Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла

Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла ГБОУ«Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» за 2013-2014 учебный год

Цели анализа:

выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы МО на новый учебный год.

Предмет анализа:

учебная и методическая работа членов МО.

В 2013-2014 учебном году методическое объединение учителей гуманитарного цикла ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» строило свою работу согласно разработанному плану и в соответствии с методической проблемой школы: «Практическая направленность учебно-воспитательного процесса как средство социальной адаптации обучающихся».

Исходя из проблемы методического объединения учителей гуманитарного цикла: «Повышение профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими современными образовательными технологиями, расширения информационного поля деятельности», были определены цели МО:

1. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов через использование современных технологий в образовательном процессе.

 2. Продолжить педагогический поиск по достижению высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного образовательного процесса. Для достижения поставленных целей были намечены задачи МО:

  1. Повысить уровень информационной культуры педагогов посредством работы над самообразованием.

  2. Расширить использование в учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий для достижения положительных результатов образовательного процесса.

  3. Совершенствовать образовательное пространство школы путем создания условий для решения познавательных и коммуникативных задач обучающихся.

  4. Накапливать и систематизировать в кабинете письма и развития речи коллекцию уроков с использованием мультимедийных средств.

  5. Концентрировать работу членов методического объединения в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.

6.Повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО гуманитарного цикла.

Члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2013-2014 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и обучающихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной.

В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышения качества знаний обучающихся по предметам. Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.

В соответствии с планом учителями-предметниками педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам. Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы, работы с обучающимися, переведёнными на индивидуальные маршруты обучения, коррекции знаний обучающихся на основе диагностической деятельности учителя, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой

Каждый учитель-предметник гуманитарного цикла в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы. Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, сюда включены промежуточный и итоговый контроль знаний обучающихся, уроки развития речи (письмо и развитие речи), уроки внеклассного чтении (чтение и развитие речи). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2011 год.

Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.

В 2013-2014 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создан новый печатный материал по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, перфокарт, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники.

Учитель русского языка Посохова Г.М. прошла очередную аттестацию на первую категорию. Обобщен опыт работы учителя письма и развития речи Посоховой Г.М. по теме: «Активные формы работы как фактор повышения мотивации к знаниям, развития познавательной деятельности обучающихся на уроках письма и развития речи». Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу по планам самообразования:

Учитель

Тема

Практический выход

Где и когда

заслушивается

Посохова Г.М.

Личностно-ориентированный подход обучения в формировании орфографически грамотного письма и развития речи у детей с ОВЗ

Повышение качества обученности учащихся

Май 2014

Гладкова Т.В.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии и биологии

Повышение качества обученности учащихся

Май 2014

Колесникова Г.М.

Словарная работа на уроках
письма и развития речи как один из путей формирования орфографической зоркости
у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Повышение качества обученности учащихся

Май 2014

Острикова И.В.

Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ.

Повышение мотивации к обучению.

Май 2014

Бельченко Е.В.

Фольклор на уроках музыки

Повышение мотивации к обучению

Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, дать ученикам свободно развиваться, развивать псические процессы.

В течение учебного года учителя-предметники гуманитарного цикла повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещения уроков. Всего учителями было посещено по 10-12 уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя. По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:

— продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными обуч-ся, уч-ся);

— разнообразить формы уроков;

— активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии)

Учителя гуманитарного цикла имеют свидетельства о публикации в 2013-14 учебном году печатных работ на странице СМИ «Завуч.инфо». : «ПЕДСОВЕТ. ORG» http://pedsovet.org ,школьный портал «ProШколу. ru» http://proshkolu.ru, «Социальная сеть работников образования» http://nsportal/ru , на школьном сайте http://valschool8.ucoz.ru .

Участие учителей гуманитарного цикла в интернет-конкурсах, в научно-практических конференциях.

Учитель

Преподаваемый предмет

Документ, подтверждающий участие в интернет-конкурсах и других конкурсах

Колесникова Т.Н.

Письмо и развитие речи

1.Сертификат участника II Международной дистанционной научно-практической конференции для педагогов «Педагогический поиск-2014»

2.Сертификат за участие в конкурсе «Святость материнства»

Острикова И.В.

Православная культура

1.Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства.

2.Всероссийский творческий дистанционный конкурс презентаций «Наше классное единство».

3.Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси».

4. Международной дистанционной научно-практической конференции для педагогов «Педагогический поиск-2014»

Посохова Г.М.

Письмо и развитие речи

1.Сертификат участника II Международной дистанционной научно-практической конференции для педагогов «Педагогический поиск-2014»

Бельчено Е.В.

ИЗО, музыка и пение

1.Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства.

2.Благодарственное письмо за участие во всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Семья- ковчег спасения» «Святость материнства», центр национальной славы

Гладкова Т.В.

Всероссийский интернет -конкурс педагогического мастерства2013-14 уч.г.

Педагоги делились опытом работы со школьниками с ОВЗ, оказывали методическую помощь в календарно-тематическом планировании коллегам из других районов, которые работают с детьми, обучающимися по программе коррекционной школы VIII вида. Учителя письма и развития речи Колесникова Т.Н., Посохова Г.М., Острикова И.В. имеют благодарственные письма администраций школ Валуйского, Вейделевского, Вололконовского районов.

За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На заседаниях методических объединений рассматривались следующие вопросы:

Учитель

Тема

Посохова Г.М.

Система работы по учёту ошибок, их предупреждению и преодолению на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида

Бельченко Е.В.

Коррекция психических функций через творческую деятельность

Колесникова Т.Н.

Своеобразие усвоения лексической системы языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Острикова И.В.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках православной культуры

Кроме этого рассматривались и другие вопросы:

1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей

2. Проведение предметных недель, проведение внеклассной работы по предмету.

3. Подготовка к проведению школьных олимпиад.

4. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.

5.Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации.

6.Работа с обучающимися, переведёнными на индивидуальные маршруты обучения по письму и развитию речи.

7.Адаптация обучающихся 5 класса в среднем звене.

8.Преемственность в обучении начального и среднего звена.

Также на заседаниях обсуждались сложные теоретические вопросы, подводились итоги предметных недель, административных контрольных работ и т. д. Вопросы, которые выносились на заседания МО соответствовали целям и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.

В работу МО внедрялись инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ: литературные гостиные, посвященные юбилейным датам поэтов Ф.Тютчева и Ю.В. Друниной и баснописца И.А. Крылова, циклы уроков по православной культуре. Учителя делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать. Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, развивать их интеллект.

Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.

С целью повышения качества усвоения учебного материала учителя предметники стремятся шире использовать потенциал учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: используют дифференцированный подход в процессе изложения нового материала; внедряют технологию опережающего обучения с использованием опорных схем; совершенствуют имеющиеся в методическом арсенале учителя приемы, методы работы по формированию учебно-познавательной деятельности учащихся. Однако, у обучающихся 9-х классов снизилась мотивация к знаниям.

Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям. Обучающиеся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам, уроки-проекты по православной культуре, предметные недели.

С целью развития познавательного интереса к русскому языку , истории и обществознанию, ИЗО через внеурочные формы работы, развитие ключевых компетенций, воспитание у обучающихся нравственной культуры и патриотизма были проведены недели гуманитарных наук. Каждый обучающийся школы стал активным участником всех событий недель, попробовал себя в разных ролях и видах деятельности. Формы взаимодействия в процессе проведения предметных недель были разнообразны: викторины, конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, КВН, инсценирование сказок, басен, конкурс рисунков, литературная гостиная, выставки, тематические линейки.

Предметные недели были проведены в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач, было хорошо организовано и проведено на должном методическом уровне. Участие обучающихся в олимпиадах 2013-2014 уч.г.

Участники

Класс

Предмет

Учитель

Результаты

Михалин Д.

Письмо и развитие речи

Посохова Г.М.

1 место

Косесниченко К.

Письмо и развитие речи

Колесникова Т.Н.

1 место

КузнецоваА.

8

Письмо и развитие речи

Острикова И.В.

1 место

Щёлычев Е.

Письмо и развитие речи

ПосоховаГ.М.

1 место

Левченко В.

6

география

ГладковаТ.В.

1 место

Скобина В.

7

география

1 место

Портянко А.

8

география

ГладковаТ.В.

1 место

ПивоваровД.

8

география

ГладковаТ.В.

1 место

Брагин В.

география

ГладковаТ.В.

1 место

В будущем учебном году внеклассная работа среди обучающихся будет продолжена. В 2014-2015 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку обучающихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками. Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашего объединения, — это работа со слабоуспевающими обучающимися. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

По индивидуальным образовательным маршрутам в 2013-14учебном году занимались обучающиеся 9а класса ( Бабешко Н., Зернов Д., Шашкин Д.), 9б класса (Бондаренко М., Куданов В., Семёнов С.), 5а класс (Мирзабаев С., Ненашев С.), 5б (Пивоварова Л.,) 6кл.(Косьяненко А.), 7 кл. (Барабашев В.), 8класс (Шульга Д., Поздняков М.). Уровень усвоения программного материала данными обучающимися различный. Работа по формированию навыков грамотного письма с обучающимися вделась согласно рабочим программам, которые предусматривают индивидуальные задания с учётом знаний и личностных особенностей каждого. Программы содержат материал, помогающий достичь уровня необходимого им для социальной адаптации. Это работа во временных микро группах по однородным пробелам, облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности, использование карточек- подсказок, тренажеров, алгоритмов, выбор “своего” домашнего задания. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов). При выборе способов индивидуального подхода к ученикам учитывались их личностные особенности, состояние здоровья. С этими обучающимися велась специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Использовались дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного. Наблюдалась динамика в усвоении данными обучающимися программного материала.

Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений. Главное в том, что недостатки анализируются, а значит, возможно их устранение.

Анализируя работу МО гуманитарного цикла, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:

— конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;

— планировать проектную и исследовательскую деятельность совместно с обучающимися;

— уделять особое внимание внеклассной работе по предметам гуманитарного цикла;

— осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и обучающихся об уровне проведения различных мероприятий.

Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:

Увеличение числа учащихся – участников и победителей олимпиад.

Стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся. Сохранение положительной мотивации учащихся.

Результаты инновационной деятельности педагогов.

Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.

Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.

Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.

Активно ведется работа над темами самообразования.

Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.

Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.

Работу учителей МО гуманитарного цикла в 2013-2014 учебном году признать удовлетворительной. Методическое объединение гуманитарного цикла в новом учебном году продолжит работу по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими современными образовательными технологиями, расширения информационного поля деятельности».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *