7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по экономике для учащихся 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы для 7-8 классов И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 240 с.).
Реализация данной программы направлена на создание условий:
-
для формирования экономического мышления, интереса к изучению экономических дисциплин;
-
для освоения системы знаний об экономической деятельности;
-
для воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду;
-
для освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.
Рабочая программа призвана подготовить учащихся 7-х классов к лучшему усвоению основ экономических знаний в 10-11х классах и сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, способов деятельности и ключевых компетенций:
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, т.е., к авторской программе в 34 учебных часа добавлен в резерв еще 1 час, т.к. учебный год для учащихся 7 класса составляет 35 учебных недель.
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
-
устные развернутые ответы;
-
тестирование;
-
работа с экономическими терминами (письменно и устно);
-
написание отчетов по экскурсиям.
Основная литература:
-
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 1999-2006.
-
Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8 классы.: Учебн. пособие – М.: Вита-Пресс, 1999-2006.
Календарно-тематическое планирование по экономики для 7 класса к учебнику И.В. Липсица,
34 часа (с учетом одного часа в неделю).
Дата |
Ч
|
Тема |
Основные вопросы |
Требования к учащимся |
Домашние задание |
|
1 |
|
1 |
Зачем нужна экономика. |
Понятие об экономике, о богатстве, о том, зачем люди создали экономику и когда она возникла. |
Знать об экономике как хозяйственной деятельности, о влиянии потребностей человека на развитие экономики, факторах, определяющих уровень экономики и благосостояние граждан страны. Давать определение понятия «богатство», уметь характеризовать факторы, определяющие размеры богатства. |
Глава I, стр.4-10. |
2 |
|
1 |
Как устроена хозяйственная жизнь человечества. |
Что помогает людям жить лучше, от чего зависит продолжительность жизни людей, уровень жизни людей, что главное в устройстве экономики. |
Понимать роль технического прогресса в развитии экономики. Знать, что в основе хозяйственной жизни лежит разделение обязанностей и координация деятельности. |
Глава II, стр.11-13. |
3 |
|
1 |
Что такое уровень жизни. |
Что составляет уровень жизни, что влияет на его рост. |
Иметь представление об уровне жизни и факторах его роста. |
Глава II, стр.14-16, эссе. |
4 |
|
1 |
Возникновение экономики. |
Как и когда возникла экономика. Отрасли экономики. |
Знать историю возникновения производства как особой формы сферы хозяйственной деятельности, давать определения понятий о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования в производстве, иметь представление об отраслях экономики. Уметь объяснять изменения в значении отраслей для развития производства. |
Глава III, стр.17-20. |
5 |
|
1 |
Развитие производства в России. |
Как развивалась экономика в России. Богатства российской экономики. |
Иметь представление о развитие экономики в России (кратко), знать структуру современных отраслей экономики России. |
Глава III, стр.21-25, эссе. |
6-7 |
|
2 |
Как организуется производство благ. Менеджмент. |
Понятие от технологии как основе организации использования производственных ресурсов, о менеджменте; обсудить, чем менеджеры отличаются от предпринимателей. |
Знать, какие ресурсы нужны для организации производства, иметь представление о технологии. Уметь объяснять, кто такие менеджеры и чем они отличаются от предпринимателей. |
Глава IV, стр.26-28. |
|
Глава IV, стр.28-31 эссе. |
|||||
8 |
|
1 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Увлекательный мир экономики». |
Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Увлекательный мир экономики». |
Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
9 |
|
1 |
Торговля – союзник производства. |
История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. |
Знать, почему людям нужна торговля и как торговля помогает развитию. Производства. Иметь представление о том, когда люди начали торговать. |
Глава V, стр.32-37. |
10 |
|
1 |
Рынок – величайшее достижение человечества. |
Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. О роли торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества. |
Знать, почему людям нужна торговля и как торговля помогает развитию. Производства. Иметь представление о том, когда люди начали торговать. |
Глава V, стр.37-38, эссе. |
11 |
|
1 |
Какая бывает торговля. |
История возникновения розничной торговли, факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешной розничной торговли. |
Знать, что такое розничная торговля, иметь представление о том, как добиться успеха в торговле, не снижая цен, и чем занимается владелец магазина. |
Глава VI, стр.39-44, творческое задание. |
12 |
|
1 |
Многоликая розничная торговля. |
Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы. |
Знать, что такое торговая сеть, зачем строят молы, иметь представление о том, как можно продавать товары без магазинов. |
Глава VII, стр.45-48. |
13 |
|
1 |
ЭКСКУРСИЯ В ОДНОМ ИЗ ВИДОВ МАГАЗИНОВ. |
Работа и обязанности персонала в магазине. |
Уметь корректно задавать вопросы продавцам, консультантам, делить товары на марки, видеть различие между ними. |
Написать отчет об экскурсии. |
14 |
|
1 |
Зачем нужна оптовая торговля. |
Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей. |
Знать, как возникла оптовая торговля, в чем выгода от оптовой торговли. Иметь представление о том, откуда берутся доходы оптовой торговли. |
Глава VIII, стр.49-53. |
15 |
|
1 |
Как работают российские оптовики. |
Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей |
Знать, как возникла оптовая торговля, в чем выгода от оптовой торговли. Иметь представление о том, откуда берутся доходы оптовой торговли. |
Глава VIII, стр.53-55. |
16 |
|
1 |
Как оптовая торговля помогает производству. |
Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России. |
Знать. Когда родилось массовое производство, в чем состоит работы современных оптовиков, что такое конвейер, иметь представление о развитие оптовой торговли в России. |
Глава IX, стр.56-59, эссе. |
17 |
|
1 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о торговли». |
Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Торговля». |
Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
18-19 |
|
2 |
Зачем нужна биржа. |
Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли. |
Иметь представление о том, когда и почему возникла биржевая торговля. Знать, кто такие брокеры и дилеры, какими товарами торгуют на биржах, уметь давать характеристику биржевым «медведям», «быкам». |
Глава X, стр.60-63. |
|
Глава X, стр.64-67. |
|||||
20 |
|
1 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о бирже и ее работе». |
Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Биржа и ее работа». |
Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
21 |
|
1 |
Деньги – помощник торговли. |
Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет. |
Знать, что такое «взаимство» или бартер, зачем людям понадобились деньги, какова роль денег, иметь представление о функциях и видах денег, деньгах разных стран. |
Глава XI, стр.68-72. |
22-23 |
|
2 |
Краткая история звонкой монеты. |
История российской монетной системы. Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют. |
Знать, когда были изобретены монеты, как деньги связаны с взвешиванием, когда на Руси сложилась денежная система. |
Глава XII, стр.73-75. |
Глава XII, стр.76, творческое задание. |
||||||
|
||||||
24 |
|
1 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о деньгах». |
Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Деньги». |
Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
25 |
|
1 |
Зачем люди придумали банки. |
Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. |
Знать, когда и зачем появились первые банки, почему деятельность банкиров замирала на века, когда начался расцвет современного банковского дела. |
Глава XIII, стр.77-81. |
26 |
|
1 |
Когда в России появились банки. |
Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе. История банковской системы России. |
Знать, когда и зачем появились первые банки, почему деятельность банкиров замирала на века, когда начался расцвет современного банковского дела. |
Глава XIII, стр.81-84, творческое задание. |
27 |
|
1 |
Банковские деньги. |
Когда и как возникли банковские деньги. Причины возникновения различий между номинальной и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствующие возникновению банковских (кредитных) денег. |
Знать, что такое частные деньги, что такое номинал, чек, банкнота, понимать, для чего изобрели чеки. |
Глава XIV, стр.85-90 |
28 |
|
1 |
Как бумажные деньги стали главными. |
История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения момент из драгоценных металлов бумажными деньгами. |
Знать, что такое эмиссия, почему «плохие» деньги вытесняют «хорошие», иметь представление о том, могут ли игральные карты заменить деньги. |
Глава XV, стр.91-94, эссе. |
29 |
|
1 |
Как банки сделали деньги невидимыми. |
Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчетов. |
Знать, что такое безналичные денежные расчеты, как люди платят чеками, почему и с какой целью государство приказывает фирмам вести безналичные расчеты, почему банки решили придумать замену чекам. |
Глава XVI, стр.95-99. |
30 |
|
1 |
ЭКСКУРСИЯ В БАНК. |
Работа банковских служащих. |
Уметь задавать вопросы банковским работникам. Отличать чек от банковских обязательств, иметь представление о работе банка. |
Написать отчет об экскурсии. |
31 |
|
1 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о банках и их значении». |
Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Баки и их значение». |
Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
32-33 |
|
2 |
Увлекательный мир экономики. |
Практикум. |
Уметь систематизировать полученные знания за год обучения курсу «экономики», четко отвечать на поставленные вопросы, выполнять задания. |
Творческие задания. |
|
||||||
34 |
|
1 |
Итоговый повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика 7 класса». |
Обобщение и систематизация изученных знаний полученных за год обучения курсу Экономика. |
Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
35 |
|
1 |
УРОК-РЕЗЕРВ. |
|
|
|