Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 27 х. Западного
муниципального образования Ленинградский район
Авторская программа
воспитания младших школьников
«Радужное детство»
Составитель программы:
учитель начальных классов,
классный руководитель
МБОУ ООШ №27х. Западного Ленинградского района
Краснодарского края
Иванченко Наталья Владимировна
.
Пояснительная записка
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Сегодня, когда современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, возникает много проблем, которые болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения.
Анкетирование, тестирование учащихся, анализ детских рассказов и рисунков показал, что у некоторой части детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Начальное звено образования имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Невнимание к развитию личности, к потребностям и мотивам деятельности ребенка порождает педагогические просчеты, которые обнаруживаются на следующих ступенях обучения.
«Упустить младший возраст, — писал В.А.Сухомлинский, — значит, упустить все».
Проведенная работа по изучению семей учащихся показала – современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники, дети не могут назвать имя, отчество прабабушек, прадедушек, плохо знают традиции и обычаи своего народа, не все ребята интересуются его героическим прошлым.
А ведь «… любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему …» (Д. С. Лихачев).
Наблюдения показали, что учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную работу в классе, сделав в ней акцент на гражданско-патриотическое воспитание.
Воспитательная программа «Радужное детство» призвана систематизировать и углубить вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществляемого в урочной и внеклассной работе. Название программы не случайное, а обоснованное. Радуга –как символ многогранного, неординарного сияния детской души равно так же, как растущий ребенок — гражданин-патриот, который изменяется и совершенствуется год от года.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
-
отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
-
организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
-
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
-
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
-
утверждать в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-
развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
-
демонстрировать детям значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Продолжительность реализации (внедрения) программы — 4 года
Участники программы — ученики 1-4 классов.
Частота мероприятий -2 раза в месяц.
Правовой базой для составления программы являются:
-
Конвенция ООН о правах ребенка;
-
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”;
-
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
-
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30 -16) и другие нормативно-правовые документы.
Работа по программе начата с 1 сентября 2010 г.
Срок окончания программы — май 2014 г.
Программа включает в себя следующие направления:
Прогнозируемый результат |
|
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
Увлечение краеведением основано на поисково-исследовательской деятельности.
|
Экскурсионно-туристическое |
|
Физкультурно-оздоровительное |
|
Экологическое |
|
Трудовое |
|
Литературно-музыкальное |
|
Семейное |
|
Характеристика используемых воспитательных методик, технологий
Преобладающие методы: игровые + поисковые + творческие.
Форма работы с детьми:
-
беседы, классные часы, внеклассные мероприятия;
-
проведение праздников;
-
просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
-
экскурсии;
-
детская благотворительность;
-
организация выставок творческих работ детей;
Формы работы с родителями:
-
родительские собрания;
-
анкетирование и тестирование родителей;
-
проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы);
-
наглядные средства: информационный стенд для родителей, литература;
Характеристика необходимых ресурсов для реализации программы.
База: школа, школьный стадион, библиотеки, СДК, районный музей музей.
Материально-техническое обеспечение:
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
музкальный центр;
-
телевизор.
К концу 4 класса классный коллектив представляется так:
-
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
-
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
План реализации программы «Радужное детство»
Первый год
Направления |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Сроки |
Ответственные |
|
1. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
Урок гражданственности и патриотизма |
|
1 сентября |
Учитель, родители, библиотекарь |
2. |
Экскурсионно-туристическое |
«Так жили наши предки» |
Экскурсия в школьный музей СОШ № 12 |
Сентябрь |
Кл. руководитель, уч-ся 9 кл. |
3. |
Семейное |
«Семейные традиции» (традиции режима дня, познавательные традиции, оздоровительные традиции, праздничные традиции) |
Классный час |
Октябрь |
Кл. руководитель, родители, бабушки, дедушки. |
4. |
Экологическое |
«На балу у Осени» |
КТД |
Октябрь |
Кл. руководитель, вожатый. |
5. |
Семейное |
«Наша история в семейном альбоме» |
Выставка фотографий |
Ноябрь |
Кл. руководитель, родители. |
6. |
Литературно-музыкальное |
«Славим руки матери» |
КТД |
Ноябрь |
Кл. руководитель. |
7. |
Семейное |
«Семейные династии» |
Беседа |
Декабрь |
Кл. руководитель. |
8. |
Трудовое |
«Большие дела маленьких рук» |
Операция |
Декабрь |
Кл. руководитель, родители. |
9. |
Литературно-музыкальное |
Фольклорный праздник «Святки на Кубани» |
КТД |
Январь |
Кл. руководитель. |
10. |
Физкультурно-оздоровитель ное |
«И мы защитники Отечества» |
Спортивный конкурс |
Февраль |
Кл. руководитель, девочки. |
11. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Земляки – герои станицы Ленинградской — Уманской. |
Классный час |
Февраль |
Кл. руководитель. |
12. |
Литературно-музыкальное |
«Путешествие в страну Вежливости и Доброты». |
Инсценированный классный час |
Март |
Кл. руководитель. |
13. |
Семейное |
«Милым, нежным и любимым…» |
КТД Праздник для мам, бабушек |
Март |
Кл. руководитель, мальчики. |
14. |
Экскурсионно-туристическое |
«Ратные и трудовые подвиги моих земляков» |
Экскурсия в школьный музей |
Апрель |
Учитель истории, кл. руководитель. |
15. |
Физкультурно-оздоровитель ное |
«Папа, мама, я – спортивная семья» |
Спортивные соревнования на природе |
Апрель |
Кл. руководитель, учитель физкультуры. |
16. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Ими гордится наша станица» |
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Шуваловым А. А. |
Май |
Кл. руководитель. |
17. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Вечный огонь» |
Выставка творческих работ учащихся |
Май |
Кл. руководитель. |
18. |
Экологическое |
«Посади дерево» |
Экологическая акция |
Май |
Кл. руководитель. |
Второй год
Направления |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Сроки |
Ответственные |
|
1. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
Урок гражданственности и патриотизма |
|
Сентябрь |
Кл. руководитель, родители |
2. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«История моей школы.» (Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Якубин Н.А |
Поисковая работа |
Сентябрь |
Кл. руководитель. |
3. |
Семейное |
«Бабушка рядышком с дедушкой» |
КТД |
Октябрь |
Кл. руководитель. |
4. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«История моей школы.» |
Поисковая работа |
Октябрь |
Кл. руководитель. |
5. |
Экскурсионно-туристическое |
«Красота родного края» |
Заочная экскурсия |
Ноябрь |
Кл. руководитель. |
6. |
Семейное |
«Загляните в мамины глаза» |
КТД |
Ноябрь |
Кл. руководитель. |
7. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«История герба и флага России» |
Познавательная беседа |
Декабрь |
Кл. руководитель. |
8. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Посылка в детский дом» |
Акция ко Дню инвалида |
Декабрь |
Кл. руководитель. |
9. |
Семейное |
«Ордена моего прадедушки» |
Поисковая работа |
Январь |
Кл. руководитель. |
10. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Именем героя» |
Классный час, посвященный воинам – интернацио-налистам ст. Успенской |
Февраль |
Кл. руководитель, учитель ОБЖ. |
11. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«С праздником, солдат!» |
Поздравления на дому ветерана Великой Отечественной войны Сафонова П. Н. |
Февраль |
Кл. руководитель. |
12. |
Семейное |
«А ну-ка, бабушки!» |
КТД |
Март |
Кл. руководитель, родители. |
13. |
Экологическое |
«Мы дети твои, Земля» |
Экологический праздник |
Март |
Кл. руководитель. |
14. |
Экологическое |
«Птицы – наши друзья» |
Эко – викторина |
Апрель |
Кл. руководитель. |
15. |
Физкультурно-оздоровительное |
«Наше здоровье» |
КВН |
Апрель |
Кл. руководитель. |
16. |
Экологическое |
«Любовь ко всему живому начинается с любви к домашним животным» |
Выставка фотографий |
Апрель |
Кл. руководитель, учащиеся. |
17. |
Экскурсионно-туристическое |
«Подвигу народа жить века» |
Экскурсия на мемориал |
Май |
Кл. руководитель, родители. |
18. |
Трудовое |
«Я – хозяин своей школы» |
Акция по благоустройству и озеленению школьной территории |
Май |
Кл. руководитель. |
19. |
Семейное |
«Моя семья – моя радость» |
Конкурс творческих работ |
Май |
Кл. руководитель, учащиеся. |
Третий год
Направления |
Наименование мероприятия |
Форма поведения |
Сроки |
Ответственные |
|
1. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
Урок гражданственности и патриотизма |
|
Сентябрь |
Кл. руководитель, родители. |
2. |
Семейное |
«О родных и близких людях с любовью . . . » |
Час сердечного общения |
Сентябрь |
Кл. руководитель, родители. |
3. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«История школы в лицах и воспоминаниях» Почему я хочу, чтобы школа носила имя Рогова |
Поисковая работа |
Октябрь |
Кл. руководитель. |
4. |
Трудовое |
«Пусть нашего труда частица родной станице пригодится» |
Акция по благоустройству парка им. И. Щербакова |
Октябрь |
Кл. руководитель. |
5. |
Экологическое |
«Любите все, что Родиной зовем» |
Классный час |
Ноябрь |
Кл. руководитель. |
6. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Государственные символы России» |
Викторина |
Декабрь |
Кл. руководитель. |
7. |
Семейное |
«Моя семья в истории России» |
КТД |
Январь |
Кл. руководитель, родители. |
8. |
Экскурсионно-туристическое |
«Листая прошлого страницы…» |
Экскурсия в районный музей |
Февраль |
Кл. руководитель, родители. |
9. |
Экскурсионно-туристическое |
«Под сенью храма» |
Экскурсия в Свято – Успенский храм |
Март |
Кл. руководитель. |
10. |
Физкультурно-оздоровительное |
«Мальчишки и девчонки, а также их родители» |
Спортивный семейный праздник |
Апрель |
Кл. руководитель, тренер ДЮСШ. |
11. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Ветеран живет рядом» |
Акция |
Май |
Кл. руководитель.
|
12. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«История моей школы» |
Творческий отчет |
Май |
Кл. руководитель, учащиеся. |
Четвёртый год
Направления |
Наименование мероприятия |
Форма поведения |
Сроки |
Ответственные |
|
1. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
Олимпийский старт Кубани |
|
Сентябрь |
Кл. руководитель, родители. |
2. |
Семейное |
«О родных и близких людях с любовью . . . » |
Час сердечного общения |
Сентябрь |
Кл. руководитель, родители. |
3. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Кем и чем славен мой хутор»
|
Поисковая работа |
Октябрь |
Кл. руководитель. |
4. |
Трудовое |
«Пусть нашего труда частица родной станице пригодится» |
Акция по благоустройству парка |
Октябрь |
Кл. руководитель. |
5. |
Экологическое |
«Синичкин день мастерим и вешаем кормушки» |
Классный час |
Ноябрь |
Кл. руководитель. |
6. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Государственные символы России» |
Викторина |
Декабрь |
Кл. руководитель. |
7. |
Семейное |
«Моя семья в истории России» |
КТД |
Январь |
Кл. руководитель, родители. |
8. |
Экскурсионно-туристическое |
«Листая прошлого страницы…» |
Экскурсия в районный музей |
Февраль |
Кл. руководитель, родители. |
9. |
Экскурсионно-туристическое |
«Под сенью храма» |
Экскурсия в Свято – Успенский храм |
Март |
Кл. руководитель. |
10. |
Физкультурно-оздоровительное |
«Мальчишки и девчонки, а также их родители» |
Спортивный семейный праздник |
Апрель |
Кл. руководитель, тренер ДЮСШ. |
11. |
Историко-краеведческое и гражданско-патриотическое
|
«Ветеран живет рядом» |
Акция |
Май |
Кл. руководитель.
|
12. |
Литературно-музыкальное |
«Всё обо всём на свете» |
Творческий отчет |
Май |
Кл. руководитель, учащиеся. |
Информационное обеспечение программы
1. Литература
1.1. Литература для педагога
-
Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
-
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
-
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
-
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
-
Дереклеева Н. И.. Справочник классного руководителя (1-4 классы) – М.: «ВАКО», 2005.
-
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
-
Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов– на–Дону: изд. «Учитель», 2006.
-
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
-
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
-
Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: Уч. пособие-словарь // Сост. Ковалева А.Г. Авт. кол-в Бойко Е.И., Ковалева А.Г., Панченко С.И., Романец И.В., Кузнецова А.М./ Науч. ред. М.А. Мазниченко. — М.: Собеседник, 2005.)
-
Селевко Г. К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ Школьные технологии, 2005.
1.2. Литература для учащихся
-
Родная Кубань. Страницы истории/Под ред. В. Н. Ратушняка.- Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003.
-
Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. — Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
2. Видео- и аудиопродукция (компакт-диски, видео- и аудиокассеты)
2.1.DVD-диски «Кубань казачья», «Прогулки по Екатеринодару»
15