Сценарий классного часа «Конституция РФ»


Тема: «Конституция РФ»

Сценарий классного часа, посвященного Дню Конституции РФ

Цель: создание условий для осознания учащимися сущности и значения

Конституции.

Задачи:

Образовательная: расширить представления об истории праздника, дать определение Конституции.

Развивающая: развивать познавательную активность у учащихся.

Воспитывающая: воспитывать чувства гражданского долга, патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, любовь к Родине.

Коррекционная: развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания, мышления.

Форма проведения: беседа

Метод проведения: объяснительно-иллюстративный

Оборудование: «Конституция РФ, карта России»

Ход классного часа

Ведущий:
Праздник, посвященный Дню Конституции — это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране. (Показ нашей страны на карте )

Как называется наша страна? (Ответы детей — Россия) Так в Статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А как называют людей, живущих в России? (Ответы детей – россиянами) Правильно, ребята.

«Казалось бы, одна из самых звучащих тем — государство, политика, общество и прочее — интересна в основном специалистам. Но государство — это действительно мы, хорошие и плохие, но — мы!» Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободу человека. Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределение народов, мы свято чтим память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Возрождая суверенную государственность России, и утверждая незыблемость её демократической основы, мы стремимся обеспечить благополучие и процветание России. Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, мы, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации — это высший нормативный правовой акт Российской Федерации. (Словарь) обратимся к «Толковому словарю». В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство». То есть то, как строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции.

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства.

В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — важнейшая обязанность государства. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства.

Наша страна называется Российской, потому что большинство её населения – русские. Но вместе с русскими на её землях живут и другие народы. Её населяют более 180 национальностей, народностей. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в Статье 19 Конституции РФ:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства, так как опять же Статья 1 Российская ФедерацияРоссия — есть демократическое государство. Что означает выражение «демократическое государство»? Это значит, что в нашей стране власть принадлежит народу, и народ может участвовать в управлении государством. Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения правительства. Кто является президентом в России в настоящее время? (Ответы детей)

Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». И действительно, президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией РФ, в которой оговариваются его права и обязанности. Но и мы, граждане России, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности.

Что такое право и что такое обязанность? Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. Так Статья 2 гласит — человек, его права и свобода являются высшей ценностью.

1. Ученик:
Только ты на свет родился
Право первое твое
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное своё.

2. Ученик:
(
Выходит ученик с плакатом, где изображена семья.)
Очень трудно самому
Жить на свете одному.
Правом с мамой жить, и с папой
Пользуемся мы, ребята.

3. Ученик:
Если ж вдруг случилось горе
Стал ребёнок сиротой.
Детский дом – уютный, добрый
Даст ему и кров, и стол.

4. Ученик:
(
Выходит ученик в белом халате и с градусником.)
Если жар все тело ломит,
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь,
Тоже право детвора.

5. Ученик:
Будь ты слабым или сильным
Белым, черным – все равно,
Ты родился быть счастливым —
Это право всем дано.

Ведущий:

Статья 20 п. l Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишать человека жизни. Подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному. «Жить только для себя — не значит жить». (Меандр)

6. Ученик:
Я росточком не высок
И пока не так силён,
Но не смей мне делать больно.
Есть у нас такой закон.

Сценка «Не обижай слабых».
(Инсценировка. Участвуют 2 детей. Более крупный замахивается на слабого.)

Ведущий:

Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.

Статья 19 п. 1 Все равны перед законом и судом.

Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она их наказывает. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в Статье 118 Конституции России.

«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». (Б. ШОУ)

Ещё мне хотелось бы обратить внимание на Статью 44 п. 1 «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного… и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом».

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить…». (Н.В. ГОГОЛЬ)

«Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют». (А. П. ЧЕХОВ)

7. Ученик:
Есть ещё такое право
Помнить, думать и творить.
И другим свои творенья,
Если хочешь, подарить.

8. Ученик:
(
Выходит ученик с книгой «Азбука».)
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь —
Учиться на родном мне языке.

Ведущий:

Вы знаете, что каждый народ говорит на своём языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут прекрасно понимать друг друга. Статья 68 Конституции РФ русский язык признан государственным языком. Русский язык по употреблению занимает третье место в мире.

И ещё об одном мне хочется сегодня рассказать. Каждый гражданин, живущий в своей стране должен уважать символы своего государства. Знать слова гимна своей Родины. Основные символы нашего государства – это государственный герб, флаг и гимн.

Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

А сейчас, ребята напомнят и прочтут вам некоторые ваши обязанности, а вы тем самым пообещаете строго-настрого их выполнять:

9. Ученик:
Будем хорошо учиться,
Землю отчую любить.
Будем Родиной гордиться,
Старость уважать и чтить.

10. Ученик:
Милый край, его природу,
Будем свято мы хранить.
Славу своего народа,
Умножать, превозносить.

11. Ученик:
Край родной, его границы,
Не дадим в обиду мы.
Если надо будем биться
Свой отстаивая мир!

12. Ученик:
Страна моя, рассвет моей мечты
Мне дороже навек твои черты.
И солнце, и сады, и города
С тобой я не расстанусь никогда.

13. Ученик: читает стихотворение И. Ножкина: «Россия».

Я люблю тебя, Россия,

Дорогая наша Русь,

Нерастраченная сила,

Неразгаданная грусть.

Ты размахом необъятна,

Нет ни в чем тебе конца,

Ты веками непонятна

Чужеземным мудрецам.

Много раз тебя пытали,

Быть России иль не быть,

Много раз в тебе пытались

Душу русскую убить.

Но нельзя тебя, я знаю,

Ни сломить, ни запугать,

Ты мне, Родина родная,

Вольной волей дорога.

Ведущий:
Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас, и вы о многом узнали. А чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну. Где вы родились.

14. Ученик: читает стихотворение И. С. Никитина: «Русь».

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную…

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Ведущий:

И у меня есть предложение закончить наше занятие конкурсом рисунков, посвященного «Дню Конституции РФ».

Литература:

  1. Календарь знаменательных дат. М., 1998.

  2. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / сост. М.А. Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – (Серия «Учебно-методический комплект)

  3. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *