Пётр Ильич Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская», а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев. В финале Концерта №1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обработал мелодию украинской песенки-веснянки.
Н. Римский-Корсаков в сцену «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегурочка» включил народные мелодии. Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С. Рахманинова построена на интонациях колокольных звонов.
Зарубежные композиторы также часто обращались к фольклорным мелодиям. Л. Бетховен цитировал в своих произведениях мелодии немецких, шотландских и русских песен. Музыка Ф. Шопена пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки.
В сочинениях Э.Грига слышны напевы норвежского и шведского музыкального фольклора.