Урок ОБЖ по теме «Тайна пирамиды здоровья»

Тема: тайна пирамиды здоровья

Цели: обобщить знания учащихся о здоровом образе жизни, о способах сохранения здоровья;

довести до сознания учащихся необходимость выполнения правил здорового образа жизни;

формировать познавательную активность учащихся;

способствовать развитию  умений соблюдения личной гигиены, правил правильного питания;

развивать умения выделять главное в конкретной теме;

развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность;

воспитывать культуру общения на уроке, чувства  любви и заботы к собственному организму, стремление к добрым поступкам.

Форма проведения: деловая игра «Строители пирамиды»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

I Организационный этап

II Вводно-мотивационный этап

Чтение учителем стихотворения «Дар природы»

Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это, не арбуз – здоровье.

Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

Определение темы и целей занятия Слайд 2

— О чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Продолжим знакомство с правилами, как сохранить здоровье себе, как помочь другим людям сберечь здоровье.

С давних времён и до сегодняшнего дня человечество заботилось о своём здоровье. В качестве эпиграфа предлагаю высказывание, которое пришло к нам из древности.

Эпиграф: Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.

III Основной этап

1 часть пирамиды: солнце, воздух и вода.

Вступительное слово учителя

Природа подарила нам много полезного и нужного, и среди множества выделяются 3 фактора, без которых человек не может обойтись.

— Как вы думаете, что это?

Игра «Верите ли вы…

— Заполните таблицу знакам +, если согласны с утверждением, знаком -, если не согласны.

существует три основных вида закаливания?

обливание водой начинают с верхней части туловища?

во время закаливания воздухом можно выполнять беговые упражнения?

солнечные ванны можно принимать в любое время суток?

ходить босиком по земле полезно?

Самостоятельное изучение материала по индивидуальным карточкам дифференцированно.

(в плане представлен материал 3 группы)

Закаливание

Закаливание – это один из способов сохранить здоровье. В основе

закаливания лежит использование естественных факторов природы, а именно воздуха, воды и солнечного света.

Закаливание водой Водные процедуры лучше начинать с обтирания кожи влажной варежкой из махровой ткани. В первые дни обтирания нужно обтираться водой, температура которой близка к температуре тела. В следующие недели следует понижать температуры воды на 2-3С. Начинать обтирания с рук, двигаясь от пальцев к плечам, затем грудь и живот круговыми движениями по часовой стрелке, а после спину и ноги – по направлению снизу вверх, начиная от стоп. Каждое движение повторить 2 — 3раза, при этом вся процедура займет не более 5 минут. Для того, чтобы комфортно чувствовать во время обтираний температура воздуха должна быть около 18С.
После 2-4 недель систематических обтираний перейти к обливанию водой или принятию душа. Начальная температура воды при обливании равна +34С. После постепенно надо снижать температуру воды до +26…+23С и ниже. Начинают обливание с нижней части тела, постепенно поднимаясь к плечам. После каждой такой водной процедуры необходимо растереть кожу до порозовения. В перспективе ледяной душ и моржевание. Купание в проруби – это «высший пилотаж» в закаливании.

Закаливание воздухом Воздушные ванны полезны в любом возрасте. Воздушные ванны проводятся в помещении, которое сначала проветривалось. Прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на здоровье и состояние нервной системы. Прогуливаться желательно не менее 1 часа, можно выполнять различные упражнения: ходьбу, бег.

Закаливание солнцем Солнечные ванны широко использует каждый из нас в своей повседневной жизни, а особенно если мы отдыхаем вблизи реки и на море. Здесь главное чувство меры и нее забыть надеть на голову светлую панаму. На юге с 8 до 11 часов утра, а у нас 9-13 и 16-18 часов. Первоначально принимать солнечные ванны не более 15 минут, увеличивая на 5-10 минут до 2-3 часов, с перерывом на 10-15 минут. Очень полезно хождение босиком. Сначала это можно делать в комнате, а весной, летом и уже закаленному человеку – осенью, около дома по дорожке, в саду по траве и песку (начиная с нескольких минут). Особенно полезно хождение босиком по росе ранним утром и поздним вечером.
При закаливании воздухом, водой, солнечными лучами повышаются сопротивляемость и выносливость организма, увеличивается устойчивость к заболеваниям.

Проверка работы по слайду Слайд 3
Минивывод: Закаливание – простой и эффективный путь сохранения здоровья. При закаливании воздухом, водой, солнечными лучами повышаются сопротивляемость и выносливость организма, увеличивается устойчивость к заболеваниям. Народная мудрость гласит: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Слайд 4

2 часть пирамиды: личная гигиена

Работа по карточкам – памяткам

Одно из составляющих 1 пункта является помощником в сохранении здоровья – поддержании чистоты. Назовите.

Карточки помогут вам вспомнить советы помощницы Воды.

1 ряд – «Правила ухода за кожей»

1. Утром мой руки, лицо, шею, уши.

2. 1 – 2 раза в неделю мойся основательно с мылом.

3. Мой руки после прогулки, игр, туалета, общения с животными, поездки в транспорте.

2 ряд – «Правила бережного отношения к зрению»

1. Умываться по утрам.

2. Смотреть телевизор или компьютер не более 2 часов в день.

3. Не читать лёжа.

4. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

5. При чтении и письме свет должен падать слева.

6. Делать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

3 ряд – «Правила ухода за зубами»

1. Чисти зубы 2 раза в день.

2. Меняй зубную щётку каждые 3 месяца.

3. Не ешь много сладкого и твёрдого.

4. Не пей и не ешь слишком холодное или горячее.

Минивывод: Чистота – залог здоровья. Эта общеизвестная истина помогает больше узнать и полюбить свой организм. Слайд 5

3 часть пирамиды: физические упражнения и спорт

— Для чего нужно заниматься физкультурой?

— Какие вы знаете виды спорта, укрепляющие здоровье детей и взрослых?

— Кто делает зарядку дома?

— Когда мы делаем зарядку в школе?

— Каких два вида зарядки мы делаем? (обычная и дыхательная)

Проведение дыхательной гимнастики по группам

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

(заранее учащиеся по командам выбрали ведущего для проведения упражнений, учащиеся построились в разных сторонах класса в круг)

Миниитог: Для поддержания здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая активность и занятия спортом. Активный образ жизни снижает уровень заболеваний, улучшает деятельность мозга. Из древности до нас дошло высказывание «В здоровом теле — здоровый дух». Слайд 6

4 часть пирамиды: правильное питание

Работа по таблице Слайд 7

Одной из основ здорового образа жизни является правильное здоровое питание.

— Какое питание можно считать здоровым?

— Посмотрите на таблицу. Прочитайте записи на каждой строчке.

Разнообразное

Однообразное

Богатое фруктами и овощами

Богатое сладостями

Регулярное

От случая к случаю

Без спешки

Второпях

— Используя таблицу, продолжите предложение: “Здоровое питание должно быть …”

Исследовательская работа «Меню в нашей столовой»

Дни недели

Завтрак

Обед

Понедельник

Котлета, вермишель, салат из свежей капусты, компот, пирожок, мёд

Борщ, гречка, сосиска, салат из свежей капусты, компот

Вторник

Отварной рис, мясо с подливой, молоко, булочка, мёд

Суп гречневый, картофель с рыбой и варёной свёклой, компот

Среда

Молочный рисовый суп, бутерброд с сыром и колбасой, молоко, мёд, сочник.

Рассольник мясной, вермишель с мясом и подливой, какао.

Я провела небольшую исследовательскую работу на тему «Питание в нашей столовой»

В своей работе я проанализировала рацион питания на завтрак и обед за последние 3 дня и сделала вывод, что питание разнообразно ( первые блюда – борщ и супы, вторые – котлеты, гречка, салаты); полезно (гречка, мясо, молоко, мёд); калорийно (завтрак – 800 – 950 калорий, обед – 1000 – 1100 калорий); вкусно ( котлета, мёд, компот).

Следовательно: при составлении рациона для школьников учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста ребенка.

— Можно ли сказать, что завтраки и обеды в нашей столовой разнообразны, калорийны, полезны и вкусны? Докажите.

Сообщение учащейся на тему «Каша – пища наша» Слайд 8 — 9

— Что нового, полезного, интересного узнали из сообщения?

Работа в парах Слайд 10

— Из предложенных продуктов и блюд выберите для своего питания и расскажите товарищу по парте.

Яблоко, рыба, мороженое, шоколад, овсянка, виноград, окрошка, пепси-кола, чипсы, творог, свёкла, йогурт, хот-дог, солянка, овощной салат, какао, кофе.

— Какие продукты вы определили главными в своём питании?

Миниитог: Правильное питание улучшает работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому развитию школьников, продлевает жизнь человека. А ягоды, овощи и фрукты – самые витаминные продукты. Слайд 11

5 часть пирамиды: добрые дела

А  еще наше здоровье зависит от

Если чаще улыбаться,

Делать добрые дела.

От улыбок проясняться

И глаза, и небеса.

Чем больше  мы улыбаемся, радуемся, делаем добрые дела и для себя и для окружающих, тем больше радости, тепла и благополучия  получаем в ответ.

Инсценирование

Причины болезни людей изучает герой сказки «Тайна пирамиды здоровья» — мудрый муравей.

Мудрый муравей со звезды пришёл своей.

Мудрый, мудрый муравей, научи ты нас, людей.

Ты пришёл издалека сквозь туманы и века.

Научи нас, как нам быть, чтобы много лет прожить?

Муравей

-Хорошо. Я помогу, но сначала в лес пойду.

Я узнаю у зверей, что нам сделать для людей.

Звери долго все живут, не болеют и не лгут,

Все они помочь готовы.

Только стоит захотеть: всё узнать и не болеть!

Я — шустрая белочка. Я заметила, что люди часто неправильно питаются, переедают и мало двигаются, и это тоже вредит их здоровью

Я — прекрасная роза, я считаю, что люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость и болезни её бояться.

Я — стройная пальма, и считаю, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Жестокость – это путь к гибели и болезням. К сожаленью, люди обманывают друг друга.

Я – могучий тигр. Я знаю, что ещё позволит людям чувствовать себя здоровыми. Э то вера в себя, в свои силы.

— От кого зависит здоровье человека?

— Как мы должны обращаться друг с другом?

Миниитог: Доброта к другим необходима нам для нашего здоровья и окружающих нас людей. Давайте будем учиться любви, пониманию и доброте. Доброе дело питает и душу и тело. Слайд 12

IV. Итог урока. Рефлексия.

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.

— Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины.

Покажите друг другу на своей технологической карте, на какой вы сейчас находитесь высоте и на какую хотели бы подняться.

— А на память о нашем уроке я подарю вам памятки о том, как сохранить здоровье и вспомним выводы о здоровом образе жизни. Слайд 13

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *