Структура АПК России. Проблемы его развития в условиях рыночных отношений

Министерство образования и науки

Государственное учреждение
высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

филиал в городе Ноябрьске

Контрольная работа

по дисциплине: размещение производительных сил

Тема: «Структура АПК России.
Проблемы его развития в условиях рыночных отношений»

Выполнила: студентка

первого курса ФиК 1

Билавчук Татьяна

Проверила:

Ноябрьск, 2008 годПлан

Введение

Агропромышленный комплекс — важная составная часть народного хозяйства. Он объединяет все отрасли экономики по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя. Развитие АПК оказывает большое влияние на уровень благосостояния страны, поскольку его продукция составляет около 80% всех товаров народного потребления.

Переход аграрной экономики на рыночные отношения неразрывно связан с реформированием агропромышленного комплекса АПК, развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения хозяйственного механизма всей аграрной сферы экономики, как на макро-, так и на микроуровне.

В настоящее время на этапе становления рынка продолжается ухудшение экономической ситуации в аграрной экономике во многих регионах страны. Обстановку в АПК можно охарактеризовать как кризисную.

Происходят падение объемов производства, дестабилизация продовольственного рынка, прогнозируется дальнейший рост безработицы, что обостряет политическую нестабильность в обществе.

В этих условиях в АПК России и в региональных агропромышленных комплексах особенно важную роль для осуществления экономических преобразований приобретают разработки эффективных программ реализации перехода к рынку и функционирования многоукладной экономики с учетом экономических, исторических, природных, демографических особенностей каждого региона.

Зарождение и развитие рыночных отношений сопровождается как появлением новых организационных форм аграрного производства, так и изменениями внутренней структуры существующих форм хозяйствования. Новые формы хозяйствования — акционерные общества закрытого и открытого типа, агрофирмы, агрокомбинаты, фермерские хозяйства развиваются наряду со старыми рентабельными хозяйствами — колхозами и совхозами

Каждая форма хозяйствования на селе ищет свои способы приспособления к новым условиям.

Жизнь показывает, что формирование рыночных отношений в аграрной сфере экономики требует продуманного и взвешенного подхода, обоснования многообразных форм собственности и способов хозяйствования, внедрения инновационных технологий.

Главная задача моей работы – показать исключительную роль АПК в экономике страны и жизни государства, отразить современное состояние комплекса, его проблемы и возможные пути их решения.

1. Значение агропромышленного комплекса, его структура и задачи

1.1. Значение АПК

Агропромышленный комплекс является жизненно необходимой сферой экономики любой страны. Он обеспечивает население продуктами питания, а отрасли, производящие предметы потребления, сырьем. В агропромышленном комплексе России занято около 40% работающих в сфере материального производства и здесь сосредоточено более 25% всех производственных фондов России. До 1991 г. в сфере АПК создавалось 97% продовольственной продукции. На современном этапе развития хозяйства России происходят значительные изменения в аграрном секторе экономики. Это связано с переходом от государственно-административных принципов управления хозяйством к экономическим, направленным на создание условий для формирования различных форм собственности, развития земельного рынка, свободной конкуренции товаропроизводителей.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России роль АПК в значительной степени повышается, так как именно аграрная сфера экономики решает главную задачу рыночной экономики — повышение жизненного уровня населения. От уровня развития АПК зависит благосостояние населения, здоровье населения, а значит и его способность строить экономически процветающее государство рыночной экономики. Поэтому трудно переоценить роль АПК в хозяйственном комплексе страны.

1.2. Структура комплекса

Агропромышленный комплекс России имеет сложную и дифференцированную структуру, состоящую из трех производственных сфер и одной обслуживающей сферы.

  • Первая и главная сфера АПК — сельскохозяйственное производство — центральное звено агропромышленного комплекса страны. Оно производит свыше 48% всей продукции АПК, имеет 68% производственных основных фондов агропромышленного комплекса. В сельском хозяйстве занято 67% всех работающих в производственных отраслях АПК.

В структуре сельского хозяйства выделяются две важнейшие отрасли: растениеводство и животноводство, которые в свою очередь подразделяются на подотрасли. В растениеводстве — это зерновое хозяйство, производство технических культур, картофелеводство и овощеводство, плодоводство и виноградарство, производство кормовых культур. В животноводстве выделяются такие подотрасли, как скотоводство, свиноводство, коневодство, овцеводство, оленеводство, пчеловодство, пушное звероводство, рыбное хозяйство. Более низкие ступени иерархического ряда в отдельных подотраслях — это производство отдельных культур в растениеводстве, например, рисосеяние, выращивание масличных культур, а в животноводстве этот иерархический ряд связан главным образом с направлениями развития, например, выращивание молочного скота, мясного скота, беконное свиноводство и т.д.

  • Вторая сфера АПК представлена отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Это — машиностроение сельскохозяйственного назначения — производство тракторов, комбайнов, машин для выращивания и сбора урожая отдельных сельскохозяйственных культур, машин для животноводства и кормопроизводства, мелиоративной техники, прицепного инвентаря и т.д.

В эту сферу входят производство минеральных удобрений, стимуляторов роста, ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, а также микробиологическая промышленность, производство комбикормов для животноводства, сельское производственное строительство (птицефабрик, животноводческих ферм, элеваторов и т.д.).

  • Третью сферу в структуре АПК представляют отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. Это — пищевая промышленность, включающая в себя большую группу подотраслей, например, мукомольная, крупяная, сахарная, маслобойная, плодоовощеконсервная и др. К третьей сфере в структуре АПК относят группу отраслей легкой промышленности, связанной, например, с обработкой льна, шерсти, кож, пушнины и т.д.

  • Четвертая сфера – обслуживающая (производственная и непроизводственная инфраструктура), обеспечивающая заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса. В эту сферу входят также научное обслуживание и подготовка кадров для АПК. [2 с 209-210; 1 с 210]

Структура агропромышленного комплекса России характеризуется несбалансированностью развития производственных и обслуживающих сфер. Вторая сфера — сельское хозяйство — является главным звеном. Оно производит свыше 50% всей продукции АПК, сосредоточивает около 70% всех производственных основных фондов комплекса, в нем занято более 65% работающих в производственных отраслях АПК. В отличие от России в развитых странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК. Например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится более 70% производимой продукции АПК, тогда как сельское хозяйство дает всего лишь 13 — 15%.

Сбалансированное развитие всех сфер АПК — необходимое условие решения проблем обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводит к большим потерям продукции сельского хозяйства как на стадии уборки урожая, так и на стадии транспортировки и хранения. Потери на этих стадиях составляют около 30% собранного зерна, 40 — 45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 50 — 60%, а степень износа оборудования достигает 70 — 75%.

В доперестроечный период в снабжении действовала система фондового распределения ресурсов. Эта система не способствовала рациональному использованию техники, которая часто выходила из строя, не прослужив нормативный срок. Производители техники не знали трудностей с ее сбытом. В условиях рыночных отношений поставки необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с изготовителем, через оптовых посредников, а также путем закупки через организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и пр.). Реализация техники осложнилась, так как у сельскохозяйственных предприятий нет наличных средств для ее закупки. Производители техники, не находя рынка сбыта, сокращают объем ее производства, что приводит к нарушению сбалансированности в потребности и производстве основных средств и к повышению себестоимости продукции. Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК и снижение ее себестоимости необходимы для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России.[1 с. 2111]

2.Основные задачи перспективного развития АПК РФ в условиях становления рыночных отношений

Начавшийся с 1990 г. спад производства в АПК к 1999г. достиг критической отметки. Если в 1990 г. на селе было 1,4 млн. тракторов, то на 1999 их было немногим более 900 тыс. На 50% сократился парк зерноуборочных комбайнов, который еще недавно насчитывал более 400 тыс. машин. Если сравнивать с развитыми странами мира, то в 1998 г. Франция на каждую тысячу гектаров зерновых имела 14 комбайнов, Германия — 20, США — 16, Россия же — 4. При таком количестве уборочной техники Россия и впредь будет оставлять в поле половину урожая. В 1998 г. был собран самый низкий урожай зерна за последние 100 лет — всего 47 млн. т. Поголовье скота за последние восемь
лет сокра
тилось наполовину. Резко сократилось в последние годы количество вносимых
удобрений — на гектар пашни до 8 кг, в то
время как во Франции, Бельгии, Нидерландах этот показатель достигает до 280.

Ошибки в проведении экономических реформ, приватизация нанесли огромный урон АПК России. Многие приобретенные новыми владельцами за гроши предприятия за очень короткий срок из рентабельно работающих превратились в убыточные. Увеличивается количество пустующих земель: оно достигло уже 30 с лишним млн. га сельхозугодий, из которых 20 млн. га пашни. Эти земли нечем обрабатывать. Ставка на развитие личного подсобного хозяйства граждан не дает желаемого эффекта — частный сектор не сможет возродить сельское хозяйство. Необходимо возрождать крупное производство, всемерно поддерживать рентабельные колхозы и совхозы.

  • Основные задачи перспективного развития АПК РФ в условиях становления рыночных отношений связаны, прежде всего, со стабилизацией, достижением уровня развития всех отраслей и подотраслей АПК в 1986—1990 гг., а затем наращиванием производства всех видов сельскохозяйственной продукции и полным освобождением от импорта основных продуктов питания — хлеба, мяса, птицы, молочной продукции. Выполнение этой задачи отличается особой сложностью, так как в настоящее время обеспечение населения продукцией питания на 50% осуществляется за счет импорта. Одной из важнейших задач развития АПК является сбалансированное развитие всех сфер АПК, что особенно необходимо для решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Особенно остро стоят задачи развития отраслей перерабатывающей промышленности и производственной инфраструктуры АПК.

  • Важнейшей задачей развития АПК является сокращение потерь продукции при сборе урожая. В настоящее время потери зерна составляют 30%, картофеля и овощей до 45%. Естественно, эти данные характерны для государственных хозяйств и пока еще не набравших силу акционерных обществ. Важной задачей перспективного развития АПК является обеспечение всей сферы комплекса, т. е. и сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности техникой и оборудованием, а также минеральными удобрениями. Решение этой проблемы связано с необходимостью ликвидации диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

  • Одними из главных задач развития АПК являются также становление рынка средств производства, повышение качества продукции сельскохозяйственной техники, что позволит создать в России высокоэффективное сельскохозяйственное производство и решить продовольственную проблему.

Решение задач подъема всех сфер АПК и, прежде всего развития сельскохозяйственного производства связано в первую очередь с необходимостью укрепления законодательной базы. В настоящее время практически все формы хозяйствования в системе АПК, особенно крестьянские фермерские хозяйства, испытывают трудности со сбытом своей продукции, часто вынуждены за бесценок продавать ее посредникам, перекупщикам. По существу для крестьянина закрыт доступ на колхозные и оптовые рынки. Государство недостаточно регулирует формирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В агросервисе и перерабатывающей промышленности большинство предприятий являются локальными монополистами. Правда, в последнее время сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлены дополнительные права на приобретение на льготных условиях контрольных пакетов акций обслуживающих и перерабатывающих предприятий.

Как уже отмечалось ранее, основа АПК — сельское хозяйство. От уровня развития сельского хозяйства зависит состояние всей сферы АПК.

Сельское хозяйство имеет отличие от других сфер экономики, которое заключается в том, что земля выступает в качестве основного средства производства. Земля в отличие от других средств производства не является продуктом труда человека, ее размеры не могут быть увеличены. При правильном использовании земли в сельскохозяйственном производстве ее качество может улучшаться, тогда, как другие средства производства постепенно стареют как морально, так и физически.

Важной особенностью ряда важнейших сельскохозяйственных производств является сезонность, приводящая к неравномерному использованию рабочей силы в течение года. Особенностью сельского хозяйства является зависимость от природных условий, особенно от почв, климата, водных ресурсов. Во многих районах России специализация сельского хозяйства обусловливается природными факторами. Особенностью сельского хозяйства является ее биологический характер, т. е. в качестве средств производства выступают растения и животные.

Огромный земельный фонд сельскохозяйственных земель в почти 400 млн. га в настоящее время используется лишь на 40%. Имеются огромные резервы неиспользованных земель, большое количество заброшенных земель, и этот процесс в последние годы имеет тенденцию к нарастанию, что естественно ведет к уменьшению производства основной сельскохозяйственной продукции. Спад производства имеет место во всех отраслях сельского хозяйства, даже до последнего времени в производстве зерна. В последние годы, правда, в производстве зерна положение несколько стабилизировалось на уровне 100 млн. т в год.

Россия существенно уступает развитым капиталистическим странам по потреблению продуктов питания, имеет нерациональную, вредную для здоровья структуру питания, в которой мала доля мяса, фруктов, овощей и повышена доля хлеба, картофеля, животных жиров.

Для сельского хозяйства страны характерен низкий уровень урожайности сельскохозяйственных культур: по зерну она ниже, чем в развитых странах мира в 2,8 раза, по картофелю — в 2,2 раза, сахарной свекле — в 2 раза. Низка и продуктивность животноводства. По уровню производительности труда в сельском хозяйстве Россия отстает от развитых стран мира в четыре раза.

Особенно остро в сельском хозяйстве стоят социальные проблемы. Уровень жизни в селах значительно уступает городскому, заработная плата значительно ниже, рацион питания скуднее.

Слабо развита социальная инфраструктура села. В плохом состоянии в сельских районах находятся транспортные коммуникации. Бюджетные ассигнования сельского хозяйства и всей сферы АПК ничтожно малы и в последние годы сокращаются. Все это усугубляет кризисное состояние аграрной сферы.

3.Экономические реформы в АПК на этапе становления рыночных отношений

Становление и развитие рыночных отношений в агропромышленном комплексе требуют проведения аграрных реформ.

Предпринимаемые в последние годы основные шаги структурной перестройки агропромышленного комплекса страны в целом, а также ее регионов направлены на реализацию путей выхода из кризиса.

Основными целями структурной перестройки аграрной экономики являются: социальная переориентация экономики, формирование высокоразвитого потребительского сектора, способного обеспечить достаточный уровень благосостояния всех слоев населения. Для осуществления этих целей, прежде всего, необходимы стабилизация сельскохозяйственного производства, создание современной базы по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

Главные направления структурной перестройки — это проведение земельной реформы, формирование рыночных отношений, многообразия форм собственности, совершенствование отраслевой структуры АПК при особом внимании к приоритетному развитию промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья, созданию новых малых и совместных предприятий пищевой промышленности, особенно в сельских населенных пунктах для решения проблемы занятости сельского населения.

Одной из важнейших форм хозяйствования в условиях рынка является создание фермерских крестьянских хозяйств. При этом сам процесс формирования фермерских хозяйств в условиях кризиса отличается большой сложностью. Создание современного товарного рентабельного фермерского хозяйства требует огромных финансовых затрат и государственной поддержки. Необходимы субсидии, налоговые и кредитные льготы фермерам. Исторический путь развития фермерских хозяйств в развитых странах показывает, что высокорентабельные и просто рентабельные фермерские хозяйства появились не в результате декретов и указов, а зарождались и укреплялись по мере развития рыночной экономики. При этом нужно иметь в виду, что современные фермерские хозяйства в этих странах интегрированы в сложную систему агробизнеса и узко специализированы

В России фермерство только зарождается. Чтобы достигнуть высокого уровня развития, ему нужно пройти долгий путь. Пока же у нас не созданы эффективные рыночные отношения, не осуществлены экономические реформы в аграрной сфере, отсутствует необходимое законодательство, по существу фермеры лишены поддержки, как на государственном, так и на местном уровне. Поэтому вполне объяснимы современные процессы в развитии фермерского хозяйства, возникновение и разорение фермерских хозяйств, а также пока еще его ничтожная доля в производстве сельскохозяйственной продукции.

Для успешного проведения земельной реформы во всех регионах России необходимо осуществлять регулирование земельных отношений.

Реформирование АПК зависит также от инвестиционной и структурной политики, проводимой в регионах России.

Цель инвестиционной политики — повышение эффективности АПК. Капиталовложения должны быть направлены на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий АПК, на создание социальной инфраструктуры села. Структурная перестройка аграрной экономики должна способствовать увеличению продовольственных ресурсов, повышению их качества и снижению себестоимости. При этом важнейшими задачами являются — развитие рыночной инфраструктуры в АПК, создание мощностей по хранению, переработке сельскохозяйственной продукции. Главные направления в инвестиционной и структурной политике следующие:

  1. Приближение перерабатывающих предприятий к сырьевым зонам.

  2. Увеличение выпуска оборудования для стационарных и передвижных заводов или цехов малой и средней мощности, а также создание производства легких сборных конструкций для их строительства.

  3. На основе кооперации за счет кредитов банка и собственных источников финансирования целесообразно создание малых и средних предприятий по переработке, агротехсервису, маркетингу.

Модернизация переработки сельскохозяйственной продукции и ее хранения, а также модернизация сети дорог и энергетических коммуникаций.

  1. В условиях становления рыночных отношений необходим переход всех отраслей агропромышленного комплекса на индустриальные технологии.

  2. Для нормального функционирования АПК в условиях рынка необходимо наладить производство в регионах малогабаритной техники для сельского хозяйства и развернуть строительство малоэтажных усадебных домов для сельского населения из местных стройматериалов

Структурные сдвиги в АПКГ следует ориентировать на создание рыночной сбалансированной системы «сельское хозяйство — хранение — транспортировка — переработка», на переход от капиталоемких к ресурсосберегающим технологиям, на социальную переориентацию инвестиций, на оптимизацию рыночного оборота на основе взаимодействия крупных, средних и мелких производств, а также на региональную специализацию сельского хозяйства.

Инвестирование структурной перестройки предприятий продовольственного комплекса регионов требует предоставления инвестиционного налогового кредита и введения нормативов ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов.

К структурным сдвигам внутри каждого из блоков продовольственного комплекса следует отнести необходимость изменения структуры самого земледелия, рационализацию структуры фондопроизводящих отраслей, без которых невозможно функционирование различных типов хозяйств на качественной технологической основе.

Главными источниками инвестиций АПК в регионах в условиях становления рыночных отношений должны стать:

  1. безвозмездные дотации из бюджета на создание крупных объектов инфраструктуры и природоохранные мероприятия;

  2. беспроцентные займы, целевые банковские вклады, особенно для кредитования производств, выпускающих экспортную продукцию;

  1. накопления предприятий для краткосрочного кредитования;

  2. эмиссионные источники — облигации, ценные бумаги;

  3. государственные (бюджетные) и негосударственные средства;

  1. средства специальных фондов;

  2. банковские кредиты и т.д.

Становление рыночных отношений обусловливает реформирование системы кредитного обслуживания агропромышленного комплекса, переход к преимущественно кооперативной форме кредитных учреждений, а также упорядочение системы финансовых расчетов между товаропроизводителями АПК и другими предприятиями регионов.

Из федерального и местных бюджетов могут лишь финансироваться целевые программы социально-экономического развития села, программы поддержки крестьянских хозяйств, развитие социальной инфраструктуры села, строительство мелиоративных систем, закладка многолетних насаждений.

Современное состояние АПК Российской Федерации на начальном этапе развития рыночных отношений дает основание сделать определенные выводы.

  • АПК отличается неразвитостью инфрастуктуры рынка, производственной и социальной инфраструктур.

  • Цены на промышленную продукцию во много раз превышают цены на продукцию сельского хозяйства. Диспаритет цен не дает возможности сельскохозяйственным товаропроизводителям приобретать технику, минеральные удобрения и другие, необходимые для развития АПК товары.

  • Нарушена эквивалентность обмена между продукцией промышленности и сельского хозяйства, что обусловливает спад производства.

  • Либерализация цен, считающаяся главным условием оживления производства, развития конкуренции, насыщения потребительского рынка, в действительности в условиях еще монополизированной экономики с нерациональной и неэффективной
    структурой аграрного производства и искаженными стоимостными пропорциями ускорила процесс разрушения производства. Введение же налога на добавленную стоимость еще более усугубило ситуацию в сфере АПК.

Необходимы действенные меры по выходу из кризиса, стабилизации всех отраслей АПК. Эти меры могут быть осуществлены при проведении эффективных рыночных реформ в аграрной
сфере, т.е. земельной реформы, реформы финансовой
системы, структурной реформы и реформы системы управления.

Важнейшим звеном в системе аграрных преобразований в АПК является реформирование производства и переработки сельскохозяйственной продукции, внедрение современных технологий. Необходимо освоение ряда новых перерабатывающих производств, например, производство сушеной и быстрозамороженной продукции овощей, плодов и ягод, расширение ассортимента детского питания, кормового белка, биопрепаратов из продукции мясомолочной промышленности.

Новые производства, а также новые цеха действующих предприятий следует размещать вблизи сырьевых баз, т.е. в сельских районах.

Действующая система управления АПК нуждается в реформировании, устранении дублирования функций управления на федеральном и региональном уровнях. Важнейшей задачей при этом является подготовка квалифицированных кадров сферы управления,

3.1 Реальная государственная поддержка АПК в современной России.

Наблюдаемые процессы экономического оживления в аграрной сфере экономики различных регионов страны свидетельствуют о начале устойчивых позитивных тенденций, подкрепляемых общеэкономической стабилизацией на макроуровне, развитием и углублением рыночных преобразований, формированием и расширением финансовых, кредитных институтов, ориентированных на обслуживание непосредственного производителя сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия, формированием с 2008 года в стране национального резервного фонда и фонда благосостояния. Резервный Фонд предусмотрен в объеме не ниже 10% ВВП или около 4 трлн. руб. Эта сильная финансовая подпитка инициирует Правительство РФ на разработку различных государственных программ поддержки отраслей экономики, ориентируя их на достижение новых целей и решение сложных народнохозяйственных задач, которые до недавнего времени казались трудноразрешимыми.

Сегодня сельское хозяйство России по разным объективным и субъективным причинам оказалось в тяжелом положении. Если мы хотим сохранить статус крупной аграрно-индустриальной державы, спасти село от экономического умирания, то необходимо переходить к идеологии социального государства на базе стратегии развития реальной экономики страны и особенно возрождения агропромышленного комплекса. Такой подход требует значительного увеличения государственных материальных и, прежде всего финансовых ресурсов с активным участием в государственных проектах частного как российского, так и иностранного капитала.

Следует заметить, что в последнее время приняты важнейшие документы, позволяющие определить стратегические задачи и наметить меры правового, социально-экономического и организационного характера для их решения. Речь идет о Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», приоритетном национальном проекте «Развитие АПК».

Конечно, национальный проект «Развитие АПК» не мог решить все проблемы села. Он был направлен на ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования. Но главная его заслуга в том, что он привлек внимание к проблеме, разбудил интерес как у крестьянства, так и у властных структур.

С 2008 г. проект «Развитие АПК» перерос в Государственную программу, которая была принята в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», и носит системный, комплексный характер, включая конкретные задачи и пути их решения. «Это трансформация, а не завершение проекта, — подчеркнул Президент России Дмитрий Медведев. — По сути, теперь приоритетными являются не отдельные фрагменты нашей работы, а все, что заложено в Государственную программу развития сельского хозяйства».

Итак, постановлением Правительства РФ от 14.07.2007г. №446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

В соответствии с программой общий объем её финансирования составит: за счет средств консолидированного бюджета – 1095,6 млрд. руб. (доля федерального бюджета – 50,3%; доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 49,7%). Кроме того, в течение пяти лет с начала осуществления программы 311 млрд. руб. предусматривается привлечь из внебюджетных источников.
В результате реализации этой Государственной программы ожидается достичь качественных изменений в сельском хозяйстве. В частности, предполагается значительно улучшить жилищные условия в сельской местности – увеличить ввод и объем приобретения жилья в 3,7 раза по сравнению с 2006 годом, до 60%. Ожидается, что, объем производства продукции сельского хозяйства увеличится на 24,1% (по отношению к 2006 г), а привлечение инвестиций в основной капитал в 2008-2012 годах составит 946,8 млрд. руб. Для повышения продовольственной безопасности страны доля российских продовольственных товаров в розничной торговле должна быть доведена до 70%.

В рамках реализации данной Государственной программы предусматривается, что к 2012 году производство, например, молоко в Российской Федерации достигнет 37 млн. т, что превысит уровень 2006г. на 17,8%. Однако из самой программы не вытекает, как и за счет каких ресурсов будет обеспеченно достижение данного показателя.

Пакет принятых документов, несомненно, имеет первостепенное значение после почти двух десятилетий забвения сельских проблем.

И проект «Развитие АПК», и Государственная программа уже на первых порах столкнулись с неожиданными препятствиями, связанными с тем, на какой основе — жилищной, кадровой, социально-экономической, технико-технологической, организационной, управленческой и др. это будет осуществляться. Нужна выверенная, глубоко обоснованная и продуманная долговременная стратегия возрождения и устойчивого развития села, всего АПК. Учитывая, что на это потребуются огромные денежные средства, поставленная задача по силам только государству, которое может полностью взять на себя финансирование данного стратегического проекта. Такая стратегия, по выводам экономистов, должна включать четыре основных направления:

  • восстановление и устойчивое развитие сельских территорий; без этого бесполезно вкладывать денежные средства в сельскохозяйственное производство;

  • подготовка кадров для села как работников массовых профессий, так и специалистов высшего звена, владеющих новыми современными технологиями;

  • окончательное решение земельного вопроса, обеспечение прозрачности земельных отношений между пользователями земли и государством;

  • разработка экономического механизма ценообразования, отвечающего интересам субъектов хозяйствования АПК.

Также в качестве государственной поддержки начинает формироваться система ипотечного кредитования в сфере АПК.

Сложное финансовое положение сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время, как уже говорилось, обусловлено недостатком собственных источников финансирования сельско-хозяйственных товаропроизводителей и низкой эффективностью производства сельскохозяйственной продукции.

Развитие ипотечных отношений в сельском хозяйстве в современных условиях приобретает большую значимость в связи с необходимостью привлечения дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс в целях возрождения агропромышленных предприятий. Недостаточность и низкое качество залогового обеспечения ограничивают доступ сельскохозяйственных организаций к кредитным ресурсам и повышают кредитные риски банка. В связи с этим становление земельного рынка является первостепенной задачей, решение которой позволит запустить в действие механизм ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, где в качестве обеспечения выступят сельскохозяйственные земли, являющиеся наиболее приемлемым видом залога для получения инвестиционных кредитов.

Залоговые отношения в сельском хозяйстве включают в себя отношения по поводу залога сельскохозяйственной продукции и недвижимого имущества, и в первую очередь основного средства производства – земли. Важнейшей предпосылкой для развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог недвижимого имущества является принятие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Основные преимущества ипотечного кредитования сельскохозяйственных производителей заключается в следующем:

  • обеспечивает доступ новых и действующих сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению новых и расширению используемых земельных участков;

  • позволяет привлечь финансовые ресурсы для ведения сельскохозяйственного производства;

  • способствует переливу капитала в сельское хозяйство из других отраслей национальной экономики в целях его наиболее эффективного использования.

При становлении земельных кредитных систем на первых порах очень важна роль государства, его активное участие в формировании сети земельных ипотечных банков, создании кредитных ресурсов, предоставлении льготных кредитов, удешевлении кредитов путем компенсации высоких процентных ставок, подготовке кадров, создании системы законодательной защиты прав на земельную собственность. По мере развития ипотечного кредитования потребность в кредитных ресурсах со стороны государства уменьшится.

Одним из важных шагов на пути решения всех проблем, имеющихся в агропромышленном комплексе, является, по мнению экономистов, учреждение Правительством Российской Федерации в качестве оператора системы ипотечного кредитования в АПК Земельного банка Российской Федерации

с соответствующей сетью банков в регионах, который призван решать следующие задачи:

  • проведение государственной политики и разработка концепции системы ипотечного рынка

  • оказание услуг залогодателям по оформлению ипотечных договоров, договоров страхования и т.д.

  • контроль за деятельностью субъектов ипотечного рынка – страховых, оценочных, риэлтерских агентств и региональных систем ипотечного кредитования

  • учет движения земельных участков, находящихся в залоге

  • и т.п.

Главным инструментом, обеспечивающим легитимность залоговых операций, является также создание Российской федеральной земельной биржи

Инновационные пути развития, как решение имеющихся проблем

Условия и факторы, способствующие и ограничивающие инновационное развитие АПК типичны для большинства регионов страны. Переход к рынку негативно отразился на агропродовольственном секторе. За годы рыночных преобразований производство продукции упало до объемов второй половины 60-х годов XX века. Село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются обострение демографической ситуации, высокий уровень безработицы сельского населения и бедности.

Выход аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивое функционирование и развитие сельскохозяйственного производства, других сфер АПК, решение проблем продовольственной безопасности страны и регионов, обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки неразрывно связано с активизацией инновационной деятельности. Применяя нововведения, субъекты хозяйствования могут снизить издержки производства, что обеспечит им большую долю на рынке и получение дополнительной прибыли. Возможность производить новую или улучшенную продукцию позволяет иметь добавочный доход за счет монопольной позиции на рынке. Инновации помогают хозяйствующим субъектам сохранить также конкурентные преимущества и не потерять свою долю на рынке.

Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых пли улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.

По предмету и сфере применения в АПК целесообразно выделить четыре типа инноваций: селекционно-генетические (присущ только центральному звену комплекса — сельскому хозяйству); технико-технологические и производственные; организационно-управленческие и экономические; социально-экологические.

Инновационные процессы в АПК отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве осуществляется во взаимодействии экономических и естественно-биологических процессов. Поэтому при управлении инновациями следует учитывать не только экономические законы, но и законы природы — законы равнозначности, незаменимости и совокупности жизненных факторов, а также законы минимума, оптимума и максимума.

Действие закона незаменимости факторов производства проявляется в том, что, например, путем селекции невозможно компенсировать недостаток удобрений, изменением сортности нельзя возместить недоделки агротехники, племенным отбором не покрыть недостающие корма. Согласно закону минимума рост производства сдерживается тем фактором, который находится в минимуме. Например, уровень продуктивности скота определяется тем веществом, наибольшее количество которого находится в кормовом рационе; в соответствии с законом максимума превышение какого-либо одного питательного вещества сверх потребности животного не приведет к повышению его продуктивности.

Сложность аграрного производства, его особенности, комплексный характер инноваций в АПК диктуют необходимость выбора адекватных подходов и методов управления инновационным процессом, сочетания различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций.

Аграрный сектор характеризуется высоким уровнем рисков инновационных процессов. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию препятствуют желанию частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.

Анализ факторов, влияющих на инновационное развитие АПК, позволяет подразделить их на негативные (ограничивающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов).

Факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются переход к рыночному способу хозяйствования, наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный и кадровый потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.

К факторам, ограничивающим ин инновационное развитие, следует отнести:

ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки;

снижение внутреннего спроса на продовольствие; сокращение государственной поддержки аграрного сектора и государственного финансирования научно-технических программ;

неразвитость системы кредитования, высокие ставки по кредитам; отсутствие инновационной инфраструктуры и государственной инновационной политики и стратегии;

недостаточный уровень подготовки кадрового персонала организаций АПК в области инновационного менеджмента; узость рынка инновационной продукции; отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления инновационными процессами.

Активизация инновационной деятельности тесно связана с достижениями в научно-технической сфере потребностями агропромышленного производства, наличием научно-производственного и трудового потенциала, формированием адекватной аграрной и инновационной политики на федеральном и региональном уровнях.

В настоящее время инновационная деятельность в АПК характеризуется низким уровнем активности при значительном и неиспользованном научном потенциале. Доля агропромышленных предприятий, являющихся наиболее динамичными потребителями новшеств, составляет всего 8%.

Сегодня основными разработчиками и поставщиками нововведений остаются государственные научные организации, входящие в состав РАСХН и РАН, а также вузы, в которых научными исследованиями по проблемам АПК занимаются научные сотрудники, в том числе доктора и кандидаты наук. В период проведения рыночных реформ произошло сокращение объемов финансирования науки и уровня заработной платы научных работников, что привело к оттоку молодых ученых и ухудшению возрастной структуры научных кадров. На начало 2008 г. в научных организациях, занимающихся аграрными исследованиями, доля научных сотрудников старше 60 лет составила 39%, в том числе кандидатов наук – 40%, докторов наук — 100%. Средний возраст кандидата наук достиг 56 лет, а доктора наук — 68 лет.

В настоящее время, учитывая ограниченность выделяемых государством ресурсов, первоочередным приоритетом должна стать государственная поддержка фундаментальных исследований и важнейших прикладных разработок, ориентированных на быструю отдачу. Однако выбор указанного приоритета развития аграрной науки не должен привести к снижению финансирования по другим направлениям научных разработок, где имеется значительный потенциал ученых.

Развитие инновационной инфраструктуры предусматривает формирование организаций, занятых продвижением научно-технической продукции на рынке инноваций; информационно-консультационным обслуживанием инновационной деятельности; экспертизой научных и инновационных программ, проектов, предложений и заявок. Кроме того, важно развивать опытную базу, создавать структуры для финансирования научно-технической и инновационной

деятельности.

Оценка ситуации в АПК свидетельствует, что для активизации инновационной деятельности предстоит решить целый ряд задач государственной инновационной политики. К числу приоритетов развития инновационных процессов в АПК следует отнести следующие: разработка государственной инновационной политики и стратегий, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов; обеспечение единства государственной аграрной, научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса агропромышленного производства на научно-технические достижения и привлечение капитала в развитие инновационных технологий; совершенствование нормативно-правового регулирования инновационных процессов; создание условий для активизации деятельности аграрной науки, совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований; техническое и технологическое переоснащение организаций комплекса, применение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки продуктов питания; создание современной системы и информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК; формирование экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе.

Список литературы

  1. «Экономическая география России» / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова –
    М.: ИНФРА, 2002г. с.210-211

  2. «Экономическая география России» / Под ред. Т.Г. Морозовой –
    М.: ЮНИТИ, 1999г. с. 208-215; с. 224-229

  3. «Проблемы теории и практики управления» 8/2008 с.24-29

  4. «Проблемы теории и практики управления» 6/2008 с.27-33

  5. «Финансы» 3/2008 с. 19-23

  6. «Деньги и кредит» 9/2008 с. 27-31

  7. «Деньги и кредит» 2/2008 с. 20-21

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *