Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Подробный конспект урока
«Импульс.Закон сохранения импульса»
9 класс
Подготовила: Петракова М.В.,
учитель физики
г. Кимры
Тверская область
2015
Подробный конспект урока
Тема урока |
Импульс.Закон сохранения импульса |
||||
Предмет |
физика |
||||
Класс |
9 |
||||
Автор/ы урока (ФИО, должность) |
Петракова Марина Викторовна, учитель |
||||
Образовательное учреждение |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №4» |
||||
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) |
Центральный |
||||
Республика/край |
Тверская область |
||||
Город/поселение |
г.Кимры |
||||
Методическая информация |
|||||
Тип урока (мероприятия, занятия) |
Изучение нового материала |
||||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) |
Образовательная: обосновать необходимость введения физической величины, называемой импульсом. Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса развивающая: содействовать патриотическому воспитанию школьников, познакомив с разработками отечественных ученых и вкладов в освоение космоса русских космонавтов воспитательная: умение выслушивать и анализировать рассуждения и выводы одноклассников
|
||||
Задачи урока (мероприятия, занятия) |
1.Научить решать задачи ,используя закон сохранения импульса 2. Формировать навыки решения практических и расчетных задач |
||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Информационно-коммуникативная технология, объяснительно-иллюстративные и частично-поисковые методы
|
||||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
45 мин. |
||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) |
4) развитие умения систематизировать материал, сравнивать и обобщать; 5)совершенствование навыка работы с таблицами 6)воспитание чувства коллективизма, умение работы в группе |
||||
Необходимое оборудование и материалы |
Интерактивная доска, компьютер Обучающая компьютерная программа Приборы: наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина |
||||
Демонстрации |
Проблемный эксперимент демонстрации замкнутой системы тел |
||||
Список учебной и дополнительной литературы |
1. Сборник задач к учебникам А. В. Перышкина «Физика. 9 класс». 2. Учебник А. В. Перышкина «Физика. 9 класс». |
||||
Краткое описание |
Урок может быть использован при работе по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» в 9 классе, которые продолжают работать по образовательным стандартам 2004 года, и с обучающимися 9 класса которые будут работать по новым ФГОС. |
||||
Ход и содержание урока
|
|||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Учебный материал |
||
Организационный момент |
Ознакомить обучающихся с планом урока, сформулировать задачи урока, поставить цели перед учащимися |
|
Рабочая тетрадь, учебник, интерактивная доска, компьютер Обучающая компьютерная программа Приборы: наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина |
||
Повторение изученного материала |
Актуализация знаний Приложение 1 |
Самостоятельная работа учащихся |
Карточки с заданиями |
||
Объяснение нового материала |
Подробное объяснение: 1.Исторические сведения: Введение понятия Рене Декартом в 17 веке количества движения и закона сформулированном Декартом о сохранении количества движения , который в дальнейшем стал называться законом сохранения импульса 2. Обозначить причины введения в науку величины, называемой импульсом, ввести формулу и единицу измерения, направление вектора импульса 3.Вывод закона сохранения импульса. Формирование понятия замкнутой системы тел, абсолютно упругого и неупругого ударов
|
Учащиеся самостоятельно формулируют познавательную цель , анализируют проведенный эксперимент, строят логические цепи рассуждений Попытка объяснить демонстрационные опыты Приложение 2 |
Приборы для проведения демонстрационных опытов: : наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина |
||
Первичное закрепление нового материала |
Решение качественных задач Приложение 3
|
Работа в группах по 4 человека Каждой группе по одной качественной задаче (2-3мин) |
Дидактические карточки
|
||
Вторичное закрепление нового материала |
Решение количественной задачи на закон сохранения импульса Человек массой 40 кг , бегущий со скоростью 5м/с , догоняет тележку массой 50 кг ,движетсяся со скоростью 2м/с и вскакивает на нее . С какой скоростью они продолжат движение? |
Решение расчетной количественной задачи в тетради |
Тетрадь, калькулятор, ручка, таблица |
||
Домашнее задание |
учитель объясняет домашние задание:
|
|
|
||
Подведение итогов урока |
.Выставление оценок за урок с пояснением |
|
|
||
Рефлексия деятельности на уроке
|
учитель предлагает после окончания урока выразить смайликом свое отношение к тому, о чем узнали на уроке (показ смайлика , |
Дети при выходе из кабинета физики выкладывают на магнитной доске смайлики |
|
Приложение 1
1)Под действием какой постоянной силы ранее покоящееся тело массой 300г в течении 5с пройдет путь 25м? (0,6Н)
2)Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9Н по истечении 5с (15 м/с)
1)Подъемный кран поднимает груз массой 500 кг с ускорением 0,5 м/с2 Определите силу натяжения каната (5150Н)
2)Поезд массой 500т , трогаясь с места, через25с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги (100кН)
Приложение 2
Проблемный эксперимент
1.Тележка скатывается по наклонной плоскости и сдвигает деревянный брусок стоявший на пути
2.Повторим опыт ,нагрузив тележку
3.Изменим угол наклона плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки. Брусок сдвигается на большее расстояние, чем в предыдущем опыте
Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?
Демонстрационный опыт №1
Соединить металлические шарики нитью и подвесить их на штативе, перекинув через него. Отведите один из шаров в сторону на высоту h и отпустите его.
Объяснить ,почему пришел в движение второй шар , а первый остановился, и почему процесс движения шаров продолжается.
Демонстрационный опыт №2
Возьмите 2 шара разной массы и установите их на горизонтальной поверхности так, чтобы они касались упругой пружины, сжатой и связанной нитью. Пережгите нить, наблюдайте за движением шаров. Расстояния , пройденные телами до полной остановки, будут обратно пропорциональными массам тел, а значит, и скорости этих тел также будут обратно пропорциональными их массам. ( Этот вывод ребята должны попробовать сделать сами)
Приложение 3
1.Человек стоит посреди замерзшего пруда, лед идеально гладок, лишен всякого трения. Как он сможет добраться до берега.
2.В книге А. Некрасова « Приключения капитана Врунгеля» описан следующий способ передвижения лодки: колесо приводят во вращение белки, несущиеся, «как бешенные одна за другой по ступенькам внутри колеса» (беличьего колеса). Будет ли двигаться лодка с подобным двигателем?
3.Чтобы сойти на берег, лодочник направляется от кормы лодки к ее носовой части. Почему при этом лодка отошла от берега?
4. Точка равномерно движется по окружности. Как при этом измениться направление и модуль ее импульса?
5. Применяя закон сохранения импульса, объясните механические явления, происходящие при движении теплохода.
Список используемой литературы
-
Сборник задач к учебникам А. В. Перышкина «Физика. 9 класс».
-
Учебник А. В. Перышкина «Физика. 9 класс».
-
Интернет-ресурс http://class-fizika.narod.ru/.