Муниципальное общеобразовательное учреждение
Белореченская средняя школа
Иркутская область
Усольский район
Авторская рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный флорист»
Учитель начальных классов
Шишковская Любовь Петровна
2010 – 2011 г.
Пояснительная записка.
Программа «Юный флорист» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы не только не исчезли, а продолжают углубляться. На данном этапе жизни решение таких проблем приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, так как имеет место в обществе крайний дефицит экологической культуры.
Программа «Юный флорист» носит личностно-развивающий характер. Её цель – воспитание гуманного, творческого, социально – активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества через растительный мир своей Родины.
Приоритетной задачей программы «Юный флорист» через растительный мир Родины является формирование в сознании ученика ценностно — окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни растительного мира, природы, общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
Важнейшей задачей программы «Юный флорист», через растительный мир Отечества, считается воспитание любви к своей Родины, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира. При этом человек, растительный мир, общество рассматриваются в их неразрывном единстве.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи программы «Юный флорист».Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: растительный мир Родины и живая ,неживая природа, между растительностью и человеком. В частности, рассматривается растительный мир, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на него и как растительность влияет на жизнь и здоровье человека, как растительность неразрывно связана со всеми живыми организмами, неживой природой.
Общая характеристика программы «Юный флорист»
Дети получают начальные сведения о растительном мире нашей Родины, своего региона. Учатся делить растения на группы по сходству и различию. Получают сведения о культурных и дикорастущих растениях, о декоративных растениях, упражняются в умении узнавать самые распространённые цветочные растения, знакомятся с органами цветочных растений, условиями, необходимыми для роста и развития растений, с семенами однолетних культур, правилами сбора и посева семян. Получают навыки использования садовых инструментов, навыки ухода за растениями (полив, рыхление), ведут наблюдения сезонных изменений на цветочно – декоративном участке.
Дети получают знания о классификации декоративных растений, используемых для озеленения, более подробно изучают однолетние цветочные культуры, их биологические особенности, агротехнику выращивания. Знакомятся с вредителями и болезнями растений и мерами борьбы с ними. Знакомятся с искусством составления цветочных композиций, получают основные сведения о составлении букетов и композиций .Получают практические навыки сбора семян, выращивания рассады, разбивки цветника, обработки почвы, ухода за растениями .Ведут наблюдения, опыты, работают со справочной литературой.
Дети изучают деревья, кусты, травы и взаимосвязь их с живой и неживой природой, узнают, как и почему надо беречь растения. Узнают о невидимых нитях взаимосвязи окружающего мира природы, как и почему исчезают растения, о необходимости охраны их. Ведут исследовательские работы, принимают участие в выставках. Знакомятся, как человек и растительность неразрывно взаимосвязаны между собой, животным миром, неживой природой.
Программа «Юный флорист» и её место в учебном плане и ценностные ориентиры её содержания
Цель программы: удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению растительного мира и умению применять свои знания на практике, сформировать первоначальные исследовательские умения младших школьников /поисковые, информационные, умение представить свой результат и оценить/
Основные задачи программы:
Обучающие:
-познакомить детей с группами и основными представителями декоративных растений;
-изучить биологические особенности и агротехнику выращивания декоративных растений;
-ознакомить с многообразием применения цветочных растений;
-дать основные сведения по флористике и дизайну;
-научить детей ухаживать за растениями;
-научить основам самостоятельной работы;
-научить составлять цветочные композиции и уметь планировать цветочно — декоративные участки;
-научить работать со специальной литературой;
-научить детей ухаживать за растениями дома и в школе;
-научить детей распознавать группы растений по их сходству и различию;
Развивающие задачи:
-сформировать у детей системный подход к изучению растений;
-развивать понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;
-формирование интереса к науке, исследовательской деятельности
-способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
применять биологические знания;
-способствовать развитию межличностных отношений и умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу
-развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества /целеустремлённость, усидчивость, активность/
-расширять и обогащать опыт детей;
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное и разумное отношение к окружающей природе; рациональному использованию природных ресурсов;
-воспитывать сознательное отношение к труду;
-развивать эстетический вкус при выращивании растений и оформлении цветочных композиций;
-развитие у детей любви к родной природе, к своей Родине
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
1.личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
2.метапредметные результаты:/включающие освоенные обучающимися УУД/
1) Регулятивные УУД /обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности/
Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль, оценка, саморегуляция.
2) ПознавательныеУУД/ общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем/:
Логические УУД— причинно- следственные связи, логические цепи, доказательства, гипотезы, сравнения, классификация, анализ-синтез
Действия постановки и решения проблем — целеполагание, работа с информацией, структурирование, выбор эффективных способов, создание алгоритмов, рефлексия, контроль, оценка, владение речью.
ОбщеучебныеУУД:
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, том числе компьютера;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Рефлексия способов и условий действий
контроль и оценка процесса результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
Постановка и формирование проблемы, самостоятельное составление алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера;
Знаково- символические действия: моделирование, преобразование модели, выделение общих законов.
3).Коммуникативные УУД:
Планирование сотрудничества
Поиск и сбор информации
Разрешение конфликтов
Контроль, коррекция, оценка действий партнёра
Владение речью.
3.Предметные результаты освоения:
Результаты освоения:
-Проводить самостоятельные наблюдения в природе за растительностью;
-распознавать в окружающем мире растения, которые изучали;
-выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой;
-находить самостоятельно в дополнительных источниках сведения по определённой тематике и излагать их в виде сообщения, рассказа.
-умение делить растения на группы по сходству и различию;
-формирование практических умений в размножении, выращивании цветов
-анализировать и делать выводы по своим наблюдениям;
-умение классифицировать цветочные растения, искусство составлять цветочные композиции;
-умение назвать органы растений;
-знать условия для роста и развития растений;
-уметь использовать инструменты по уходу за растениями и знать правила ухода за растениями.
-знать экологические проблемы региона, страны и преумножать растительный мир Родины.
.
Основное содержание курса
Растительный мир:
растения культурные и дикорастущие;
растения и человек;
растения и животные;
растения — пища, лекарства, ткань;
растения- деревья, травы, кусты;
растения- овощи, фрукты, ягоды, медоносы, зерновые культуры.
Растения – Красная книга, запретные знаки;
охрана растений;
будь природе другом;
растения и неживая природа;
растительность – лёгкие планеты;
особенности ухода, освещения, полив, температура, состав почвы для выращивания растений;
растения и здоровье;
комнатные растения, садовые, грунтовые, оранжерея;
растения- полезные, вредные, ядовитые;
цветы, аппликация, букеты из цветов; поделки, украшенные цветами;
искусство составления букета, растительного узора;
Тематическое планирование и основные виды внеурочной деятельности учащихся
4 часа |
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами. Значение зелёных насаждений и их роль в жизни человека. Красота, оздоро- вительная роль, радость познания природы. Группы растений. Экскурсия, сбор семян. |
1.конкурс ри- сунков 2.круглый стол «Зелёный наряд Родины»,игры 3.экскурсия |
|
октябрь |
4 часа |
Условия роста и выращивания растений. Охрана растений. Экологическая сказка. За- гадки и пословицы о цветах. Уход за цветами. Экскурсия в магазин цветов. Почва для цветов, домашние цветы. Взаимосвязь живой и неживой природы. Цветы и люди. |
1.дисскусия 2.конкурс»Зап- ретные знаки» 3.экскурсия 4.деловая игра |
ноябрь |
3 часа |
Способы размножения цветов. Части рас- тений. Поэты о цветах. Сказочные цветы. Сезонные изменения на цветочно-декора- тивных участках. Типы почв, их охрана, подготовка. Растительный мир вокруг нас /экскурсия/. Живая и неживая природа и её явления. |
1.эстафета»Тро- пинка» 2.конкурс стихов 3.праздник цве- тов;4.экскурсия; игры |
декабрь |
4 часа |
Классификация цветов. Цветы и животные Первоцветы. Уход за цветами, наблюдение, выращивание, дневник роста растений. Значение воды для жизни живых организ- мов. Группы растений: деревья, кустарники, травы. |
1.турнир знатоков 2.фотовыставка 3.конкурс ораторов 4.игры «Робинзоны» |
январь |
3 часа |
В мире растений. Это интересно. Уход за цветами, выращивание, наблюдение, дневник наблюдений. Домашние цветы, любимые цветы. Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль радость поз нания природы. |
1.конкурс «Природа и фантазия» 2.книжки-малышки 3.создание панно |
февраль |
3 часа |
Викторина. Искусство составления букетов. Народные росписи. Декоративно- рикладное искусство. Праздник цветов. Цве ты нашего кабинета. Правильный уход за цветами. Цветочные узоры в круге, квадрате , полоске. |
1.аппликации 2.выставка «природа и искусство» 3.открытки для мамы
|
март |
4 часа |
Подготовка почвы и семян для рассады. Посадка цветов для высадки в грунт. Петунья, флоксы, бархатцы.Вредители и болезни растений. Профилактика заболева- ний. Симметрия цветочных узоров. Влияние весны на рост и развитие растений. Пробуждение растений. Декоративные работы. Выставка.
|
1.посадка растений 2.устный журнал 3.моя Красная книга 4.поделка «Моя фантазия |
апрель |
4 часа |
Разнообразие растений. Цветочные имена. Способы размножения растений. Самостоятельное знакомство и изучение растений по плану. Список растений для самостоятельного изучения. Полезные для человека растения, вредные для человека растения. Составление узоров из цветов. |
1.выпуск стенгазет 2.уход за растениями 3.конкурс рисунков 4.поделки |
май |
3 часа |
Уход за цветами. Цветочные узоры. Украшение предметов растительным узором, народные промыслы. Озеленение класса. Загадки, стихи, сказки о растениях. Пробуждение природы. |
1.уход за цветами 2.поделка-мозаика 3.операция «Первоцветы»-заочное путешествие |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Картины – деревья, травы, кусты.
2.Набор картин – дикорастущие и культурные растения.
3.Загадки, ребусы, кроссворды о растениях.
4.Набор игр «Деревья, кусты, травы», »Живое, неживое»
5.Группы растений – овощи, фрукты, ягоды, зерновые культуры.
6.Игры «Что чем будет».
7.Наборы картин по эстетическому оформлению аппликаций.
8.Набор запретных знаков по охране природы.
9.Большая энциклопедия.
10.Энциклопедия «Мир растений»
11.Наборы аппликаций из цветов и растительности.
12.Наборы бумаги, картона, клея, ножниц.
13.Памятки «Правила пользования ножницами и клеем»
14.Схемы частей растений ,взаимосвязи живого и неживого мира
15.Схемы невидимых связей в живой природе.
Литература для детей
1.Атлас комнатных растений: 400 популярных видов.
2.Воронцов В. В. Комнатные растения. Новое руководство по уходу.
3.Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Растения.
Литература для педагогов
1.Биологический энциклопедический словарь/под ред. М. С. Гилярова/
2.Артамонов В. И. Занимательная физиология растений.
3.Путешествие в мир растений/ Сост. М. М. Алексейчик.