Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ О.Б. Гоманюк |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ «Дружба» ___________А.Н. Калинин |
Внеурочная деятельность:
«Мир вокального искусства»
(общекультурное направление)
на 2014-2015 учебный год
-
Составители:
Джамиева А.С.
учитель начальных классов , I кв. категория
Моторина Н.А
учитель начальных классов , I кв. категория
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир вокального искусства» составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом, основной образовательной программой начального общего образования с учётом экспериментальной программы дополнительного образования «Мир вокального искусства». / авт.- сост. Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2008. — 138 с.
Программа предназначена для реализации общекультурного направления внеурочной деятельности обучающихся, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю(всего 34 недели).
Выбор авторской программы обусловлен тем, что она отвечает целевым установкам нормативных документов и рекомендациям по организации внеурочной деятельности учащихся и направлена на создание условий для развития эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, а так же направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у обучающихся эстетического вкуса.
Цель программы – приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально- творческой деятельности, воспитывать художественно – эстетический вкус.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
— обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство (развивать и совершенствовать навыки певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя; совершенствовать навыки следования дирижёрским указаниям; развивать слуховые навыки, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания; развивать навык координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса);
— развивать творческую активность детей;
— содействовать формированию здорового образа жизни;
— воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
— сольное и ансамблевое пение;
— слушание различных интерпретаций исполнения;
— пластическое интонирование;
— движения под музыку;
— элементы театрализации.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию и совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность ученика в общении.
Программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокально-хорового искусства.
Основные содержательные линии:
— обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
— усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
— обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный подход в решении поставленных задач. Последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием конкретными задачами.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись — мир искусства в трех видах — охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла:
— на уроках русского языка — умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимые слова в сочетании, умение соблюдать правильную интонацию при произношении;
— на уроках литературы — начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать, сравнивать образную систему, средства художественной выразительности;
— на уроках изобразительного искусства — представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие используемые методы и приемы обучения:
— наглядно – слуховой (аудиозаписи);
— наглядно – зрительный (мультимедиа);
— словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
— практический (показ приемов исполнения, импровизация);
— частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
Предпочтительными формами организации вокальной деятельности обучающихся 2 класса являются музыкальные занятия, занятия – концерты. Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам в следующей форме:
— бесед, где излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;
— практических занятий, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов;
— занятий-концертов, которые проводятся для самих детей, педагогов, гостей и родителей.
Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков преподавателем проводится анализ выполнения детьми творческих заданий. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса, анкетирования обучающихся и их родителей. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Требования к уровню освоения программы «Мир вокального искусства»
Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественно-эстетических проектах школы, культурных событиях города, региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами занятий являются:
— формирование эстетических потребностей, ценностей;
— развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
— развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Метапредметными результатами являются:
— овладение способами решения поискового и творческого характера;
— формирование культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентностей;
— приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
— овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
В результате изучения курса обучающиеся научатся знать/понимать:
— строение артикуляционного аппарата;
— особенности и возможности певческого голоса;
— гигиену певческого голоса;
— понимать по требованию педагога слова: «петь мягко, нежно, легко»;
— понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
— основы музыкальной грамоты (названия нот, скрипичный ключ, нотный стан, мажор, минор);
— особенности народного творчества (народные песни)
К концу года обучающиеся должны уметь:
— правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
— петь короткие фразы на одном дыхании;
— петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
— петь легким звуком, без напряжения (не форсировать звук);
— на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
— к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы одну фразу из песни (с сопровождением и без сопровождения);
Учебно-тематический план
Тема раздела, занятия |
Общее кол-во часов |
Теория |
практика |
|
|
Раздел 1: Введение |
1 |
1 |
|
1. |
Вводное занятие «Давайте познакомимся» |
1 |
1 |
|
|
Раздел 2: Виды русских народных песен |
2 |
|
2 |
2. |
Мир русской песни. |
1 |
|
1 |
3 |
Русская частушка |
1 |
|
1 |
|
Раздел 3: Авторские песни |
30 |
15 |
15
|
4-5 |
Разучивание песни «Мы юнги озорные» муз и сл. С. Ранда |
2 |
1 |
1 |
6-7 |
Разучивание песни «Перемена» |
2 |
1 |
1 |
8 -9 |
Разучивание песни «Как хорошо, что есть на свете мама» |
2 |
1 |
1 |
10-11 |
Разучивание песни «4 таракана и сверчок» муз. Виккерса Р. |
2 |
1 |
1 |
12-13 |
Разучивание песни «Кабы не было зимы» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова |
2 |
1 |
1 |
14-15 |
Разучивание песни «В новогоднем лесу» сл. Е. Шкловского, муз. А. Варламова |
2 |
1 |
1 |
16-17 |
Разучивание песни «Жил отважный капитан» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского |
2 |
1 |
1 |
18-19 |
Разучивание песни «Наша армия» сл. И. Резника, муз. Э Ханока |
2 |
1 |
1 |
20-21 |
Разучивание песни «Мой папа самый лучший» сл. и муз. С. Ильина |
2 |
1 |
1 |
22-23 |
Разучивание песни «Мамина улыбка» |
2 |
1 |
1 |
24-25 |
Разучивание песни «Школа, школа» |
2 |
1 |
1 |
26-27 |
Разучивание песни «Все мы делим пополам» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского |
2 |
1 |
1 |
28-29 |
Разучивание песни «Марш артиллеристов» сл. В. Гусева, муз. Т. Хренникова |
2 |
1 |
1 |
30-31 |
Разучивание песни «Песенка друзей» сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского |
2 |
1 |
1 |
32-33 |
Разучивание песни «Привет, лето» сл. Дубовицкий, муз. Д. Херман |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 4 : Подведем итоги |
1 |
|
1
|
34 |
Викторина «Юный музыковед» |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
34 |
16 |
18 |
Содержание.
Вводное занятие.
Объяснение целей и задач вокального кружка. Знакомство.
Авторские песни
Соблюдение правил вокально-певческой установки корпуса во время пения (сидя, стоя) для правильной работы голосового аппарата. Основные положения корпуса и головы для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов. Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи дыхательных упражнений. Упражнения на формирование качества звука в соответствии с характером песни. Разучивание песен
Подведем итоги
Календарно-тематическое планирование.
Тема внеурочной деятельности. |
Название раздела |
|
Кол-во часов |
Дата |
Планируемые результаты |
Форма контроля |
Оборудование |
|||||
|
|
Личностные |
Метапредметные УУД(работа с текстом) |
Предметные |
||||||||
|
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
Вводное занятие. «Давайте познакомимся»
|
1.Введение-1ч.
|
|
1 |
1.09-05.09 |
|
У выпускника будут сформированы: • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
Объяснение целей и задач вокального кружка. Знакомство. |
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; |
прослушивание |
Интерактив. доска |
|
2 |
Мир русской песни
|
2. Виды русских народных песен -2ч. |
|
1 |
08.09-12.09 |
|
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, |
Народное творчество, как основополагающее звено любой культуры. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения..
|
петь короткие фразы на одном дыхании |
прослушивание |
Интерактив. доска |
|
3 |
Русская частушка |
|
|
1 |
15.09-19.09 |
|
в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; |
Соблюдение правил вокально-певческой установки корпуса во время пения (сидя, стоя) для правильной работы голосового аппарата.
|
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); |
прослушивание |
Интерактив. доска |
|
4-5 |
Разучивание песни «Мы юнги озорные» муз и сл. С. Ранда
|
3. Авторские песни – 30ч. |
|
2 |
22.09-26.09,
29.09-03.10 |
|
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; |
Правильное дыхание — основа вокально-хоровой техники. Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи дыхательных упражнений. |
— соблюдать гигиену певческого голоса;
|
прослушивание |
|
|
6-7 |
Разучивание песни «Перемена»
|
|
|
2 |
13.10-17.10, 20.10-24.10 |
|
формированиепозиции школьника на уровне положительного отношения к школе |
Дирижерские жесты и их значение: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы: 2/4. |
— петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
|
творческое задание
|
Мультимедийное оборудование |
|
8-9 |
Разучивание песни «Как хорошо, что есть на свете мама» |
|
|
2 |
27.10-31.10,03.11-07.11 |
|
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности |
Особенности строения голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом. |
— на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
|
творческое задание
|
Мультимедийное оборудование |
|
10-11 |
Разучивание песни «4 таракана и сверчок» муз. Виккерса Р. |
|
|
2 |
10.11-14.11, 24.11-28.11 |
|
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
Упражнения на дыхание. Считалки, припевки, дразнилки, скороговорки. Упражнения на гласные звуки (а, э, и, о, у), упражнения на сочетание гласного и согласного звука (бра, брэ, бри, бро, бру). |
— петь легким звуком, без напряжения (не форсировать звук);
|
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
|
12-13 |
Разучивание песни «Кабы не было зимы» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова |
|
|
2 |
01.12-05.12,08.12-12.12 |
|
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Связное пение (легато), активная (нефорсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Пение закрытым ртом звука «м». Пение на гласные «и,е,у». |
петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы одну фразу из песни (с сопровождением и без сопровождения);
|
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
|
14-15 |
Разучивание песни «В новогоднем лесу» сл. Е. Шкловского, муз. А. Варламова |
|
|
2 |
15.12-19.12,22.12-26.12 |
|
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Упражнения на формирование качества звука в соответствии с характером песни. |
петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы одну фразу из песни (с сопровождением и без сопровождения);
|
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
|
16-17 |
Разучивание песни «Жил отважный капитан» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского |
|
|
2 |
05.01-09.01,12.01-16.01 |
|
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Дикция — это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности. Упражнения на развитие умения правильного, чёткого проговаривания слов.
|
овладеет способами решения поискового и творческого характера;
|
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
|
18-19 |
Разучивание песни «Наша армия» сл. И. Резника, муз. Э Ханока |
|
|
2 |
19.01-23.01,26.01-30.01 |
|
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
|
Выразительность исполнения – донесение до слушателя смысла песни. Выработка умения делать остановки между фразами, выделять главные слова в тексте песни. Затем петь песню, стараясь точно и выразительно передать ее характер и настроение. |
— понимать особенности народного творчества (народные песни),
|
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
|
20-21 |
Разучивание песни «Мой папа самый лучший» сл. и муз. С. Ильина |
|
|
2 |
02.02-06.02,09.02-13.02 |
|
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; |
Вокальные упражнения на приведение певцов к общему тону, на выработку унисонного звучания. |
петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе |
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
|
22-23 |
Разучивание песни «Мамина улыбка» |
|
|
2 |
23.02-27.02,02.03-06.03 |
|
стойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; •адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
|
Элементы двухголосия в упражнениях и распевании. Пение каноном.
|
— приобретёт опыт в вокально – творческой деятельности.
|
творческое задание |
|
|
24-25 |
Разучивание песни «Школа, школа» |
|
|
2 |
09.03-13.03,16.03-20.03 |
|
Выпускник получит возможность для формирования: •внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
|
Знакомство с названиями звуков и их расположением на нотном стане (первая октава), со скрипичным ключом. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии. Мажор, минор. |
— показывать стремление к активному участию в деятельности класса и школы общекультурного направления |
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
|
26-27 |
Разучивание песни «Все мы делим пополам» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского |
|
|
2 |
23.03-27.03, 30.03-03.04 |
|
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
|
Упражнения по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов: «ля, ле, лю» (постепенное, скачкообразное). Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз: высокие звуки («динь-динь«), средние звуки («дан-дан»), низкие звуки («дон-дон»). Упражнения на развитие чувства ритма, метра. |
петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе |
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
|
28-29 |
Разучивание песни «Песенка друзей» сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского |
|
|
2 |
13.04-17.04,20.04-24.04 |
|
направленных на помощь и обеспечение благополуч•понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках. |
петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе |
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
||
30-31 |
Разучивание песни «Песенка друзей» сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского |
|
|
2 |
27.04-01.05,04.05-08.05 |
|
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе |
творческое задание |
Мультимедийное оборудование |
||
32-33 |
Разучивание песни «Привет, лето» сл. Дубовицкий, муз. Д. Херман . |
|
|
2 |
11.05-15.05,18.05-22.05 |
|
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе |
устный опрос |
Мультимедийное оборудование |
||
34 |
Викторина «Юный музыковед» |
4. Подведем итоги -1 ч |
|
1 |
25.05-29.05 |
|
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; |
Обобщение музыкальных впечатлений обучающихся за учебный год. Исполнение произведений, выученных за весь учебный год. |
овладеет способами решения поискового и творческого характера
|
устный опрос |
Мультимедийное оборудование |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература, рекомендуемая для обучающихся:
1. Лидина Т. Я умею петь.- Ростов, 2000.
2. Я познаю мир. Дет. энциклопедия: Музыка/Авт. А.С.Кленов. Под общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.
Методические материалы для учителя:
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: Аквариум БУК, 2002.- 240с.
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: 2000.
-
Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.- 96с.
-
Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий. /Сост. А.Билль, — М.: 2000.
-
Мир вокального искусства 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации./авт.-сост. Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 138с.
-
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.
Материально-техническое оснащение.
-
Медиаплеер
-
Персональный компьютер
-
Медиапроектор