Урок русского языка в 6 классе «Род неизменяемых существительных»

МБОУ «Красноорловская СОШ»

Урок русского языка в 6 классе

«Род неизменяемых существительных»

Разработала учитель русского языка и литературы Мецлер Людмила Васильевна.

С. Красные Орлы. 2013 год.

Цель: Формирование умения определять род неизменяемых существительных.

Задачи: 1) Знакомство с неизменяемыми существительными.

2) Формирование умения определять род неизменяемых существительных.

3) Повторение пунктуации при обращении, постановки тире между подлежащим и сказуемым.

4) Расширение кругозора учащихся.

5) Развитие речи.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию. Что означает слово «лингвистическая»? (Языковедческая) Цель ее – научиться определять род неизменяемых существительных. Что же такое неизменяемые существительные? Вспомнить это вам поможет небольшой эпизод из жизни не очень грамотных провинциалов.

(Ученики разыгрывают сценку)

Сценка:

  1. Здрасьте! Проходите!

  2. Здрасьте.

  1. Ой, да у вас новое пальто!

  2. Да нет, меня еще в прошлом месяце этим пальтом наградили за хорошую работу.

  1. А я вас не видел еще в этом пальте. Я себе тоже обновку прикупил. Кашне называется.

  2. Я такую кашну в городе у племянника видела.

  1. Вы чего пить будете: какау или кофею?

  2. Мне какава налейте.

Учитель:

— заметили ли вы ошибки в речи этих собеседников?

(Существительные: пальто, кашне, какао, кофе не изменяются)

— Верно. Это и есть неизменяемые существительные – те, которые не изменяются по падежам и числам. Но они, как и все существительные, имеют категорию рода. Как его определить? Это мы и должны будем научиться делать к концу нашей экспедиции.

Сначала вам нужно будет приобрести билеты. Валюта – это ваши знания. Кто отгадывает слово, неизменяемое существительное, тот получает билет.

  1. Кроссворд.

  1. Подземная железная дорога.( Метро)

  2. Автодорожная магистраль. (Шоссе)

  3. Место стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. (Депо)

  4. Порода малорослых лошадей. (Пони)

  5. Настольная игра. (Домино)

  6. Персонаж одноименной трагедии Шекспира. (Отелло)

  7. Помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом представления. (Фойе)

  8. Музыкальное произведение для одного голоса, инструмента.(Соло)

  9. Вид городского автотранспорта. (Такси)

  10. Аркан с петлей для ловли животных. (Лассо)

1 м

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

т

р

о

Учитель:

— Теперь мы можем отправиться в путь. Путешествие наше будет необычное, в том смысле, что мы в мгновение ока можем перенестись из одной точки на карте мира в другую. Поехали1

(На доске маршрут экспедиции. Каждый пункт обозначен фотографией с видом данной местности.)

Батуми Капри Миссисипи Монако

Дели Онтарио Замбези

См. приложение №1. (слайд № 2)

  1. Экспедиция.

  1. Первая остановка на нашем пути – Батуми. (слайд № 3)

Ученик зачитывает географическую справку:

Батуми – город в Грузии, порт на Черном море. Население 122 тыс. город-курорт.

— Батуми – чудесный, солнечный город. Он поражает своей красотой. Оцените это место, запишите свои впечатления в тетрадь. Но для этого вам необходимо определить, к какому роду относится это существительное. Как это сделать? Я вам подскажу. В данном случае род можно определить по опорному слову. «Город» — существительное мужского рода, значит, «Батуми» тоже мужского рода.

(уч-ся делают запись, несколько предложений зачитываются вслух.Например: «Солнечный Батуми (м.р.) поразил меня».)

  1. Следующая остановка – Дели. (слайд № 4)

Справка: Дели – город, столица Индии. Население 10, 6 млн.

— Какого рода это существительное? Как вы это определили?

( Дели – город, м.р.)

— В Индии великолепная природа, множество разнообразных животных. Я приглашаю вас посетить зоопарк, в котором собраны звери и птицы из разных уголков мира.

( На слайдах фотографии животных, надписи закрыты. Названия животных угадываются учениками, надписи открываются) (Слайды № 5-10)

Какаду

Колибри

Кенгуру

Зебу

Фламинго

— все эти существительные мужского рода. Но они могут употребляться и в женском роде, если речь идет о самке.

Пошлите сообщения своим друзьям, опишите увиденных животных.

(Например: «Розовый фламинго спокойно дремлет в тени»,)

  1. Остановка Капри. (слайд № 11)

Справка: Капри – остров в Тирренском море, в составе Италии. Площадь 10,4 км. Курорт.

— Определите род этого существительного.

(М.р. Капри – это остров.)

— Капри – это курорт. Здесь можно отдохнуть, попробовать разные вкусные блюда. Давйте зайдем в кафе и закажем что-нибудь. Чтобы оплатить заказ, нужно лишь определить род этих существительных.

(На доске записаны названия блюд и напитков – меню. Уч-ся подходят к доске и записывают род существительных)

Кофе – м.р.

Какао – ср. р.

Ситро – ср. р.

Рагу – ср. р.

Хачапури – ср. р.

Желе – ср. р.

Крем-брюлле – ср. р.

  1. Онтарио. (слайд № 12)

Справка: Онтарио – озеро площадью 19,5 км, глубиной до 236 м.

— Запишите предложение с этим словом, определите род неизменяемого существительного, объясните постановку тире.

( Уч-ся записывает предложение на доске, объясняет постановку тире:

«Онтарио – это очень чистое озеро» «Онтарио» — ср. род. Тире ставится, т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными.)

— Подберите прилагательные к слову «Онтарио», не забывая, что оно среднего рода.

( глубокое, чистое, теплое, горное…)

  1. Остановка Миссисипи. (слайд № 13)

Справка: Миссисипи – река в США, одна из крупнейших в мире. Длина 3950 км.

Определите род этого существительного.

(жен. род)

— На берегах этой реки растут самые разнообразные растения. Вот только некоторые из них. Распределите их по родам.

( На доске фотографии растений. Уч-ся записывают их названия, распределяя на группы) (слайды № 14 -18)

Муж. Род Жен. род Сред. Род

кофе какао кольраби

алоэ

киви

  1. Остановка Замбези. (слайд № 19)

Справка: Замбези – река в Южной Африке. Длина 1660 км. Впадает в Индийский океан. На ней находится один из крупнейших водопадов Виктория. Его высота 120 м., ширина 1800 м.

— На этой реке построено несколько ГЭС. «ГЭС» — это тоже неизменяемое сложносокращенное существительное. Чтобы определить его род, нужно сначала расшифровать его и посмотреть, какого рода опорное слово.

ГЭС – гидроэлектростанция. «Станция» женского рода, значит, «ГЭС»- тоже жен. рода.

На берегах этой реки живут несколько африканских племен, которые уже затронула цивилизация, но они еще малообразованны и часто делают ошибки, употребляя в речи неизменяемые существительные. Исправьте эти ошибки.

(На доске записаны предложения, уч-ся исправляют ошибки и в исправленном виде записывают предложения в тетрадь)

А) Я в городе видел подземный (подземное) метро.

Б) Меня до дома подвезла (подвезло) такси.

В) Недалеко прокладывают новую (новое) шоссе.

Г) У меня брат поступил в русское (русский) МГУ.

Д) Хочу посмотреть веселое (веселый) КВН.

  1. Монако. Монте-Карло. (слайд № 20-21)

Справка:Монако – княжество, государство в южной Европе. Одно из самых маленьких в мире. Площадь 1, 95 км. кв. Население 31, 7 тыс.

Монте-Карло — город в Монако. В нем расположено знаменитое казино.

— Играть в казино мы не будем, но вот посмотреть на этот памятник архитектуры полезно. Зайдем и пообщаемся с посетителями. Сюда съезжаются люди из разных стран, важно уметь правильно обращаться к ним, особенно к женщинам. Есть неизменяемые существительные, обозначающие лиц женского пола, замужних и незамужних, и они, естественно, будут относиться к женскому роду.

( слайды № 22-24)

Англичане Французы Немцы

Леди мадемуазель фрейлен

Мисс мадам фрау

Миссис

— запишите предложение с обращением, используя данные существительные.

( Уч-ся записывают по 1-му предложению, зачитывают несколько, объясняют знаки при обращении.

Например: « Мисс, вы сегодня чудесно выглядите!»)

  1. Заключительный этап.

— Итак, наша экспедиция подошла к концу. Теперь вы должны написать отчет о проделанной работе.

( На каждой парте лежат «Маршрутные листы», уч-ся заполняют их на месте пропусков. 1-2 зачитываются) См. приложение № 2.

— В теории вы оказались сильны, а теперь проверим ваши знания на практике.

( Каждому ученику еще в начале урока была дана карточка с неизменяемым существительным, теперь пришло время определить род этого слова. Каждый ученик вы ходит к доске и наклеивает свою карточку взависимости от того, к какому роду принадлежит данное существительное) См. приложение № 3.

Муж. род жен. род сред. род

пони Конго такси

ТЮЗ БСЭ Чили

кофе Миссури жюри

какаду Гоби жалюзи

Сан-Франциско «Дейли-экспресс» ЦРУ

сирокко иваси меню

авеню

  1. Выставление оценок.

  2. Инструктаж домашнего задания.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1.Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной – 6-е

изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002–528с.

2. Я познаю мир Русский язык АСТ, М., 1997

Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1997

4. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976

5. Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997.

6. Волина В. Учимся играя «Новая школа», М., 1994

7.Вартаньян Э. Рождение слова Детская литература, М., 1970

http://images.yandex.ru/yandsearch?

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37760

http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/nestandartnie_uroki.html

http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/vidi-nestandartnikh-urokov.html

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2240

http://russkiy-na-5.ru/articles/176

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *