Урок в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»

Урок

в 5 классе по теме:

«Главные члены предложения.

Подлежащее»

Цель:

  • Формировать понятие о грамматической основе предложения.

  • Познакомить со способами выражения подлежащего и наличием смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого.

  • Формировать умение находить подлежащее в предложении.

Ход урока

  1. Повторение пройденного.

Давайте перенесемся в лес, где живут повествовательные, побудительные и

вопросительные предложения… Кто догадался, с чего мы начнем наш урок сегодня?

Работа с текстом (он заранее пишется на доске для устной работы).

Пожалуйста, загляните в осенний лес листики, как раз­ноцветные мотыльки кружатся порхают и садятся отдох­нуть на опушку откуда здесь взялся пестрый ковер какой художник потрудился на славу это осень волшебница осень.

У К. Паустовского есть замечательная мысль о зна­ках препинания. Знаки «озвучивают», как ноты, текст. Попробуйте расчленить текст на предложения, вдуматься в их смысл и поставить нужные знаки…

Выразительно прочитайте предложения, назовите знаки.

2. На доске написаны три одинаковых предложения. К нам сказка пришла К нам сказка пришла К нам сказ­ка пришла

  • Какие знаки можно поставить на конце этих одинаковых предложений? От чего зависит их выбор (От цели высказывания и эмоциональной окраски.) Порассуждайте и поставьте нужный знак в конце предложений.

  • А какое в этих предложениях слово является главным, ключевым? Каким членом предложения является? (Сказка — подлежащее.)

Объявление темы урока: Итак, тема нашего урока – Подлежащее. (Запишем тему урока в тетрадь)

2. Работа по теме урока.

1.Лингвистическая викторина.

  • Что называется подлежащим? Как найти подлежа­щее в предложении?

  • С каким членом предложения подлежащее составляет грамматическую основу или смысловой центр?

А сейчас откроем учебник на стр.62 и посмотрим правильно ли вы ответили на вопросы.

  1. Выборочный диктант.

Выписать подле­жащие и сказуемые из переложения сказки Ганса Христиана Андерсена «Голый король». Попутно ве­дем словарно-орфографическую работу. Записываем в столбик, чтобы рядом расположить 2-ю часть темы.

ГОЛЫЙ КОРОЛЬ

(По мотивам сказки Г. X. Андерсена)

Предложение

Способы выражения подлежащего

1. Жил-был король.

1.Сущ. в им. п.

2. Он очень любил жаться.

2. Личн. мест. в им. п.

3. Два обманщика, прики­нувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди.

Подлежащее может быть выражено группой слов и устойчивым сочетанием, если мы их разделим , то нам не будет понятен смысл предложения.

3.Сочетание «числ. + сущ. в род. п.»;

устойчивое сочетание «прил. + сущ.в им.п.»

4.Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань.

4. Подлежащего нет.

5.Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы. 6. Министры по просьбе короля следили за рабо­той.

5.6. Сущ. в им.п.

7. Один посмотрел — ни­чего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски!»

7.Числ.в значении сущ.;

мест. в им.п.

8.Хитрые сановники вслед восхищались прекрасной мантией.

9.«Да ведь король то го­лый!» — закричал ка­кой-то мальчик.

8.9. Сущ. в им.п.

  • Прочитайте выписанные грамматические основы и подумайте, чем выражено подлежащее — ключевое слово предложения. (Заполняем 2-ю часть таблицы.)

  1. Обобщение сведений о способах выражения подлежащего. Запись в грамматическую тетрадь.

Раньше, в 1—4 классах, вы были убеж­дены, что подлежащее всегда

выражено существитель­ным в им. п., а сказуемое — глаголом. Это не так.

В качестве вывода перечислите основные способы выражения подлежащего.

  • Какова главная мысль Андерсена в сказке о наив­ном короле?

(Сказочник осуждает не столько глупость наивного короля, сколько трусость, подхалимство, подлость при­ближенных, обрекших его на позор. Осуждена вообще осторожность взрослых в назывании вещей своими именами в отличие от честных и прямодушных детей.)

4. Интересные задачи.

1.Есть такие предложения, в которых трудно обнаружить подлежащее. Платье сшили проходимцы Так как подлежащее всегда только в именительном падеже и отвечает на вопросы кто? что?, существительные или местоимения, стоящие именительном падеже (кого? что?) являются в предложении второстепенными членами. Чтобы правильно определить главные члены в таких предложениях, нужно к тому и другому слову задать двойной вопрос от сказуемого (сшили кто? что?) проходимцы. Подлежащее можно найти по смыслу (оно обозначает действующее лицо или предмет). Составьте и запишите предложения со словами король — платье. Одно из существительных поставьте в именительном падеже, а другое — в винительном падеже.

2) Можно ли в предложение И королю стало жутко ввести подлежащее? (Нет, оно без лица, т. е. безличное.)

3) Переделайте предложение А горожанам было смешно так, чтобы в нем появилось подлежащее (А горожане смеялись.)

5.Подведём итоги урока.

Замечательно, что великие сказочники не только смешат и учат мудрости, но и помогают разобраться грамматических явлениях, таких, как подлежащее, ибо все явления жизни подлежат осмыслению.

6. Домашнее задание. § 31, записи в грамматической тетради, упр.157.

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *