Конспект урока по Окружающему миру «Золотой век русской культуры «Солнце русской поэзии — Александр Сергеевич Пушкин»»


МОУ СОШ № 5.

План-конспект

открытого урока

по окружающему миру

на районном семинаре для учителей начальных классов «Система педагогических средств как условие достижения эффективности обучения младших школьников»

по теме

Золотой век русской культуры «Солнце русской поэзии — Александр Сергеевич Пушкин».

Учителя начальных классов

Винниковой С.В.

Г. Пугачёв.

Конспект урока

окружающий мир

Тема: ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ — АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН».

Цели: расширять знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству отечественных поэтов и писателей; воспитывать художественно-эстетический вкус.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; репродукция картины художника О. Кипренского «Портрет Пушкина», иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, выставка литературы «Мир пушкинских героев», мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Искусство России 18 века. Давайте обобщим наши знания. У вас на столах разноцветные карточки, выберите один вопрос, на который вы хотели бы ответить.

Индивидуальные карточки:

  • Что такое крепостное право? Могли ли крепостные крестьяне жить так, как хотели? Что мог сделать помещик с крепостными?

  • Рассмотри карту в рабочей тетради. Назови города России, в которых были театры.

  • Расскажи о Прасковье Жемчуговой.(c 90)

  • Каких художников ты знаешь.

  • Расскажи о лучшем творение Варфоломея Растрелли?(с 85-86)

  • Почему архитектуру называют застывшей музыкой?

  • Расскажи о великом архитекторе Василии Ивановиче Баженове.

  • Кто написал «Историю государства Российского»?

  • Расскажи о государственном публичном театре.

  • Кто играл в крепостных театрах графа Шереметева?(с 91)

  1. Формирование новых знаний.

Сегодня мы начнем изучать новый раздел.

Почитайте, как он называется?

Тема нашего урока «Золотой век» русской культуры. И сегодня попробуем ответить на вопрос:»Почему назвали золотой век русской культуры ?»

Сегодня мы будем говорить о замечательном русском поэте. Узнайте, о ком?

«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к этому поэту входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без…»

Ребята, вы много читали о Пушкине, многое о нем знаете. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина

— Сейчас творческие группы расскажут нам о жизни и творчестве поэта.

1. Рассказ учащихся.

Детство поэта

— 26 мая (6 июня) в 1977 году на одной из окраинных улочек Москвы, в семье Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр.

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом.

Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, и главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие любовь и ласку, — это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком…»

Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы.

Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали, — рассказывала сестра, — он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века».

Закрепление . Тесты.

  • В каком году родился А. С. Пушкин? (1799г)

  • Кто были его родители?

  • Кого можно считать первыми учителями поэта?

Физкультминутка.

Творчество А.С.Пушкина ( Презентация)

Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве: «На восьмом году возраста… — вспоминал позднее его брат Лев Сергеевич, — он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на учителей». В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта.

Когда Саше исполнилось 11 лет, он выдержал экзамен и начал учиться в Царскосельском лицее.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений. Одно их них так и называется «Няне»:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки А. С. Пушкин. В Михайловском он с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. О впечатлении, какое они произвели на поэта, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В 1820 году выходит первая поэма Пушкина «Руслан и Людмила».

  1. Закрепление. Тесты.

  1. Беседа по вопросам:

  • Где учился Пушкин?

  • Какие первые произведения были написаны Пушкиным?

  • Какие стихотворения этого замечательного поэта вы знаете? Какие темы волновали А. С. Пушкина?

— В каком году вышла первая поэма Пушкина «Руслан и Людмила».

А. М. Горький писал: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».

  1. Работа по учебнику. С. 101

  • Рассмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина в задании 48. Назовите эти сказки. Вспомните отрывки из сказок и прочитайте их выразительно.

    1. Викторина «Мир пушкинских героев и произведений».

  • Из каких произведений эти строчки?

  1. «У лукоморья дуб зеленый…» (Поэма «Руслан и Людмила».)

  2. «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…» («Сказка о царе Салтане…».)

  1. «Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

  1. «Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом…» («Сказка о царе Салтане…».)

  1. «Вот пошел он к синему морю;

Видит — море слегка разыгралось». («Сказка о рыбаке и рыбке».)

  1. «Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару». (Сказка о попе и о работнике его Балде».)

  1. «Кири-ку-ку —

Царствуй лежа на боку!» («Сказка о золотом петушке».)

  1. «И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя…» («Сказка о царе Салтане…».)

  1. «Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик — испугался!

В ноги он старухе поклонился…» («Сказка о рыбаке и рыбке».)

  1. «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы…» («Сказка о золотом петушке».)

  1. «Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

V. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Какие впечатления у вас (остались, что запомнилось особенно?

-Есть ли у вас какие-то предположения, почему этот век называли золотым? Выставление оценок.

Домашнее задание:

Учебник, с. 99-102. Ответить на вопросы.

Задание по выбору:

1. Подготовить задания для литературной викторины по произведениям А. С. Пушкина (с. 101).

2. Выучить отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *