Урок русского языка в 5 классе: «Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень»»

Урок русского языка в 5 классе:

«Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень»»

Копылова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

__________________________________________________________________

Цель урока:

подготовить учащихся к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»,

научить детей описывать изображённый «поэтический» предмет.

Задачи урока:

закрепить понятие «описание картины», «описание предмета»;

развивать речь учащихся;

Тип урока: развитие речи

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

I Орг.момент.

II. 1. Учитель читает стихи. Слайд 2

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень. Слайд 3.

Я не случайно начала наш урок со стихотворения Всеволода Рождественского «Сирень». Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Слайд 4.

Оживить картину нам поможет пьеса великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Фея Сирени».

( Можно прослушать пьесу С. Рахманинова «Сирень».)
Постарайтесь почувствовать, услышать, как об одном и том же можно сказать кистью художника и звуками прелестной музыки.

-Какие чувства вызвала у вас эта картина? 
(Радостные чувства, потому что мы видим красоту этого очаровательного букета.)


Ребята, а какие чувства передает музыка?
Ответы учащихся.


Учитель:
Слайд 5.

КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876-1956), российский живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).

П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.

«Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить — вместо цветов являются уж звуки какие-то… Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца».

Так же, как и у Кончаловского, сирень была любимым цветком П.И. Чайковского. Оказывается, об одном и том же, например, цветах сирени, можно рассказывать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка. А композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада звуками.

Пьеса «Фея Сирени» словно пронизана лучами майского солнца. Мы слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, «видим», как склоняют головы душистые тяжелые гроздья, еще мокрые от ночной росы. Мы чувствуем свежесть и прохладу солнечного утра, вместе с композитором дышим и не можем надышаться медвяным запахом сада.
Музыка напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.
Давайте еще раз вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изобразил на своей картине П. П. Кончаловский.

2. Словарно-стилистическая разминка.

Бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная; голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные, пышные гроздья; зеленые с тоненькими прожилками листья; ароматная, нежная, очаровательная, влажная, чудесная, прекрасная; наслаждаться, любоваться, восхищаться; натюрморт.

3. Работа со словарем

— По толковому словарю найти лексическое значение слов лиловый

ЛИЛОВЫЙ, ая, ое, лов, лова [нем. lilа, фр. lilas < араб. līlвk сирень]. Цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый. (слайд 6)

 4. Беседа по картине «Сирень».

Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов , изображённых художником.
Сумел ли он показать , что сирень свежая , как будто её только что срезали?

-Какого цвета , каких оттенков эта пышная , великолепная сирень?

(Лиловая, светло-фиолетовая, темно-красная, белая, розовая. Вверху- темно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки.)

-Тщательно ли выписывает художник лепестки , листочки , веточки сирени? (нет)

— Почему?

(Художник стремится передать свое впечатление от букета, поэтому и не выписывает детали)

— Какие определения помогут описать гроздья сирени?

(тяжелые, крупные, роскошные кисти)

— А с чем можно сравнить кисти сирени?

(С гроздьями винограда, цветочки- со звездочками).

— Подберите прилагательные к слову «букет»

(свежий, пышный, красивый, ароматный, душистый, благоухающий, большой)

— Опишите, в чем стоит сирень.

(Плетеная из ивовых прутьев корзина).

— На каком фоне изображена сирень?

(Фон: темно- зеленый с серо- коричневым и желтоватым оттенком).

— Какими словами можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому?

(изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, прекрасная, превосходная, роскошная, замечательная)


Сирень: ветви мощные, нарядные; гроздья крупные, свежие, еще влажные от росы, нарядные нежно-голубые, бордовые, белые, все оттенки сиреневого цвета. Букет освещен лучами восходящего солнца, пушистый, бархатный. Цветочки хрупкие, крошечные, милые.

5. Вспомним с вами этот чарующий аромат сирени.
Аромат сирени: медвяный, нежный, чарующий, таинственный, загадочный.

6. Что вы можете сказать об отношении художника к природе?
(Художник восхищен природой, его картина – это признание живописца в любви к ней.)

7. Возникают ли у вас какие-либо желания, когда вы смотрите на картину?
(На душе становится легко и тепло, возникает желание прикоснуться к этим цветкам и вдыхать и вдыхать этот чарующий аромат.)

— Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им)

— Сам художник о своей картине сказал так: «В букете все живет, цветет и радуется» (слайд 5)


III. 1.Составление плана сочинения (слайд 7)

1. П.П.Кончаловский – художник, очень любивший цветы.

2. Описание натюрморта «Сирень в корзине»:

  • Свежие нежные грозди сирени.

  • Цвета и оттенки сирени.

  • Корзина, в которой стоит сирень.

3.Настроение.

2. А сейчас вам предстоит на основе подобранной лексики написать вступление  и заключение. (слайд 8)

Вступление.

на картине

передо мной

удивительная картина

мастер натюрморта

радость жизни

много картин

любимые цветы

Заключение

натюрморт

прекрасный букет

впечатление

становится тепло и светло на душе

восторг

любовь к природе

«В этом букете все цветет, живет и радуется»

3. Написание и проверка вступительной и заключительной частей сочинения

4. А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.

Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *