Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
Утверждено
Протоколом Медико педагогического совета
от «___» __________ 2013г.
Приказ №______ от «____»_____2013г.
Директор школы-интерната
____________ Мягдеева Н.Н.
Рабочая программа
по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
для 1 КОРРЕКЦИОННОГО класса
1 часа в неделю; 33 часов в год
Составитель: Денисова Полина Александровна, учитель начальных классов
Согласовано
Зам. директора по УР______________А.А.Демидова
Рассмотрено
На заседании ШМО, протокол № ___ от «____» ____________ 2013 г.
Руководитель ШМО _____________ Е.Б. Падьярова
Альметьевск, 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
-
Закона РФ «Об образовании» №273 –Ф3. Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г;
-
типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
-
концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г;
-
базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии от 10.04.2002г., №29/2065
-
авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой;
-
учебного плана «Альметьевской специальной (коррекционной) школы-интернат VI вида (для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и умственную отсталость) на 2013-2014 учебный год;
-
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в Альметьевской школе-интернат VI вида;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Целью данной программы является:
-
оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
-
способствовать формированию личности ребенка;
-
воспитание положительных навыков и привычек.
Основные задачи:
-
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-
содействовать развитию у учащихся аналитико — синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
-
развитие опыта восприятия
Требования к уровню подготовки учащихся (Знать/уметь)
Учащиеся должны уметь:
-
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
-
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
-
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
-
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
-
различать и называть цвета;
-
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
-
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
-
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Содержание программы
Согласно авторской программе на изучение изобразительного искусства отводится 33 часа в год (1 час в неделю) и по учебному плану Альметьевской школы-интернат VI вида на изучение данного предмета отведено 1 час в неделю (33 часа в год). Исходя из этого, предлагается следующее распределение часов:
Количество часов |
|
|
По рабочей программе |
Подготовительные упражнения |
16 |
Декоративное рисование |
5 |
Рисование на темы |
6 |
Рисование с натуры |
6 |
Итого |
33 |
Учебно – методическое и программное обеспечение
-
И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002.
-
И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 2009.
-
Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974.
-
В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля, вид самостоятельной работы |
Словарь |
Дата проведения |
||
План |
Факт |
||||||||
Подготовительные упражнения 16 ч |
|||||||||
1 |
Урок – игра на тему: «Найди такой же цвет». |
1 |
УОНМ |
|
Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы |
ПР |
Названия основных цветов |
5.09 |
|
2 |
Рисование предметов разной величины |
1 |
УОНМ |
|
Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). |
ПР |
Большой маленький |
12.09 |
|
3 |
Урок-экскурсия. Рисование мелом на асфальте прямых линий в разных направлениях |
1 |
УОНМ |
Рисование прямых линий в разных направлениях |
Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы |
ПР |
Прямая
|
19.09 |
|
4 |
Рисование мелом на доске прямых вертикальных и горизонтальных линий |
1 |
УЗИМ |
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу). |
Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии. |
ПР |
Вертикально Горизонтально |
26.09 |
|
5 |
Рисование пальчиками дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик) |
1 |
УОНМ |
Рисование пальчиками на ватмане дугообразных линий (по показу). |
Уметь проводить от руки волнистые линии |
ПР |
|
3.10 |
|
6 |
Рисование на подносе замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка). |
1 |
УОНМ |
Рисование на подносе с манной крупой замкнутых круговых линий (по показу). |
Уметь проводить от руки округлые (замкнутые) линии |
ПР |
Замкнутая линия |
10.10 |
|
7 |
Урок – игра на тему: «Разноцветные шары». |
1 |
УОНМ |
Рисование замкнутых круговых линий. |
Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы |
ПР |
Названия основных цветов |
17.10 |
|
8 |
Игра –инсценировка «Огород». Рисование фруктов и овощей. |
1 |
УОНМ |
Рисование (по показу) предметов круглой и овальной формы |
Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки округлые, прямые замкнутые линии: закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. |
ПР |
Названия фруктов и овощей |
24.10 |
|
9. |
Урок – игра на тему: «Мои учебные принадлежности». |
1 |
УОНМ |
Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы. |
Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки прямые замкнутые линии: закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. |
ПР |
|
31.10 |
|
10 |
Дом. |
1 |
УОНМ |
Выполнение рисунка по опорным точкам. |
Уметь организовывать свое рабочее место, правильно держать карандаш; соединять точки. |
ПР |
|
14.11 |
|
11 |
Кораблик. |
1 |
УОНМ |
Беседа: «Водный транспорт» |
Уметь рисовать предметы по опорным точкам |
ПР |
|
21.11 |
|
12 |
Рисование узора в полосе по клеточкам |
1 |
УОНМ |
Рассматривание образцов |
Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры |
ПР |
Симметрия |
28.11 |
|
13 |
Узор в полосе из кругов и квадратов |
1 |
УОНМ |
Выкладывание узора из геометрических фигур |
Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры. Знать геометрические фигуры |
ПР |
квадрат |
5.12 |
|
14 |
Праздничные флажки. |
1 |
УОНМ |
Рассматривание иллюстраций |
Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры |
ПР |
прямоугольник |
12.12 |
|
15 |
Снеговик. |
1 |
УОНМ |
Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их. |
Рисование кругов разных по размеру. |
ПР |
|
19.12 |
|
16 |
Новогодние игрушки. |
1 |
УОНМ |
Рисование круга по шаблону |
Уметь рисовать по памяти(после показа) несложные по форме елочные игрушки |
ПР |
Круг шаблон |
26.12 |
|
17 |
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка |
|
УОНМ |
Развитие наглядно-образного мышления |
Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии |
ПР |
|
16.01 |
|
18 |
Узор на рукавице. |
1 |
УОНМ |
Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов |
Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка; различать и называть цвета. |
ПР |
Рукавица узор |
23.01 |
|
19 |
Узор в полосе из снежинок. |
1 |
УОНМ |
Создание равномерного симметричного узора в полосе. |
Уметь равномерно заполнять плоскость полосы бумаги декоративными элементами; делить полосу на равные части, соблюдать симметрию. |
ПР |
симметрично |
30.01 |
|
20 |
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам |
1 |
УОНМ |
Рисование геометрического орнамента |
Уметь рисовать предметы по опорным точкам |
ПР |
Треугольник квадрат |
6.02 |
|
21 |
Рисование с натуры игрушки – светофора. |
1 |
УОНМ |
Беседа по ПДД |
Уметь передавать в рисунке основные его свойства |
ПР |
светофор |
13.02 |
|
22 |
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. |
1 |
УОНМ |
Уметь изображать постройку на листе бумаги, соблюдая пропорции. |
Составление предмета из геометрических фигур. |
ПР |
башня |
27.02 |
|
23 |
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. |
1 |
УОНМ |
Рассматривание готовых работ, глиняных игрушек |
Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине |
ПР |
Барышня Свистулька |
6.03 |
|
24 |
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. |
1 |
УОНМ |
Беседа о празднике |
Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге |
ПР |
|
13.03 |
|
25 |
Грибы (белый, мухомор, подосиновик). |
1 |
УОНМ |
Дид. игра: «Съедобный-не съедобный» |
Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. |
ПР |
Гриб Мухомор, Подосиновик подберезовик |
20.03 |
|
26 |
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» |
1 |
УОНМ |
Рисование по представлению. |
Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; передавать в рисунке величинные отношения предметов. |
ПР |
Солнце шарик |
3.04 |
|
27 |
Веточка в вазе. |
1 |
УОНМ |
Рисование с натуры Загадки о растениях |
Уметь передавать образные представления об окружающей действительности и ее явлениях. |
ПР |
Сирень верба |
10.04 |
|
28 |
Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке») |
1 |
УОНМ |
Рассматривание иллюстраций к сказке, рассказывание сказки. |
Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений |
ПР |
|
17.04 |
|
29 |
Игрушка-рыбка. |
1 |
УОНМ |
Рисование с натуры |
Уметь определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали. |
ПР |
|
24.04 |
|
30 |
Деревья. |
1 |
УОНМ |
Рисование с опорой на наглядность Беседа на тему «Деревья нашего города» |
Уметь соблюдать пропорции частей предмета. |
ПР |
Дуб Береза клен |
1.05 |
|
31 |
Тематический рисунок «Я ракету нарисую» |
1 |
УОНМ |
Беседа о космосе, чтение стихов |
Уметь выполнять тематический рисунок |
ПР |
Космос Космонавт ракета |
8.05 |
|
32 |
Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) |
1 |
УОНМ |
Рассматривание картин, беседа |
Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги |
ПР |
посуда |
15.05 |
|
33 |
Здравствуй лето |
1 |
УОНМ |
Беседа о лете. |
Уметь выражать свои мысли в рисунке |
ПР |
Июнь Июль август |
22.05 |
|
УОНМ – урок ознакомления с новыми знаниями
ПР — практическая работа