Урок окружающего мира по программе «Школа 2100», 1-й класс,
тема «Растения и животные».
Мошкина Татьяна Викторовна, МБОУ СОШ №52
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель: дать представление о роли растений в жизни животных.
Задачи:
-
Познакомить с особенностями жизни растений.
-
Учить устанавливать связи, сравнивать группы живых объектов природы, исключать «лишнее», делать выводы.
-
Развивать логическое мышление, речь, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками.
-
Воспитывать положительное отношение к природе, чувство ответственности за сохранение природы.
Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Ожидаемые результаты:
-
Личностные: умение объяснять своё отношение к окружающему миру, чувство ответственности за сохранение природы.
-
Метапредметные: уметь регулировать свои действия, освоение норм и правил взаимодействия со сверстниками.
-
Предметные: овладеть базовым понятийным аппаратом (неживое, живое, растения — «кормильцы», животные — «едоки»),
уметь наблюдать, сравнивать, рассуждать, анализировать, усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях растений и животных.
Используемые методы и приёмы:
– групповая форма. Группы сформированы из учеников, имеющих равные учебные возможности.;
– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (использование таблиц, рисунков в учебнике, раздаточного материала, мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный.
Ход урока:
Деятельность учеников |
Номер слайда, стр. учебника, рабочей тетради |
УУД |
|
|
|||
Прозвенел, друзья, звонок, Начинается урок.
|
Настраиваются на работу. |
|
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования.
|
|
|||
Рассмотрите картинки на партах. Задание: разделить на две группы, изображённые на иллюстрациях объекты, убрать «лишнюю» картинку Подобрать общее слово для каждой группы. Что у вас получилось? (можно использовать рабочую тетрадь №3, стр.59)
Сравните с учебником выполнение задания. Верно ли выполнили задание? Оцените себя, покажите сигнальные карточки:
Открываю доску с таблицей как в учебнике.
Как можно назвать группы, которые у вас получились?
Какая будет тема урока?
Физминутка: «Доскажи и покажи»: Заяц прыгает, а ласточка…, Воробей летает, а рыба…, Змея ползает, лошадь…, Лисица бегает, а кузнечик…, Бабочка порхает, а цветок…. Цветок не может бегать, летать… Так почему растения – живые? Цветы похожи на животных? Какой главный вопросы нашего урока? Цель урока: понять – чем животные и растения могут быть похожи и в чём отличия?
|
Работа в группах. Рассматривают раздаточный материал. Делят картинки на две группы, исключая «неживое». Представляют работу группы, строят высказывания.
Рассматривают иллюстрации в учебнике, делают вывод: верно ли выполнили задание в группе. (можно использовать метки в отметочном листе)
Животные и растения
Животные и растения.
Проговаривают и изображают действия животных.
Цветок. Почему растения живые? В чём отличия растений и животных?
|
Учебник стр. 50 Таблица на доске из наглядного материала.
|
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция ;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
|
|||
Откройте рабочую тетрадь, выполните задание №1. Кого вы обнаружили? К какой группе относится котёнок – докажите. Покажите рукой – как надо ласково, осторожно гладить котенка. А если котенок не желает, чтобы его гладили, что вы будете делать? Давайте выясним: что общего у животных и растений?
Выполним задание №2 с комментированием. Прочитайте задание
Чем отличаются животные и растения?
Посмотрим рисунки и постараемся представить наших героев.
Как вы думаете, вы правильно высказали свои предположения, о том, чем отличаются растения и животные? Что вы ещё можете добавить к своим выводам?
Проверим по учебнику. Какие растения кормят людей? Где их выращивают? А для чего людям цветы? Какие цветы лучше дарить друг другу? Почему?… Физминутка: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. |
Рисуют по точкам и раскрашивают котёнка. Помещаем картинку в группу животных.
Растения и животные живые организмы. (Объясняют…)
Выполнение задания с объяснением, какие слова относятся только к растениям, только к животным, ко всем живым организмам
Дети высказывают свои предположения.
Инсценировка «Истории цветка и носорога».
Высказывают своё мнение, добавляют. (Оценивают)
Читают вывод. Высказывают своё мнение о бережном отношении к природе.
Делают движения, изображая цветы. |
Рабочая тетрадь стр. 58 Работа с таблицей на доске (используются аналогичные иллюстрации в учебнике)
Слайд 1
Учебник, стр.52
|
Познавательные: общеучебные: знаково-символические; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: самоопределение, личностный моральный выбор
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Познавательные: общеучебные: знаково-символические моделирование;
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Личностные: самоопределение, личностный моральный выбор.
|
|
|||
Что необходимо для жизни животным? Что может быть для них пищей? Составим в группах аппликацию, с помощью которой мы сможем объяснить, что необходимо для жизни растениям? Инструктаж перед выполнением.
Проверим: голубой цвет – это…, Жёлтый круг и его лучи – это…, Коричневый цвет…, Белый цвет…, несёт с собой…
Оцените свою работу (сигнальные карточки). В чём отличия растений и животных?
(Может быть использованы задания учебника и рабочей тетради, стр.53…).
Рассмотрите фотографию. Что делают вместе с взрослыми? Оцените их дело (сигнальные карточки). Что вы стали бы делать, оказавшись рядом с этими детьми?
«Собери поговорку»: из слов на карточках составьте предложение – поговорку. (Рощи да леса – всей планете краса.) Беседа по поговорке о роли человека в сохранении природы. |
Пища, вода… Растения, др.животные Работа в группах
Воздух, солнце-свет, тепло, облако – вода, дождь, почва, почвенная влага Если есть время, можно нарисовать растение.
Высказываются…
Делятся своим мнением
Работа в группах Читают поговорку.
Включаются в беседу. |
Слайд 2. Поочерёдно появляются элементы картинки. Слайд 3. Фото: дети и взрослые высаживают дерево. |
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня выполнения. Познавательные: общеучебные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Личностные: нравственно-этическое оценивание, самоопределение, личностный моральный выбор.
|
|
|||
Какова роль растений в жизни животных и людей? Почему растения называют «кормильцами», животных – «едоками»? А что вы можете сделать для сохранения природы?
|
Высказываются, читают ещё раз вывод в учебнике. |
Учебник, стр.52,
|
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|
Оборудование:
-
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, рабочая тетрадь к учебнику.
-
Мультимедийная презентация урока.
-
Раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (цветок, носорог),
раздаточный материал (иллюстрации растений, животных и неживых объектов), набор шаблонов, необходимых при изготовлении аппликации, клей-карандаш, фломастеры, карточки со словами поговорки.