Олимпиада по русскому языку и математике для 4 класса

Районная олимпиада по русскому языку

для учащихся 4-х классов в 2010-2011 учебном году

1.Прочитайте текст в транскрипции. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации.

[у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// й’а ч’ихай’у/ й’а ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип//]

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К каждой паре слов подберите и запишите такое имя прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

хвост

перстень

холод

характер

нервы

жизнь

трубы

конфета

3. Ученику предложили записать слова, образованные с помощью приставки. Он записал следующие слова:

Улететь, списать, затеять, нарисовать, заехать, забавлять, восхитить, ударить, выход, разлив.

Подчеркните слова, в которых он допустил ошибку. Обоснуйте свой ответ.

4. Какие прилагательные можно образовать от слова два и существительных:

глава (голова ), знак, лицо, слог, смысл, ствол, год, месяц.

Запишите получившиеся слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его. Кратко объясните свой выбор.

Деревня, лошадь, девочка, лиса _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Скатерть, тополь, конь, день ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Грустный, мрачный, веселый, унылый ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. В необычном предложении подчеркни главные члены предложения и укажи части речи:

Штеная кузра бокро бодлачит бокрёнка.

7. Образуй от данных слов новые слова приставочно-суффиксальным способом:

1. Окно — _____________________ 2. Береза — ________________________

3. Сон -______________________ 4. Стыд — _________________________

5. Вода — _____________________

8. Составь словосочетания «прилагательное + существительное» со словами

________________ тюль, __________________такси,___________________ шампунь, ________________рояль,___________________ туннель, ________________ мозоль.

9.Поставьте правильно ударение в словах:

Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, ветеринария, возрастной, зазвонит, искра., иконопись, исчерпать., мастерски, монумент, портфель, хвоя.

10. Напиши слово, в котором корень тот же, что в слове безумный,

Суффикс взяли из слова голова,

Приставку — из слова разведчик,

Окончание — из слова сирень.

Ответ:

11. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.

Горе горевать гореть горемыка

Солонка сольный солить солёный

Медяк медовый медный медь

Осиный осина осинник осиновый

12. Вставь пропущенные буквы:

Сл…вный денек.

Я и Сл…ва пошли в сад. Там росла сл…ва. Мы поспорили, кто больше соберёт. Я, не сказав Сл…ве ни сл…ва, встал сл…ва и начал собирать сл…ву. Сл…ва тоже сл…ву достал. Сл…вы собрали много. Нам сказали, что мы поработали на сл…ву. Это сл…вные сл…ва!

Ты закончил работу. Молодец!

Районная олимпиада по русскому языку

для учащихся 4-х классов в 2010-2011 учебном году

1.Прочитайте текст в транскрипции. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации.

[у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// й’а ч’ихай’у/ й’а ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип//]

___У меня печальный вид.___________ За каждое верно написанное

1б 1б 1б 1б 1б слово – 1 балл.

___Голова моя болит ._______________ За каждый верно поставленный

1б 1б 1б 1б знак – 1 балл

___Я чихаю , я охрип .______________ За запись в стихотворной

1б 1б 1б 1б 1б 1б форме – 1 балл

___Что такое ? Это грипп . Итого – 22 балла

1б 1б 1б 1б 1б 1б

2. К каждой паре слов подберите и запишите такое имя прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

хвост

собачий

перстень

золотой

холод

характер

нервы

стальные

жизнь

сладкая

трубы

конфета

За каждое верно написанное слово – 1 балл. Итого – 4 балла

3. Ученику предложили записать слова, образованные с помощью приставки. Он записал следующие слова:

Улететь, списать, затеять, нарисовать, заехать, забавлять, восхитить, ударить, выход, разлив.

Подчеркните слова, в которых он допустил ошибку. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: подчёркнуты слова: затеять, забавлять, восхитить, ударить

За каждое верно подчеркнутое слово – 1 балл. Итого – 4 балла

4. Какие прилагательные можно образовать от слова два и существительных:

глава (голова ), знак, лицо, слог, смысл, ствол, год, месяц.

Ответ: Двуглавый, двузначный, двуличный, двусложный, двусмысленный, двуствольный, двухгодичный (двухгодовалый), двухмесячный.

За каждое верно образованное слово – 1 балл. Итого – 8 баллов

5. Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его. Кратко объясните свой выбор.

Деревня, лошадь, девочка, лиса

Скатерть, тополь, конь, день

Грустный, мрачный, веселый, унылый

За каждое верно выбранное слово с объяснением – 1 балл. Итого – 3 балла

6. В необычном предложении подчеркни главные члены предложения и укажи части речи:

Штеная кузра бокро бодлачит бокрёнка.

За нахождение грамматической основы – 1 балл. За обозначение каждой части речи – 1 балл. Итого – 6 баллов

7. Образуй от данных слов новые слова приставочно-суффиксальным способом:

1. Окно — _____________________ 2. Береза — ________________________

3. Сон -______________________ 4. Стыд — _________________________

5. Вода — _____________________

За каждое верно образованное слово – 1 балл. Итого – 5 баллов

8. Составь словосочетания «прилагательное + существительное» со словами

Тюль (м.р.), такси (ср.р.), шампунь (м.р.), рояль (м.р.), туннель (м.р.), мозоль (ж.р.).

За каждое верно составленное словосочетание – 1 балл. Итого – 6 баллов

9.Поставьте правильно ударение в словах:

Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, ветеринария, возрастной, зазвонит,

искра, иконопись, исчерпать, мастерски, монумент, портфель, хвоя.

За верно поставленное ударение – 0,5 балла. Итого – 7 баллов

10. Напиши слово, в котором корень тот же, что в слове безумный,

Суффикс взяли из слова голова,

Приставку — из слова разведчик,

Окончание — из слова сирень.
Ответ: разум За верно составленное слово –1 балл. Итого – 1 балл

11. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.

Горе горевать гореть горемыка

Солонка сольный солить солёный

Медяк медовый медный медь

Осиный осина осинник осиновый Итого – 3 балла

12. Вставь пропущенные буквы:

За каждое верно написанное слово – 0,5 балл. Итого – 6,5 баллов

Максимальное количество баллов: 75,5 баллов

Районная олимпиада по математике

для учащихся 4-х классов в 2010-2011 учебном году

1.Какое число получится, если сложить 111 тысяч, 111 сотен, 111 единиц? Запиши число.

Ответ: _________________________

2. Найди неизвестное число: 15 ( 64 ) 17

  1. ( 36 ) 11

13 ( ? ) 12

Ответ: ___________________

3. Какая величина «лишняя» в каждой строчке? Зачеркни её.

  1. 7 м 5 см, 75 дм, 750 см, 7 м 50 см

  2. 2741 км, 7408 ц, 3047 дм, 1800 м

в) 1000 см2 , 100 дм2 , 10000 см2 , 1 м2

4. Найди значение выражения:

258 – 216 : 9 +18 · 3=

Не изменяя чисел и знаков действий, измени выражение так, чтобы его значение стало меньше. Докажи свой ответ.

258 – 216 : 9 +18 · 3=

5. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?

(Таблица может помочь тебе в решении задачи)

молоко

лимонад

квас

вода

Бутылка

Стакан

Кувшин

Банка

Ответ: в бутылке___________________, в стакане ______________________,

в кувшине ________________________ в банке______________________.

6. Пятизначное число начинается с цифры 5. Заменим неизвестные цифры буквами, получим число — 5abcd. Цифру 5 переместим в конец числа. Получаем новое число: abcd5, которое на 11106 меньше исходного. Найди и запиши эти числа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В детский сад привезли 300 кг овощей (картофель, морковь, лук) . Картофеля и моркови 230 кг, а картофеля и лука 200 кг. Сколько кг картофеля, моркови и лука привезли в отдельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6
. Убери (зачеркни) шесть палочек так, чтобы у тебя осталось три квадрата.
.

8. Масса ящика с лимонами 25 кг. После продажи половины всех лимонов, ящик поставили на весы. Весы показали 15 кг. Найдите массу пустого ящика.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты закончил работу. Молодец!

Районная олимпиада по математике

для учащихся 4-х классов в 2010-2011 учебном году

1.Какое число получится, если сложить 111 тысяч, 111 сотен, 111 единиц? Запиши число.

Ответ: 122 211 Итого – 1 балл

2. Найди неизвестное число: 15 ( 64 ) 17

  1. ( 36 ) 11

13 ( ? ) 12

Ответ: 50. Сумма крайних чисел увеличивается в 2 раза. Итого- 1 балл

3. Какая величина «лишняя» в каждой строчке? Зачеркни её.

Ответ: 7 м 5 см; 7408 ц; 1000 см2. Итого – 3 балла

4. Найди значение выражения:

Значение выражения 288 1б

В выражении поставлены скобки 258 – (216 : 9 +18 · 3) 1б

Верно найдено значение нового выражения 180 1 б

Итого — 3балла

Возможно дети предложат другое верное решение, количество баллов за задание сохраняется, если выполнено условие: значение первого выражения больше, чем значение второго выражения.

5. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?

(Таблица может помочь тебе в решении задачи)

молоко

лимонад

квас

вода

Бутылка

Стакан

Кувшин

Банка

Ответ: в бутылке находится лимонад, в стакане – вода, в кувшине – молоко и в банке – квас.

Правильный ответ без объяснения – 3 балла;

Решение с 1 ошибкой – 2 балла;

Решение с 2 ошибками – 1 балл.

Итого — 3 балла

6. Пятизначное число начинается с цифры 5. Заменим неизвестные цифры буквами, получим число — 5abcd. Цифру 5 переместим в конец числа. Получаем новое число: abcd5, которое на 11106 меньше исходного. Найди и запиши эти числа.

Решение:

5abcdabcd5 = 11106

54321- 43215=11106

Верно выбран знак «минус» и записан пример в столбик (в строчку) 1б

В уменьшаемом верно выбрана цифра в разряде единиц и перенесена

в вычитаемое в разряд десятков 1б

В уменьшаемом верно выбрана цифра в разряде десятков и перенесена в вычитаемое в разряд сотен 1б

В уменьшаемом верно выбрана цифра в разряде сотен и перенесена

в вычитаемое в разряд тысяч 1б

В уменьшаемом верно выбрана цифра в разряде тысяч и перенесена

в вычитаемое в разряд десятков тысяч 1б

Итого — 5баллов

7. В детский сад привезли 300 кг овощей (картофель, морковь, лук) . Картофеля и моркови 230 кг, а картофеля и лука 200 кг. Сколько кг картофеля, моркови и лука привезли в отдельности?

Ответ:

1) 300-230=70 (кг) привезли лука

2) 200-70=130 (кг) привезли картофеля

3) 300-200=100 (кг) привезли моркови

Итого – 3 балла

6
. Убери (зачеркни) шесть палочек так, чтобы у тебя осталось три квадрата.
.



Ответ: Любой чертеж, на котором остается три квадрата Итого — 6 баллов

8. Масса ящика с лимонами 25 кг. После продажи половины всех лимонов, ящик поставили на весы. Весы показали 15 кг. Найдите массу пустого ящика.

Ответ:

1) 25-15=10 (кг) продали лимонов, это половина всех лимонов

2) 10•2=20 (кг) всех лимонов

3) 25-20=5 (кг) масса пустого ящика

Итого – 3 балла

Максимальное количество баллов: 22 балла

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *