Урок русского языка в 5 классе по теме: «Путешествие к созвездию Морфемика»

Дегтярёнок Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ Г. Пионерский

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Путешествие к созвездию Морфемика»

Цели:

  1. дать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова;

  2. углубить знания о морфемном составе слова;

  3. помочь учащимся осознать то, что морфемы являются значимыми частями слова;

  4. на материале урока воспитывать чувство взаимовыручки, коллективизма; интерес к русскому языку.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

(предоставление отчёта о путешествии в страну «Фонетика», которую мы недавно посетили)

II. Объяснение нового материала.

1. — А теперь мы отправляемся в новое путешествие – космическое. Мы летим к созвездию Морфемика. Это новые для вас планеты. Но мы не можем сказать, что ничего не знаем об этом созвездии. Что такое морфемика? (Слайд №1)

— Из каких планет состоит это созвездие? Как называется каждая отдельно взятая планета?

— Пока мы с вами обсуждали, наш корабль приблизился к созвездию. А вот и первая звезда – морфема. Она находится на самом краю созвездия, но от этого она не становится менее значимой. Это планета Окончаний. Очень интересные жители на этой планете. Не у каждого найдётся окончание. А у некоторых жителей оно не всегда проявляется. Почему это происходит? (Слайд №2)

— Посмотрите, какое-то столпотворение на остановке. Жители запутались и не знают, в какой автобус им сесть. Давайте поможем жителям попасть на нужный маршрут. (Работа на карточках) (Слайд №3)

Маршрут №1 – слова с падежным окончанием

Маршрут №2 – слова с нулевым окончанием

Маршрут №3 – слова без окончания

Небо, торт, кружево, какао, справа, аллея, дом, вчера, чувство, врач, стол, метро.

(Проверка: слайд №4)

— Но, несмотря на то что эта морфема мала, по ней очень много можно узнать о жителе этой планеты, например, какая это часть речи?

Откройте учебник на странице 146, упражнение № 485.(Выполняется устно)

2.- Пришло время отправиться на другую планету. Смотрите, какая она большая и густонаселённая. Учёные насчитали более 4500 жителей –корней. Корневая планета находится в центре созвездия. Она – главная. Почему?(Слайд №5)

— Здесь должны расти большие деревья из однокоренных слов. Но что это? Вместо больших деревьев мы видим колючие кустарники. Кто-то не очень грамотный посадил рядом однокоренные слова и формы слова. Давайте наведём порядок. Распределим слова в два столбика: однокоренные слова и формы слова:

Звезда, звёздочка, звёздный, межзвёздный, околозвёздный, созвездие, звёзды, звёздами, звезде, звездах.(Слайд №6)

III. Физминутка

— Сыграем с вами в игру «Море волнуется –раз, море волнуется – два, море волнуется – три, фигура «приставка» -замри!» Изобразить все морфемы.

— У нас на Земле есть хорошая традиция – сажать деревья в память о каком-то событии. Давайте и здесь мы вырастим большое дерево из однокоренных слов. Подберите как можно больше слов с корнем –род-.

(родители, родственники, Родина, родиться, роды, уродился, родимый, родной, народ, родня, родинка, родник, родичи, родившийся, родословная)

— Мы очень часто употребляем слово «корень» в своей речи, говоря о чём-то важном, главном. Давайте вспомним устойчивые словосочетания, пословицы, поговорки со словом «корень».(Слайд №7)

— Ничего нет постоянного, всё изменяется с течением времени. Вот и некоторые корни претерпели изменения. Давайте рассмотрим это на примере слова «победитель».

Стр. 147, упражнение № 488.

( победитель – победа – заимствовано из старославянского языка. Производное от общеславянского pobediti –«победить», префиксальное образование от běditi «убеждать» (от běda, см. беда). Победа буквально — «убеждение (силой)». В др.-рус. яз. имело кроме соврем. и противоположное значение «поражение» (Слайд №8)

3. — С Корневой планетой мы ещё будем иметь возможность познакомиться ближе. А сейчас на очереди планета Приставок.(Слайд №9) На ней проживает около ста жителей. Само название планеты подсказывает нам, что это за морфема – приставка. Запишите это слово, выделите морфемы. Сделайте вывод.

— А для чего она служит?

— Замените развёрнутое понятие одним словом, выделите приставку.

1.Тихая погода, полное отсутствие ветра ( безветрие)

2.Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли (всходы)

3.Сообщение, уведомление о чём –нибудь (извещение)

4.Тревожное состояние, волнение (беспокойство)

5.Промежуток, на время которого прекращается какая-нибудь деятельность (перерыв)

— Но что это за сообщение мы получили? Кажется, на планете Приставок случилась беда. Давайте поможем жителям планеты. (Слайд№10)

Исправьте ошибки.

На город напали полчища из царства Ниграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков збрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы апстреливали глупостью, парашютисты-десантники спускались на речевых ошибках и сеяли в городе безсмыслицу. Пачернели городские улицы.

Но каждый житель паднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спратали в глубокие каменные убежища. И пиришли в наступление! Вражеский ошибконосец взарвался на мине прилежания, а сосредоточенность прагнала речевые ошибки. Победа!

4. — Порядок восстановлен. Мы можем отправляться на планету Суффиксальную. Какая же она пёстрая! Какое разнообразие суффиксов! Их около пятисот проживает на этой планете.(Слайд №11)

— Что из себя представляют жители этой планеты? Что такое суффикс?

— Часто суффиксы вносят в слово дополнительное значение. Это значение содержит положительную или отрицательную оценку. Учёные называют эту способность слова содержать оценку эмоциональной окраской слова.

-Распределите слова на четыре группы по значениям суффикса.(Слайд №12)

Группа I: слова с «ласковыми» суффиксами.

Группа II: слова с суффиксами — «карликами».

Группа III: слова с суффиксами – «профессиями».

Группа IV: слова с суффиксами – «великанами».

Большущий, домик, доченька, реченька, котище, грибок, учитель, сварщик, мамочка, котёнок, писательница, ручища, домище, ручка, печатник, сладенький.

— Каждый покоритель космоса должен иметь определённые качества характера. Выпишите прилагательные, обозначающие эти качества, образуйте от них существительное с суффиксом –ость.

Смелый, храбрый, решительный, лживый, мелочный, трусливый, хитрый, алчный, болтливый, честный, верный, вежливый, чуткий, справедливый, аккуратный.

— Мы только начали сегодня знакомство с замечательным созвездием Морфемика. На каких планетах мы побывали? Что интересного вы сегодня узнали? Продолжим на следующих уроках.

Д/з. Написать сочинение на тему «Почему маятник так называется?»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *