ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
I четверть: Древние корни народного искусства
Цель: познакомить с особенностями образного языка декоративно-прикладного искусства.
Темы уроков |
Практическая часть |
Материалы
|
Кол-во Часов |
|
1 |
Дом-космос. Единство конструкции и декора |
Погружение в тему четверти Триединство мира |
Беседа
|
1
|
2 |
Солярные знаки |
Символы солнца и плодородия |
Красный и чёрный фломастеры |
1 |
3 |
Древние корни в народном искусстве |
Изображение древних образов в эскизе оформления окна |
Цветная бумага, ножницы, клей |
1 |
4 |
Декор русской избы |
Эскиз оформления избы: причелины, наличники, ставни, полотенце |
Акварель, чёрный фломастер или цветные карандаши |
1 |
5 |
Конструкция и декор предметов народного быта |
Украшение любого предмета крестьянского быта (прялка) |
Гуашь, кисти, альбомный лист |
1 |
6 |
Внутренний мир русской избы |
Интерьер избы во фронтальной перспективе |
Карандаш, материал по выбору |
1
|
7 |
Образы и мотивы в орнаментах русской неродной вышивке |
Составление эскиза вышивки для полотенца |
Красный и чёрный фломастеры |
1 |
8 |
Народный праздничный костюм |
Эскиз народного праздничного костюма |
Ткань, бумага, ножницы, клей |
1 |
9 |
Обобщение темы четверти |
Коллективные панно |
Подготовить лист ватмана с подмалёвком |
1 |
|
|
|
Итого: |
9 |
II четверть: Связь времён в искусстве
Цель: расширить понятие о народных художественных промыслах России, уметь различать их и научиться создавать нарядные узоры и росписи по мотивам народных промыслов.
Темы уроков |
Практическая часть |
Материалы
|
Кол-во часов |
|
1 |
Древние образы в современных народных игрушках. Дымка |
Сетчатый узор |
Пластилин, стеки, доска |
1 |
2 |
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла |
Узор в полосе, симметрия |
Гуашь, кисти, альбом |
1
|
3 |
Золотая Хохлома |
Узор в полосе, чередование элементов |
Тонированная бумага, гуашь |
1 |
4 |
Искусство Жостово |
Узор в круге, овале |
Гуашь, кисти, альбом |
1 |
5,6 |
Лубок |
Составление иллюстрации к пословице |
Акварель, кисти, чёрный фломастер |
2
|
7 |
Искусство Гжели |
Оформление «посуды» в свободной манере |
Синяя акварель, кисти, формы посуды из бумаги |
1 |
8 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
Урок – обобщение См. кроссворд |
Выставка работ |
1 |
|
|
|
Итого: |
8 |
III четверть: Декор – человек, общество, время
Цель: формирование понимания роли декоративных искусств в жизни общества и каждого человека в отдельности.
Тема урока |
Практическая часть |
Материалы
|
Кол-во часов |
|
1 |
Зачем людям украшения |
Беседа |
Примеры ДПИ разных времён и народов |
1
|
2 3 |
Декор и положение человека в обществе |
Эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства |
Бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти |
1
|
Эскиз рельефа с изображением фараона |
Фольга, стержень использованный |
1 |
||
4 5 6 7 |
Одежда «говорит» о человеке
|
Создание коллективного панно «Бал в интерьере дворца»: композиция, стиль в одежде, предметы интерьера |
Бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти, лоскутки ткани |
4
|
8 |
О чём рассказывают гербы |
Эскиз герба своей семьи |
Бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти |
1 1 |
9 |
О чём рассказывают эмблемы. |
Эскиз эмблемы класса, школы и т.д. |
||
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
Урок – обобщение. Викторина |
Работы учащихся |
|
|
|
|
Итого: |
9 |
IV четверть: Декоративное искусство в современном мире
Цель: познакомить с разнообразием современного декоративно-прикладного искусства.
Тема урока |
Практическая часть |
Материалы
|
Кол-во часов |
|
1 |
Современное выставочное искусство |
Беседа или экскурсия |
Наглядные пособия |
1
|
2 3 |
Древние образы в современном декоративно — прикладном искусстве |
Эскиз образа — «Птица Сирин» |
Тонированная бумага, гуашь, кисти |
1
|
Лепка из теста рельефа «Птица Сирин» |
Мука, соль, вода, подставка для работы |
1 |
||
|
Ты сам – мастер декоративно — |
прикладного искусства |
Технология работы с выбранным материалом |
|
4 |
Декоративные игрушки из мочала |
Изготовление лошадки Работа парами |
Мочало, бечёвка |
1 |
5 6 |
Витраж в оформлении интерьера |
Эскиз витража |
Акварель или гуашь, кисти, альбом |
1 |
Выполнение работы в материале |
Прозрачная цветная плёнка/ бумага и чёрная бумага, ножницы, клей |
1 |
||
7 8 |
Нарядные декоративные вазы |
Изготовление формы вазы |
Стеклянная банка 200 г, картон, клей |
1 |
Обмотка шпагатом или бечёвкой сосуда; декоративное оформление |
Шпагат или бечёвка; кусочки кожи, холста, мешковины; клей |
1 |
||
9 |
Декоративное искусство в нашей жизни |
Викторина. Обобщение темы года |
Работы учащихся |
1 |
|
|
|
Итого: |
9 |