Рабочая программа по ИЗО 4 класс на 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №377 Кировского района Санкт-Петербурга

пр. Стачек, д.107, к.4, Санкт-Петербург, 198303 тел.: (812)-753-71-50 факс: (812)-757-37-77

http://www.kirov.spb.ru/sc/377/; email: sc377@kirov.spb.ru

РЕКОМЕНДОВАНА

к использованию

педагогическим советом

ГБОУ СОШ №377 Кировского района

Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ СОШ №377 Кировского района

Санкт-Петербурга

/И.Д.Захарченко/

протокол №1 от

пр №1-3 от .2014

«Рабочая программа
по
ИЗО для 4 класса
на 2014-2015 учебный год

учитель Кулабухова Ольга Витальевна

Санкт-Петербург
2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

  • Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского«Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2014.

  • Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2014.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

В процессе обучения изобразительному искусству в начальной школе реализуются

следующие цели и задачи:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

— отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

— особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

— закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, ком¬позиции;

— различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

— знать деление изобразительного искусства на жанры, пони¬мать специфику их изобразительного языка;

— роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

— видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

— выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

— анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

— пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

— передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Название темы урока

Колво

часов

Тип урока

Практическая работа

Домашнее задание

Дата

план

факт.

Тема года: «Каждый народ — художник».

1 четверть. Тема: «Искусство твоего народа».

1

«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».

(компоновка)

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Выполнение деревенского пейзажа по представлению. (групповая работа)

Найти репродукции русских пейзажей, поделиться впечатлениями.

Стр. 6-9, 11-17, стр 18., задание

2

«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы». (цветовое решение)

1

Закрепление знаний

Изображение деревни в природной среде, гармонии жилья с природой. Завершение работы в цвете.

Найти и принести репродукции древних русских городов.

Стр.11-17

3, 4,5

Проект «Деревня – деревянный мир».

(инд. конструирование)

3

Изучение и первичное закрепление

знаний

Конструирование из бумаги избы .Презентация.

(индивидуальная работа)

Найти изображения памятников русской старины.

Стр.20-26, 27-31

6

«Образ древних русских городов».

(создание ансамбля)

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Коллективное конструирование ансамбля кремля. Презентация.

Найти изображения женских образов в произведениях искусства.

7

«Образ русского человека».

(женский образ)

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение русских женских образов, красоты, мягкости, силы, нежности, русских женщин.

Найти изображения мужских образов в произведениях искусства.

Стр 35-36, задание №2 , стр39.

8

«Образ русского человека».

(мужской образ)

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение мужских образов (пахаря, богатыря, их силы и мужества).

Чем является труд для родителей и знакомых? Репродукции произведений искусства о труде. Стр.35-36, повторить. Ответить на вопросы

7

«Воспевание труда в искусстве».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение сельского труда (пахота, сенокос, уборка урожая).

8

«Народные праздники»

(предварительный рисунок, компоновка)

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Выполнение предварительного рисунка для панно «Ярмарка в русском городе» (коллективная работа).

Вспомнить все, что показывали, о чем говорили в течение четверти.

9

«Народные праздники».

(обобщение темы четверти)

1

Закрепление знаний

Создание панно на тему народного праздника «Ярмарка в русском городе», цветовое решение (коллективная работа). Обобщение темы четверти.

10

«Древнерусский город-крепость».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение древнерусского города- крепости

Найти изобразительный материал о природе и архитектуре разных народов.

Стр.40-41, задание на стр. 42

11-12

«Древние соборы».

2

Изучение и первичное закрепление

знаний

Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни

Стр.54-55

13,14, 15

«Города русской земли. Золотое кольцо России».

3

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение древнерусского города

Поискать и принести изображения национальных костюмов разных народов.

Стр.56-57, 60-70

16

Узорочье теремов.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение интерьера палаты

Стр.71-75, задание на стр. 76, вопросы стр.77

17

Япония- страна восходящего солнца. Образ японских построек.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение японских построек

Собирать и изучать литературный, изобразительный, музыкальный материал по культуре Японии.

Стр. 80-87

18

Отношение к красоте природы в японской культуре.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение природы через детали, характерные для японских художников ( ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор)

Стр. 88,задание 1 на стр.90-91, ответить на вопросы, стр .91

19

«Изображение японок в национальной одежде».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Передача характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Принести литературный, изобразительный материал по культуре Западной Европы.

Стр.90, задание 2.

20

Искусство народов гор и степей.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение жизни в степи и красоту пустых пространств. ( цветом выразить особенности природы степи)

С.92-101, вопросы и задания.

21

Образ художественной культуры средней Азии.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение древнего среднеазиатского города

С.108-109, вопросы и задания

20-21

«Образ художественной культуры Древней Греции». Древнегреческая архитектура. Проект.

3

Изучение и первичное закрепление

знаний

Объемное моделирование из бумаги. Изображение греческого храма.

Склеивание макетов

Стр.110-123 вопросы и задания

22

«Образ художественной культуры Древней Греции».

(панно)

2

Закрепление

знаний

Создание панно «Греческий атлетический праздник», или «Праздник Великих Панафиней».

Принести литературный, изобразительный материал по культуре средневековой Европы

23

«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы».(готика)

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Архитектурные зарисовки средневековых западноевропейских городов.

Стр.126-131

24

«Одежда и предметы быта горожан средневековья».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Зарисовки по представлению.

Стр.132. вопросы и задания , стр.134-135

25

«Праздник цехов ремесленников на городской площади».

(панно)

1

Закрепление

знаний

Работа над созданием коллективного панно

Принести материал по теме четверти, подготовить сообщения к итоговому уроку (можно группами).

26

«Завершение работы над панно».

1

Закрепление

знаний

Используя панно, выполненные детьми за четверть, а так же материал, собранный учащимися, провести беседу по закреплению знаний.

Поиск материала посвященного материнству, стихи, песни, репродукции, подготовить рассказ.

27

«Все народы воспевают материнство».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Работа на тему «Мама».

Найти репродукции, стихи о материнстве.

Выполнить мамин портрет с натуры.стр.139141, задание на стр.142, №1,2

28

«Все народы воспевают мудрость старости».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение любимого пожилого человека (дедушка, бабушка, учительница и т. д.).

Нарисовать с натуры дедушку или бабушку.

Стр.144-145, задание на стр.146

29

«Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево ит. д.).

Написать маленький рассказ о своем рисунке

Стр.148-149,задание на стр.150, № 1-3

30

«Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изображение событий, которые волнуют сегодняшних школьников.

31

«Все народы скорбят опавших за справедливость и воспевают их подвиг».

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Создание эскиза памятника герою.

Вспомнить, какие произведения о героях, борцах за справедливость вы видели в селе, городе, районе.

32

33

«Все народы скорбят о павших за справедливость

и воспевают их подвиг».

Юность и надежда.

1

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Изучение и первичное закрепление

знаний

Выполнение проекта памятника в объеме.

Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях

Стр .152-153

Стр.154-155

34

Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы…» Искусствоведческая викторина.

1

Закрепление знаний

Подготовка выставки класса за начальную школу.

Литература и средства обучения: Литература.

Для учителя:

  • Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского;

  • Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель Е.И.Коротеева – Волгоград: Учитель, 2014.

  • Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс «Твоя мастерская», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2014

Для учащихся:

  • Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2014г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *