование, выбор эффективных способов, создание алгоритмов, рефлексия, контроль, оценка, владение речью.

ОбщеучебныеУУД:

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, том числе компьютера;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Рефлексия способов и условий действий
контроль и оценка процесса результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения;

Постановка и формирование проблемы, самостоятельное составление алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера;

Знаково- символические действия: моделирование, преобразование модели, выделение общих законов.

3).Коммуникативные УУД:

Планирование сотрудничества

Поиск и сбор информации

Разрешение конфликтов

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Владение речью.

3.Предметные результаты освоения:

Результаты освоения:

-Проводить самостоятельные наблюдения в природе за растительностью;

-распознавать в окружающем мире растения, которые изучали;

-выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой;

-находить самостоятельно в дополнительных источниках сведения по определённой тематике и излагать их в виде сообщения, рассказа.

-умение делить растения на группы по сходству и различию;

-формирование практических умений в размножении, выращивании цветов

-анализировать и делать выводы по своим наблюдениям;

-умение классифицировать цветочные растения, искусство составлять цветочные композиции;

-умение назвать органы растений;

-знать условия для роста и развития растений;

-уметь использовать инструменты по уходу за растениями и знать правила ухода за растениями.

-знать экологические проблемы региона, страны и преумножать растительный мир Родины.

.

Основное содержание курса

Растительный мир:

растения культурные и дикорастущие;

растения и человек;

растения и животные;

растения — пища, лекарства, ткань;

растения- деревья, травы, кусты;

растения- овощи, фрукты, ягоды, медоносы, зерновые культуры.

Растения – Красная книга, запретные знаки;

охрана растений;

будь природе другом;

растения и неживая природа;

растительность – лёгкие планеты;

особенности ухода, освещения, полив, температура, состав почвы для выращивания растений;

растения и здоровье;

комнатные растения, садовые, грунтовые, оранжерея;

растения- полезные, вредные, ядовитые;

цветы, аппликация, букеты из цветов; поделки, украшенные цветами;

искусство составления букета, растительного узора;

Тематическое планирование и основные виды внеурочной деятельности учащихся

сентябрь

4 часа

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами. Значение зелёных насаждений и их роль в жизни человека. Красота, оздоро-

вительная роль, радость познания природы. Группы растений. Экскурсия, сбор семян.

1.конкурс ри-

сунков

2.круглый стол

«Зелёный наряд

Родины»,игры

3.экскурсия

октябрь

4 часа

Условия роста и выращивания растений.

Охрана растений. Экологическая сказка. За-

гадки и пословицы о цветах. Уход за цветами. Экскурсия в магазин цветов. Почва

для цветов, домашние цветы. Взаимосвязь

живой и неживой природы. Цветы и люди.

1.дисскусия

2.конкурс»Зап-

ретные знаки»

3.экскурсия

4.деловая игра

ноябрь

3 часа

Способы размножения цветов. Части рас-

тений. Поэты о цветах. Сказочные цветы.

Сезонные изменения на цветочно-декора-

тивных участках. Типы почв, их охрана, подготовка. Растительный мир вокруг нас

/экскурсия/. Живая и неживая природа и её явления.

1.эстафета»Тро-

пинка»

2.конкурс стихов

3.праздник цве-

тов;4.экскурсия;

игры

декабрь

4 часа

Классификация цветов. Цветы и животные

Первоцветы. Уход за цветами, наблюдение,

выращивание, дневник роста растений. Значение воды для жизни живых организ-

мов. Группы растений: деревья, кустарники,

травы.

1.турнир знатоков

2.фотовыставка

3.конкурс ораторов

4.игры «Робинзоны»

январь

3 часа

В мире растений. Это интересно. Уход за цветами, выращивание, наблюдение, дневник наблюдений. Домашние цветы, любимые цветы. Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль радость поз

нания природы.

1.конкурс «Природа и фантазия»

2.книжки-малышки

3.создание панно

февраль

3 часа

Викторина. Искусство составления букетов. Народные росписи. Декоративно-

рикладное искусство. Праздник цветов. Цве

ты нашего кабинета. Правильный уход за

цветами. Цветочные узоры в круге, квадрате

, полоске.

1.аппликации

2.выставка «природа и искусство»

3.открытки для мамы

март

4 часа

Подготовка почвы и семян для рассады.

Посадка цветов для высадки в грунт. Петунья, флоксы, бархатцы.Вредители и болезни растений. Профилактика заболева-

ний. Симметрия цветочных узоров. Влияние весны на рост и развитие растений. Пробуждение растений. Декоративные работы. Выставка.

1.посадка растений

2.устный журнал

3.моя Красная книга

4.поделка «Моя фантазия

апрель

4 часа

Разнообразие растений. Цветочные имена.

Способы размножения растений. Самостоятельное знакомство и изучение растений по плану. Список растений для самостоятельного изучения. Полезные для человека растения, вредные для человека

растения. Составление узоров из цветов.

1.выпуск стенгазет

2.уход за растениями

3.конкурс рисунков

4.поделки

май

3 часа

Уход за цветами. Цветочные узоры. Украшение предметов растительным узором, народные промыслы. Озеленение класса. Загадки, стихи, сказки о растениях.

Пробуждение природы.

1.уход за цветами

2.поделка-мозаика

3.операция «Первоцветы»-заочное путешествие

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Картины – деревья, травы, кусты.

2.Набор картин – дикорастущие и культурные растения.

3.Загадки, ребусы, кроссворды о растениях.

4.Набор игр «Деревья, кусты, травы», »Живое, неживое»

5.Группы растений – овощи, фрукты, ягоды, зерновые культуры.

6.Игры «Что чем будет».

7.Наборы картин по эстетическому оформлению аппликаций.

8.Набор запретных знаков по охране природы.

9.Большая энциклопедия.

10.Энциклопедия «Мир растений»

11.Наборы аппликаций из цветов и растительности.

12.Наборы бумаги, картона, клея, ножниц.

13.Памятки «Правила пользования ножницами и клеем»

14.Схемы частей растений ,взаимосвязи живого и неживого мира

15.Схемы невидимых связей в живой природе.

Литература для детей

1.Атлас комнатных растений: 400 популярных видов.

2.Воронцов В. В. Комнатные растения. Новое руководство по уходу.

3.Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Растения.

Литература для педагогов

1.Биологический энциклопедический словарь/под ред. М. С. Гилярова/

2.Артамонов В. И. Занимательная физиология растений.

3.Путешествие в мир растений/ Сост. М. М. Алексейчик.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *