Электив в 7 классе по теме «Решение экспериментальных задач»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Г.о.Саранск республики Мордовия.

Конспект электива по физике
в 7 классе
Тема.
Решение задач по теме

«Давление жидкостей и газов»

Подготовила

учитель физики

Ахметова Нязиля Джафяровна

Г.о. Саранск

2011

Тема.
Решение экспериментальных задач по теме
«Давление жидкостей и газов»

Цели: продолжить формирование умений решения экспериментальных задач по теме «Давление жидкостей и газов»; развить познавательную активность ребят; привить самостоятельность в поиске новых знаний.

Ход урока

1. Актуализация знаний. Включение детей в деятельность.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

На данном этапе проверяется готовность ребят к учебной деятельности.

Форма работы – фронтальная.

Цель фронтальной беседы: готовность мышления к построению нового способа действий.

На данном этапе воспроизводится ЗУН, достаточные для построения нового способа действий.

На данном этапе проверяется: соответствие заданий содержательной установке урока; свободное владение детьми предложенным содержанием.

Решение задач-рисунков.

Задача 1

К чашкам весов подвешены два одинаковых железных шарика. Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости? Ответ объясните.

Ответ. Нарушится. На шарик в керосине действует меньшая выталкивающая сила, а значит данный шарик перетянет.

Задача 2

В сосуд погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковые ли силы, выталкивающие шарики?

Ответ. На все шарики действует одинаковая выталкивающая сила, т.к. их объемы одинаковые и они находятся в одной и той же жидкости.

Задача 3

На поверхности воды плавают бруски из дерева, пробки и льда. Указать, какой брусок пробковый, а какой из льда? Ответ обоснуйте.

Ответ. Первый брусок из льда, а третий из пробки.

Задача 4

В сосуд с водой опущены три одинаковые пробирки с жидкостью. На какую пробирку действует наибольшая выталкивающая сила?

Ответ. На вторую и третью пробирки действует наибольшая выталкивающая сила.

Задача 5

Используя данные рисунка, определить плотность камня?

Ответ. 2500кг/м3

Задача 6

В сосуд погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковые ли силы, выталкивающие шарики?

Ответ. На все шарики действует одинаковая выталкивающая сила, т.к. их объемы одинаковые и они находятся в одной и той же жидкости.

Методическое указание.

Сформулированные задачи являются проблемными вопросами для учащихся. Ответы на данные вопросы получаю в ходе побуждающего и подводящего диалога с учащимися с целью активизации познавательной деятельности учеников.

Разминка

Загадки

1. В чем сущность явлений? — на это ответ

Искал Сиракузский мудрец…

2. Быстрей ли падает, что тяжелей?

И это проверить решил…

3. «Сложен мир из мельчайших частиц» —

Так считал древний грек…

4. Как пишется «камень» научит грамматика.

Размеры и форму найдет математика.

А … массу отыщет и вес.

5.«Земля неподвижна», — когда-то учили

«Земля неподвижна», — монахи твердили.

узнал о движенье земном.

Движенье Земли он увидел умом.

Ответы: 1. Архимед.

2. Галилей.

3. Демокрит.

4. Физика.

5. Коперник.

К решению экспериментальных задач начинаю с эпиграфа.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

М.В.Ломоносов

2. Решение экспериментальных задач.

Цель: обозначить тему урока; выдвижение гипотез учениками и нахождение путей их решения; выявить затруднения в деятельности ребят; подведение детей к открытию нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.

На данном этапе ученики выбирают метод решения учебной задачи и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы. На данном этапе урока ученики готовятся преодолеть возникшее затруднение с помощью нового способа действия (эксперимента).

Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).

На данном этапе активизируются мыслительные операции: внимание, память и т.д.

Использованы коллективные формы работы: побуждающий диалог, фронтальная работа.

На данном этапе: выявляются причины ошибок; является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации; зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение; выбран ли метод решения проблемной ситуации детьми самостоятельно; предложено ли решение проблемы самими детьми; не нарушена ли учителем роль организатора коммуникации.

Задача №1

Измерить выталкивающую силу, действующую на алюминиевый брусок в воде .

Приборы и материалы: линейка, брусок из алюминия.

Задача №2

Измерить выталкивающую силу, действующую на алюминиевый брусок в воде.

Приборы и материалы: Мензурка с водой, алюминиевый брусок.

Задача №3

Измерить выталкивающую силу, действующую на алюминиевый брусок.

Приборы и материалы: Стакан с водой, динамометр.

Задача №4

Измерить плотность деревянного бруска.

Приборы и материалы: Мензурка с водой.

3. Рефлексия деятельности(3мин).

Цель: самооценка результатов деятельности учителя и ученика, осознание метода решения экспериментальных задач.

Требования к данному этапу: организация рефлексии и самооценки учениками деятельности на уроке; фиксация учителем степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Вопросы для беседы.

1)Ребята, какие вопросы ко мне по уроку?

2) Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

3) Где находит практическое применение полученные знания?

Отмечаю, что условия плавания тел находят широкое применение в основе судостоения.

3)Что вызвало у вас на уроке особый интерес?

4)Как вы оценивайте свою деятельность на уроке? Я вас попрошу, на листочке укажите свою фамилию и поставьте себе отметку за работу на уроке. Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.

5) Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке: если все, то поставь знак «+»; если не совсем, то «+-»; если ничего не понял, то «-».

6)Ребята, какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок: «5»,»4», «3», «2».

Отметки поставьте на вторых листочках.

По одному ученику с каждого ряда прошу собрать листочки с ответами, а в это время подвожу краткие итоги урока, отмечая учеников за активную деятельность на уроке.

7. Домашнее задание. Составить экспериментальную задачу и предложить способ ее решения.

В завершении урока я благодарю ребят за активную деятельность на уроке.

Список использованной литературы

1.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2007.

2. Перышкин А.В. Физика. 7кл. :учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *