Урок русского языка в 11 классе «Красота спасет мир»

Автор: Шаповалова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 5 им.Г.И.Щедрина г.Туапсе Краснодарского края

Урок русского языка в 11 классе «Красота спасет мир»

Цели урока:

— активизация учебно-познавательной деятельности учащихся,

— развитие связной речи,

— повторение выборочных тем в формате ЕГЭ,

— воспитание эстетического вкуса.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. История праздника.

— Прочтите тему урока. Почему именно сегодня мы станем говорить о красоте? Международный комитет эстетики и косметологии проявил инициативу создания Всемирного дня красоты. И с 1995 года 9 сентября мир приветствует все красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Поэтому во многих городах и странах именно 9 сентября проводятся конкурсы красоты. Кстати, первый прошел в Бельгии в сентябре 1888 года. Каждой эпохе свойственно свое понимание женской красоты. Например, в Древнем Египте женщина, бритая наголо, считалась эталоном красоты. Древнегреческие женщины капали себе в глаза белладонну, чтобы визуально сделать их больше и выразительнее. В средневековье излишек веса – это скорей достоинство, чем недостаток.

— Итак, познакомимся с определением слова «красивый» по словарю:

«1. Приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий.

2. Отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания.

3. Рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление.»

— Значит, это понятие многогранно и включает в себя красоту человеческого лица и благородство поступков, очарование природы и изящество скульптур, волшебные звуки музыки и неповторимые краски художественных полотен.

3. Работа с поэтическим текстом.

— Замечательный русский поэт Николай Заболоцкий красоте посвятил свое стихотворение.

Н.Заболоцкий

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

— Укажите тему (о чем?) данного стихотворения.

— Сколько частей можно в нем выделить?

— Почему человек сравнивается с домами?

— Анализ стихотворения. Портал – это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» — нарядный, красивый. А не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом». Далее звучит сравнение, противопоставленное первому двустишию:

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг – это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивая бедность. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и одинаковое начало предложений (анафора) используются для того, чтобы усилить, выделить противопоставление понятий (антитезу). В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной», «другой» символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мертвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решетками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в смысловом и эмоциональном плане. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что «малая хижина» «неказиста», «небогата», она излучает свет.

-Выписать предложение, отражающее идею (для чего?) стихотворения.

4. Составление мини-текста.

— А вот женский взгляд на красоту.

«Красота без очарования-все равно что крючок без наживки» (Нинон де Ланкло, хозяйка французского литературного салона).

«Характер- важнейшее слагаемое красоты» (София Лорен, итальянская киноактриса).

«Красота меняет настроение» (Виктория Токарева, российская писательница).

— Напишите мини-текст (4-5 предложений) о том, как вы понимаете смысл одного из высказываний.

5. Чтение прозаического отрывка.

— Мы убедились, что эстетическое наслаждение можно получать не только от красоты человеческого лица или души, о чем пишут Заболоцкий и выдающиеся женщины прошлого и настоящего. Чего стоит красота природы! Мы видим ее и в хрупких цветах, и в живых картинах родного края. Она волнует ароматами и кружевом весеннего цветения садов, радостным плеском морской волны. Она притягивает к себе людей. И никто не отказывается от ее обворожительного плена. Однако видеть и ценить красоту природы – понятия разные. По-настоящему счастливыми людьми были Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Иван Тургенев, Виталий Бианки и многие другие писатели, так как могли ярко и образно передать красоту русской природы через красоту русского слова. Мы же только учимся у истинных мастеров русской речи. Послушайте отрывок.

А.Куприн

Олеся

И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох. Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный непроницаемый мрак, и только в самой середине его скользнувший неведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку

6. Выполнение заданий из части А.

— Мы в течение урока сделали переход от красоты человека к красоте природы и слова. Теперь выполним задание из вариантов ЕГЭ (А6-А11).

  1. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.2)Жизнь Пришвина-пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». 3) … 4) Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром,- всегда созидатель, обогатитель и художник. 5) Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). 6) … он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть третьим в этом тексте?

  1. Природа требует от писателя непрерывной внутренней работы.

  2. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл.

  3. В чем секрет пришвинских книг?

  4. Проза Пришвина наполнена поэзией.

А7. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в 6 предложении?

1) Во всяком случае, 3) Наоборот,

2) Однако 4) Впрочем,

А8. Какое из приведенных ниже сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

  1. природа могла (предложение 1)

  2. жизнь-пример (предложение 2)

  3. человек отрешился (предложение 2)

  4. он остался (предложение 5)

А9.Укажите верную характеристику 5 предложения текста.

  1. сложносочиненное

  2. сложноподчиненное, состоящее из 3 частей

  3. сложноподчиненное, состоящее из 4 частей

  4. бессоюзное сложное

А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова «навязанного» из предложения 2.

  1. деепричастие совершенного вида

  2. качественное прилагательное

  3. страдательное причастие

  4. действительное причастие

А11. Укажите значение слова «отрешился» в предложении 2.

  1. отказаться, отстраниться 3) не обращать внимания

  2. забыть 4) не знать

  1. Кроссворд на лингвистическую тему.

К

Р

А

С

О

Т

А

  1. Какая часть слова может быть проверяемой, непроверяемой и чередующейся?

  2. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос (какой?)?

  3. Как называется переход слова в существительное?

  4. Как пишутся сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний?

  5. Деепричастие какого вида имеет суффиксы -в-, -ши-, -вши-?

  6. Как называется сказуемое, в составе которого есть инфинитив?

  7. Как называется односоставное предложение с главным членом- подлежащим?

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по теме урока «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский).

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *