Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №377 Кировского района Санкт-Петербурга пр. Стачек, д.107, к.4, Санкт-Петербург, 198303 тел.: (812)-753-71-50 факс: (812)-757-37-77 http://www.kirov.spb.ru/sc/377/; email: sc377@kirov.spb.ru
|
||||
РЕКОМЕНДОВАНА к использованию педагогическим советом ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга
|
|
УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга |
||
|
|
|
|
/И.Д.Захарченко/
|
протокол №1 от |
|
пр №1-3 от .2014 |
«Рабочая программа
по ИЗО для 4 класса
на 2014-2015 учебный год
учитель Кулабухова Ольга Витальевна
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используются:
-
Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского«Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2014.
-
Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2014.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
В процессе обучения изобразительному искусству в начальной школе реализуются
следующие цели и задачи:
-
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
— отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
— особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
— закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, ком¬позиции;
— различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
— знать деление изобразительного искусства на жанры, пони¬мать специфику их изобразительного языка;
— роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
— видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
— выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
— анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
— пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
— передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Календарно – тематическое планирование
Название темы урока |
Колво часов |
Тип урока |
Практическая работа
|
Домашнее задание |
Дата
|
||
план |
факт. |
||||||
Тема года: «Каждый народ — художник». |
|||||||
1 четверть. Тема: «Искусство твоего народа». |
|||||||
1 |
«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы». (компоновка) |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выполнение деревенского пейзажа по представлению. (групповая работа)
|
Найти репродукции русских пейзажей, поделиться впечатлениями. Стр. 6-9, 11-17, стр 18., задание |
|
|
2 |
«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы». (цветовое решение) |
1 |
Закрепление знаний |
Изображение деревни в природной среде, гармонии жилья с природой. Завершение работы в цвете. |
Найти и принести репродукции древних русских городов. Стр.11-17 |
|
|
3, 4,5 |
Проект «Деревня – деревянный мир». (инд. конструирование) |
3 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Конструирование из бумаги избы .Презентация. (индивидуальная работа) |
Найти изображения памятников русской старины. Стр.20-26, 27-31 |
|
|
6 |
«Образ древних русских городов». (создание ансамбля) |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Коллективное конструирование ансамбля кремля. Презентация. |
Найти изображения женских образов в произведениях искусства. |
|
|
7 |
«Образ русского человека». (женский образ) |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение русских женских образов, красоты, мягкости, силы, нежности, русских женщин. |
Найти изображения мужских образов в произведениях искусства. Стр 35-36, задание №2 , стр39. |
|
|
8 |
«Образ русского человека». (мужской образ) |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение мужских образов (пахаря, богатыря, их силы и мужества).
|
Чем является труд для родителей и знакомых? Репродукции произведений искусства о труде. Стр.35-36, повторить. Ответить на вопросы |
|
|
7 |
«Воспевание труда в искусстве». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение сельского труда (пахота, сенокос, уборка урожая). |
|
|
|
8 |
«Народные праздники» (предварительный рисунок, компоновка) |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выполнение предварительного рисунка для панно «Ярмарка в русском городе» (коллективная работа). |
Вспомнить все, что показывали, о чем говорили в течение четверти. |
|
|
9 |
«Народные праздники». (обобщение темы четверти) |
1 |
Закрепление знаний |
Создание панно на тему народного праздника «Ярмарка в русском городе», цветовое решение (коллективная работа). Обобщение темы четверти. |
|
|
|
|
|||||||
10 |
«Древнерусский город-крепость». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение древнерусского города- крепости
|
Найти изобразительный материал о природе и архитектуре разных народов. Стр.40-41, задание на стр. 42 |
|
|
11-12 |
«Древние соборы».
|
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни |
Стр.54-55 |
|
|
13,14, 15 |
«Города русской земли. Золотое кольцо России». |
3 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение древнерусского города |
Поискать и принести изображения национальных костюмов разных народов. Стр.56-57, 60-70 |
|
|
16 |
Узорочье теремов. |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение интерьера палаты |
Стр.71-75, задание на стр. 76, вопросы стр.77 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
17 |
Япония- страна восходящего солнца. Образ японских построек. |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение японских построек |
Собирать и изучать литературный, изобразительный, музыкальный материал по культуре Японии. Стр. 80-87 |
|
|
18 |
Отношение к красоте природы в японской культуре. |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение природы через детали, характерные для японских художников ( ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор) |
Стр. 88,задание 1 на стр.90-91, ответить на вопросы, стр .91 |
|
|
19 |
«Изображение японок в национальной одежде». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Передача характерных черт лица, прически, движения, фигуры. |
Принести литературный, изобразительный материал по культуре Западной Европы. Стр.90, задание 2.
|
|
|
20 |
Искусство народов гор и степей. |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение жизни в степи и красоту пустых пространств. ( цветом выразить особенности природы степи) |
С.92-101, вопросы и задания. |
|
|
21 |
Образ художественной культуры средней Азии. |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение древнего среднеазиатского города |
С.108-109, вопросы и задания
|
|
|
20-21 |
«Образ художественной культуры Древней Греции». Древнегреческая архитектура. Проект. |
3 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Объемное моделирование из бумаги. Изображение греческого храма. Склеивание макетов |
Стр.110-123 вопросы и задания |
|
|
22 |
«Образ художественной культуры Древней Греции». (панно) |
2 |
Закрепление знаний |
Создание панно «Греческий атлетический праздник», или «Праздник Великих Панафиней». |
Принести литературный, изобразительный материал по культуре средневековой Европы |
|
|
23 |
«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы».(готика) |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Архитектурные зарисовки средневековых западноевропейских городов. |
Стр.126-131 |
|
|
24 |
«Одежда и предметы быта горожан средневековья». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Зарисовки по представлению. |
Стр.132. вопросы и задания , стр.134-135 |
|
|
25 |
«Праздник цехов ремесленников на городской площади». (панно) |
1 |
Закрепление знаний |
Работа над созданием коллективного панно
|
Принести материал по теме четверти, подготовить сообщения к итоговому уроку (можно группами). |
|
|
26 |
«Завершение работы над панно». |
1 |
Закрепление знаний |
Используя панно, выполненные детьми за четверть, а так же материал, собранный учащимися, провести беседу по закреплению знаний. |
Поиск материала посвященного материнству, стихи, песни, репродукции, подготовить рассказ. |
|
|
|
|||||||
27 |
«Все народы воспевают материнство». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Работа на тему «Мама». |
Найти репродукции, стихи о материнстве. Выполнить мамин портрет с натуры.стр.139141, задание на стр.142, №1,2 |
|
|
28 |
«Все народы воспевают мудрость старости». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение любимого пожилого человека (дедушка, бабушка, учительница и т. д.). |
Нарисовать с натуры дедушку или бабушку. Стр.144-145, задание на стр.146 |
|
|
29 |
«Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево ит. д.). |
Написать маленький рассказ о своем рисунке Стр.148-149,задание на стр.150, № 1-3 |
|
|
30 |
«Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Изображение событий, которые волнуют сегодняшних школьников. |
|
|
|
31 |
«Все народы скорбят опавших за справедливость и воспевают их подвиг». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Создание эскиза памятника герою.
|
Вспомнить, какие произведения о героях, борцах за справедливость вы видели в селе, городе, районе. |
|
|
32
33 |
«Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг».
Юность и надежда. |
1
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний
Изучение и первичное закрепление знаний
|
Выполнение проекта памятника в объеме.
Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях |
Стр .152-153
Стр.154-155 |
|
|
34 |
Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы…» Искусствоведческая викторина. |
1 |
Закрепление знаний |
Подготовка выставки класса за начальную школу.
|
|
|
|
Литература и средства обучения: Литература.
Для учителя:
-
Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского;
-
Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель Е.И.Коротеева – Волгоград: Учитель, 2014.
-
Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс «Твоя мастерская», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2014
Для учащихся:
-
Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2014г.