Урок окружающего мира «Нравственные нормы жизни» 4 Класс

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема урока. Нравственные нормы жизни.

Цель урока: осмысление понятия «нравственность»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи урока:

  • учить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу, различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра;

  • учить прогнозированию последствий своих поступков;

  • формировать умение работать с информацией, излагать свою точку зрения, давать полные аргументированные ответы;

  • развивать готовность к социальному взаимодействию.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир»  Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков, часть 2, проектор, презентация, карточки

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся (слайд)

— Ответьте на вопросы сами себе, не классу:

  • Можете ли вы взять чужую вещь, которую вам очень хочется иметь, при условии, что об этом никто не узнает?

  • Вы идёте по лесу и едите из пакета чипсы или печенье. Пакет опустел. Куда вы его денете?

  • Вы стоите на балконе пятого этажа своего дома и едите мороженое. Куда вы денете обёртку, когда мороженое будет съедено?

  • Вы идёте мимо многоэтажного дома, и вам на голову из окна падает пустая пластиковая бутылка. Как вы к этому отнесётесь?

— Кто хочет ответить классу на последний вопрос? (рассержусь, мне будет обидно, …)

— Сопоставьте ваш ответ на последний вопрос с ответами на предыдущие вопросы. Какой вывод можно сделать?

  • Нам не нравится, когда по отношению к нам совершают плохие поступки.

  • Порой человек не думает о последствиях, о том, что он причиняет кому-то неудобство или зло.

  1. Актуализация знаний. (слайд )

(Работа в парах)

— У вас на партах лежат карточки с названиями поступков. Распределите их на две группы:

уступить место в автобусе, толкнуть одноклассника, смеяться над неверным ответом, дать списать однокласснику, объяснить однокласснику пропущенную тему, помочь пожилому человеку перейти дорогу, дразнить девочку, драться, дружить, ябедничать.

(проверка задания)

— По какому признаку вы разделили поступки? (хорошие и плохие)

— А как вы узнали, какие поступки хорошие, а какие – плохие?

  • Родители говорили, в школе нам об этом говорят…

  • Мы просто знаем, что этого делать нельзя…

  1. Постановка цели и задач урока.

— Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (различать хорошие и плохие поступки)

— А для чего нужно уметь это делать? (чтобы самим не совершать плохих поступков)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

— В далёкие времена, когда человеческое общество только начинало складываться, стали возникать и представления людей о том, что значит поступать хорошо или плохо, какие поступки идут во благо всем, а какие – причиняют вред. Так с течением времени формировались правила поведения. Если человек часто нарушает общепринятые правила, то это свидетельствует о его низком уровне нравственности, а дальше уже недалеко и до нарушения закона.

— Что такое «нравственность»? Как вы понимаете значение этого слова? Дайте его определение.

(дети объясняют значение этого слова)

— Где можно узнать его точное значение? (в учебнике, в толковом словаре)

Работа в группах

1 группа найдёт значение этого слова в словаре, а 2-я и 3-я – в учебнике.

Проверка (слайд)

Нравственность – это внутреннее свойство человека, позволяющее отличить добро от зла, справедливость от несправедливости, вежливость от грубости, законность от беззакония (учебник)

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

— Я нашла ещё одно определение нравственности. Прочитайте.

Нравственность — это внутренние качества человека, которые определяют его поступки, поведение, отношение к другим.

  1. Первичная проверка понимания.

— Сформулируйте тему нашего урока (слайд)

— Почему нам необходимо знать нравственные нормы ?

  • Человек живёт среди людей, а потому, что бы он ни делал, он так или иначе влияет на других.

— Вы бы хотели дружить с человеком, который часто совершает плохие поступки?

— Почему нет? (может подвести, из-за него можно попасть в неприятную ситуацию)

(слайд)

— Как поступок одного человека может повлиять на жизнь других? Приведите примеры.

— А может быть, можно, хоть один раз поступить не по совести? Вернёмся к вопросам, на которые вы отвечали в начале урока. Может быть, можно, если никто не видит, оставить мусор в лесу? Взять чужое? (ответы детей)

  1. Первичное закрепление

Работа с учебником

— Перечитайте текст «Нравственные нормы жизни» и найдите предложение, которое могло бы стать выводом данного урока.

(обсуждение)

Работа в группах

Работаем в группах. Нужно разыграть сценки из жизни и проанализировать их с точки зрения нравственности.

Работа с учебником (с. 119)

(Работа в парах)

— Обсудите следующие правила и подумайте, всегда ли вы им следуете

  1. Информация о домашнем задании

— Дополните свод правил поведения

8. Рефлексия (слайд)

— Как вы считаете, изменялись с течением времени моральные правила?

— Как ты понимаешь выражение «воспитывать в себе нравственность»?

Подойдёт ли это высказывание к теме нашего урока?

«Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других» (Демокрит)

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *