Рабочая программа «Мир вокального искусства» для 1-4 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»

Рассмотрено на заседании

МО ____________________

Протокол № ____

«___»__________2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

О.Б. Гоманюк

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

«Дружба»

___________А.Н. Калинин

Внеурочная деятельность:

«Мир вокального искусства»

(общекультурное направление)

на 2014-2015 учебный год

Составители:

Джамиева А.С.

учитель начальных классов , I кв. категория

Моторина Н.А

учитель начальных классов , I кв. категория

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Мир вокального искусства» составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом, основной образовательной программой начального общего образования с учётом экспериментальной программы дополнительного образования «Мир вокального искусства». / авт.- сост. Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2008. — 138 с.

Программа предназначена для реализации общекультурного направления внеурочной деятельности обучающихся, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю(всего 34 недели).

Выбор авторской программы обусловлен тем, что она отвечает целевым установкам нормативных документов и рекомендациям по организации внеурочной деятельности учащихся и направлена на создание условий для развития эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, а так же направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у обучающихся эстетического вкуса.

Цель программы – приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально- творческой деятельности, воспитывать художественно – эстетический вкус.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

— обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство (развивать и совершенствовать навыки певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя; совершенствовать навыки следования дирижёрским указаниям; развивать слуховые навыки, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания; развивать навык координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса);

— развивать творческую активность детей;

— содействовать формированию здорового образа жизни;

— воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

— сольное и ансамблевое пение;

— слушание различных интерпретаций исполнения;

— пластическое интонирование;

— движения под музыку;

— элементы театрализации.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию и совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность ученика в общении.

Программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокально-хорового искусства.

Основные содержательные линии:

— обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

— усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

— обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный подход в решении поставленных задач. Последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием конкретными задачами.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись — мир искусства в трех видах — охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла:

— на уроках русского языка — умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимые слова в сочетании, умение соблюдать правильную интонацию при произношении;

— на уроках литературы — начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать, сравнивать образную систему, средства художественной выразительности;

— на уроках изобразительного искусства — представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие используемые методы и приемы обучения:

— наглядно – слуховой (аудиозаписи);

— наглядно – зрительный (мультимедиа);

— словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

— практический (показ приемов исполнения, импровизация);

— частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

Предпочтительными формами организации вокальной деятельности обучающихся 2 класса являются музыкальные занятия, занятия – концерты. Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам в следующей форме:

— бесед, где излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;

— практических занятий, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов;

— занятий-концертов, которые проводятся для самих детей, педагогов, гостей и родителей.

Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков преподавателем проводится анализ выполнения детьми творческих заданий. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса, анкетирования обучающихся и их родителей. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Требования к уровню освоения программы «Мир вокального искусства»

Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественно-эстетических проектах школы, культурных событиях города, региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.

Личностными результатами занятий являются:

— формирование эстетических потребностей, ценностей;

— развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

— развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Метапредметными результатами являются:

— овладение способами решения поискового и творческого характера;

— формирование культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентностей;

— приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

— овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.

В результате изучения курса обучающиеся научатся знать/понимать:

— строение артикуляционного аппарата;

— особенности и возможности певческого голоса;

— гигиену певческого голоса;

— понимать по требованию педагога слова: «петь мягко, нежно, легко»;

— понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

— основы музыкальной грамоты (названия нот, скрипичный ключ, нотный стан, мажор, минор);

— особенности народного творчества (народные песни)

К концу года обучающиеся должны уметь:

— правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

— петь короткие фразы на одном дыхании;

— петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

— петь легким звуком, без напряжения (не форсировать звук);

— на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

— к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы одну фразу из песни (с сопровождением и без сопровождения);

Учебно-тематический план

занятия

Тема раздела, занятия

Общее кол-во часов

Теория

практика

Раздел 1: Введение

1

1

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

1

1

Раздел 2: Виды русских народных песен

2

2

2.

Мир русской песни.

1

1

3

Русская частушка

1

1

Раздел 3: Авторские песни

30

15

15

4-5

Разучивание песни «Мы юнги озорные» муз и сл. С. Ранда

2

1

1

6-7

Разучивание песни «Перемена»

2

1

1

8 -9

Разучивание песни «Как хорошо, что есть на свете мама»

2

1

1

10-11

Разучивание песни «4 таракана и сверчок» муз. Виккерса Р.

2

1

1

12-13

Разучивание песни «Кабы не было зимы» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова

2

1

1

14-15

Разучивание песни «В новогоднем лесу» сл. Е. Шкловского, муз. А. Варламова

2

1

1

16-17

Разучивание песни «Жил отважный капитан» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского

2

1

1

18-19

Разучивание песни «Наша армия» сл. И. Резника, муз. Э Ханока

2

1

1

20-21

Разучивание песни «Мой папа самый лучший» сл. и муз. С. Ильина

2

1

1

22-23

Разучивание песни «Мамина улыбка»

2

1

1

24-25

Разучивание песни «Школа, школа»

2

1

1

26-27

Разучивание песни «Все мы делим пополам» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского

2

1

1

28-29

Разучивание песни «Марш артиллеристов» сл. В. Гусева, муз. Т. Хренникова

2

1

1

30-31

Разучивание песни «Песенка друзей» сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского

2

1

1

32-33

Разучивание песни «Привет, лето» сл. Дубовицкий, муз. Д. Херман

2

1

1

Раздел 4 : Подведем итоги

1

1

34

Викторина «Юный музыковед»

1

1

Итого:

34

16

18

Содержание.

Вводное занятие.

Объяснение целей и задач вокального кружка. Знакомство.

Авторские песни

Соблюдение правил вокально-певческой установки корпуса во время пения (сидя, стоя) для правильной работы голосового аппарата. Основные положения корпуса и головы для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов. Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи дыхательных упражнений. Упражнения на формирование качества звука в соответствии с характером песни. Разучивание песен

Подведем итоги

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема внеурочной деятельности.

Название раздела

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Форма контроля

Оборудование

Личностные

Метапредметные

УУД(работа с текстом)

Предметные

план

факт

1

Вводное занятие. «Давайте познакомимся»

1.Введение-1ч.

1

1.09-05.09

У выпускника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Объяснение целей и задач вокального кружка. Знакомство.

правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

прослушивание

Интерактив. доска

2

Мир русской песни

2. Виды русских народных песен -2ч.

1

08.09-12.09

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности,

Народное творчество, как основополагающее звено любой культуры. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения..

петь короткие фразы на одном дыхании

прослушивание

Интерактив. доска

3

Русская частушка

1

15.09-19.09

в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Соблюдение правил вокально-певческой установки корпуса во время пения (сидя, стоя) для правильной работы голосового аппарата.

-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

прослушивание

Интерактив. доска

4-5

Разучивание песни «Мы юнги озорные» муз и сл. С. Ранда

3. Авторские песни – 30ч.

2

22.09-26.09,

29.09-03.10

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Правильное дыхание — основа вокально-хоровой техники. Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи дыхательных упражнений.

— соблюдать гигиену певческого голоса;

прослушивание

6-7

Разучивание песни «Перемена»

2

13.10-17.10,

20.10-24.10

формированиепозиции школьника на уровне положительного отношения к школе

Дирижерские жесты и их значение: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы: 2/4.

— петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

творческое задание

Мультимедийное оборудование

8-9

Разучивание песни «Как хорошо, что есть на свете мама»

2

27.10-31.10,03.11-07.11

осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Особенности строения голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом.

— на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

творческое задание

Мультимедийное оборудование

10-11

Разучивание песни «4 таракана и сверчок» муз. Виккерса Р.

2

10.11-14.11, 24.11-28.11

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Упражнения на дыхание. Считалки, припевки, дразнилки, скороговорки. Упражнения на гласные звуки (а, э, и, о, у), упражнения на сочетание гласного и согласного звука (бра, брэ, бри, бро, бру).

— петь легким звуком, без напряжения (не форсировать звук);

творческое задание

Мультимедийное оборудование

12-13

Разучивание песни «Кабы не было зимы» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова

2

01.12-05.12,08.12-12.12

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Связное пение (легато), активная (нефорсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Пение закрытым ртом звука «м». Пение на гласные «и,е,у».

петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы одну фразу из песни (с сопровождением и без сопровождения);

творческое задание

Мультимедийное оборудование

14-15

Разучивание песни «В новогоднем лесу» сл. Е. Шкловского, муз. А. Варламова

2

15.12-19.12,22.12-26.12

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Упражнения на формирование качества звука в соответствии с характером песни.

петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы одну фразу из песни (с сопровождением и без сопровождения);

творческое задание

Мультимедийное оборудование

16-17

Разучивание песни «Жил отважный капитан» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского

2

05.01-09.01,12.01-16.01

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Дикция — это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности. Упражнения на развитие умения правильного, чёткого проговаривания слов.

овладеет способами решения поискового и творческого характера;

творческое задание

Мультимедийное оборудование

18-19

Разучивание песни «Наша армия» сл. И. Резника, муз. Э Ханока

2

19.01-23.01,26.01-30.01

понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Выразительность исполнения – донесение до слушателя смысла песни. Выработка умения делать остановки между фразами, выделять главные слова в тексте песни. Затем петь песню, стараясь точно и выразительно передать ее характер и настроение.

— понимать особенности народного творчества (народные песни),

творческое задание

Мультимедийное оборудование

20-21

Разучивание песни «Мой папа самый лучший» сл. и муз. С. Ильина

2

02.02-06.02,09.02-13.02

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Вокальные упражнения на приведение певцов к общему тону, на выработку унисонного звучания.

петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе

творческое задание

Мультимедийное оборудование

22-23

Разучивание песни «Мамина улыбка»

2

23.02-27.02,02.03-06.03

стойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

Элементы двухголосия в упражнениях и распевании. Пение каноном.

— приобретёт опыт в вокально – творческой деятельности.

творческое задание

24-25

Разучивание песни «Школа, школа»

2

09.03-13.03,16.03-20.03

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

Знакомство с названиями звуков и их расположением на нотном стане (первая октава), со скрипичным ключом. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии. Мажор, минор.

— показывать стремление к активному участию в деятельности класса и школы общекультурного направления

творческое задание

Мультимедийное оборудование

26-27

Разучивание песни «Все мы делим пополам» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского

2

23.03-27.03,

30.03-03.04

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Упражнения по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов: «ля, ле, лю» (постепенное, скачкообразное). Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз: высокие звуки («динь-динь«), средние звуки («дан-дан»), низкие звуки («дон-дон»). Упражнения на развитие чувства ритма, метра.

петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе

творческое задание

Мультимедийное оборудование

28-29

Разучивание песни «Песенка друзей» сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского

2

13.04-17.04,20.04-24.04

направленных на помощь и обеспечение благополуч•понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках.

петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе

творческое задание

Мультимедийное оборудование

30-31

Разучивание песни «Песенка друзей» сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского

2

27.04-01.05,04.05-08.05

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе

творческое задание

Мультимедийное оборудование

32-33

Разучивание песни «Привет, лето» сл. Дубовицкий, муз. Д. Херман .

2

11.05-15.05,18.05-22.05

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе

устный опрос

Мультимедийное оборудование

34

Викторина «Юный музыковед»

4. Подведем итоги -1 ч

1

25.05-29.05

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Обобщение музыкальных впечатлений обучающихся за учебный год. Исполнение произведений, выученных за весь учебный год.

овладеет способами решения поискового и творческого характера

устный опрос

Мультимедийное оборудование

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Литература, рекомендуемая для обучающихся:

1. Лидина Т. Я умею петь.- Ростов, 2000.

2. Я познаю мир. Дет. энциклопедия: Музыка/Авт. А.С.Кленов. Под общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.

Методические материалы для учителя:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: Аквариум БУК, 2002.- 240с.

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: 2000.

  3. Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.- 96с.

  4. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий. /Сост. А.Билль, — М.: 2000.

  5. Мир вокального искусства 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации./авт.-сост. Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 138с.

  6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.

Материально-техническое оснащение.

  1. Медиаплеер

  2. Персональный компьютер

  3. Медиапроектор

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *