ПАМЯТКА «ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА»
Основное свойство классицизма — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.
В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».
Черты классицизма:
-
культ разума; рационализм
-
художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
-
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
-
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты;
-
чистые характеры героев; герои делятся на положительных и отрицательных;
-
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
-
подчеркивается объективность повествования;
-
активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа— стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии — это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня — герой-любовник — второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Закон трёх единств: единство времени: действие развивается не более суток; единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10
Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта: в 3-м кульминация, в 4-м развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
ПАМЯТКА «ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА»
Основное свойство классицизма — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.
В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».
Черты классицизма:
-
культ разума; рационализм
-
художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
-
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
-
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты;
-
чистые характеры героев; герои делятся на положительных и отрицательных;
-
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
-
подчеркивается объективность повествования;
-
активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа— стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии — это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня — герой-любовник — второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Закон трёх единств: единство времени: действие развивается не более суток; единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10
Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта: в 3-м кульминация, в 4-м развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.