РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вокальный кружок «Палитра детских голосов» 6 класс

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 103» Ленинского района г. Саратова

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

На заседании ШМО Заместитель Директор

Протокол №____ директора по УВР МОУ «СОШ №103»

«____»___________20___г __________/__________/ __________/Т.В. Ляпина/

Приказ № _____

________________________ «____»_______20___г. от «____» _____20____г.

Руководитель ШМО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учитель: Казачкова Нина Григорьевна, первая

Ф.И.О., категория

Вокальный кружок « Палитра детских голосов», класс 6

предмет, класс

« Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

Протокол № ______

От «____»_______20___г.

2014 — 2015 учебный год

Пояснительная записка

Кружок «Палитра детских голосов» по своему характеру является развивающей и обучающей и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Цель программыразвитие музыкально — творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

— В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

— главными из которых является сольное и ансамблевое пение,

— слушание различных интерпретаций исполнения,

— пластическое интонирование,

— добавление элементов импровизации,

— движения под музыку,

— элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.

Практическая часть рабочей программы.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Основными формами работы на занятии являются: распевание, сольфеджирование, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание, как таковое, обучающимся не дается.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования.

Занятие предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

Формы подведения итогов:

  1. Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;

  2. Участие детей в городских, районных мероприятиях, концертной деятельности.

Содержание программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  2. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.

  3. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Учебно-тематический план вокального кружка 6 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Программное содержание

Универсальные умения и действия (УУД)

1-5

Певческая установка. Певческое дыхание.

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

П. Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

6-12

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

7 ч

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

Р. Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.

К. Исполнять, инсценировать песни.

13-19

Работа над дикцией и артикуляцией

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

Р.Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив

П. Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.

К. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение, выразить свое впечатление, выслушать мнение партнёра.

20-26

Формирование чувства ансамбля.

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

П. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

К. Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность.

27-35

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

9 ч

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Р. Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

П. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Концертная деятельность

Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся.

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления.

Творчество и импровизация.

Календарно-тематическое планирование вокального кружка 6 класс

урока

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Содержание занятия

Примечание

1-5

Певческая установка. Певческое дыхание.

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

6-12

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

13-19

Работа над дикцией и артикуляцией

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

20-26

Формирование чувства ансамбля.

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

27-35

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Итого

35 часов

Список литературы

1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.

2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. — М.: Музыка, 2002. – 357 с.

3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. — № 4. – с. 5-6.

3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

9. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *