Урок математики в 3 классе на тему: «Решение составных задач»

Гребнева Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов,

МАОУ – лицей №2,

г. Альметьевск РТ.

Урок математики в 3 классе

на тему: «Решение составных задач»

Цель. Формировать у детей умение решать составные задачи.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки в решении простых и составных задач;

  • Обобщить знания табличного умножения и деления;

  • Отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки;

  • Закрепить навык применения правила порядка действий в выражениях.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету через дидактическую игру;

  • Развивать творческие способности, логическое мышление, внимание, память, терминологическую речь, смекалку, умение рассуждать, анализировать, высказывать свое мнение, аргументировать его;

  • Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, умение работать в группах, в паре.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

  • Карточки с заданиями для самостоятельной работы;

  • Схемы – опоры для решения задач;

  • Презентация

  • Учебник М. А. Моро «Математика», 1 часть;

  • Абак у каждого ребенка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Учитель. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и здоровы. Я надеюсь, что мы с вами проведем этот урок с пользой для всех нас.

II. Создание проблемной ситуации

Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Слайд1.

Улетели птицы

В теплые края,

Листьями укрылась

На зиму земля.

Вот прохладно стало

И светло в лесу.

Одиноко плавают

Листья на пруду.

Учитель. Сегодня на уроке мы заглянем в лес. Нас приглашает… Отгадайте: кто?

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг… (лесничий).

Слайд 2.

Учитель. Много дел у лесничего. Он следит за порядком в лесу. Лесничий приглашает вас в лес и просит в конце урока ответить на вопросы.

  1. Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

  1. Помогает ли математика в изучении природы?

Учитель. Наблюдая за природой, мы будем вести записи в дневниках наблюдений (тетрадях). Проверьте посадку и запишите число… классная работа.

III. Минутка чистописания.

Учитель. Сегодня мы цифру будем писать, но постарайтесь ее угадать.

Слайд 3.

Учитель. Перед вами избушка лесника. Отгадайте: сколько жильцов, кроме лесника, в этом домике? Какие числа нужно вставить в «окошечки» домика? (Дети угадывают число 6)

Показ на доске написания цифры 6. Дети прописывают в тетрадях.

IV. Актуализация знаний

  1. Повторение пройденного. Индивидуальная работа учащихся по карточкам у доски (дети решают задачи и примеры).

  2. Тест – контроль.

Слайд 4.

Учитель. Прежде чем отправиться в лес, нужно проверить, насколько вы готовы к путешествию. Для всех объявляется тест- контроль. На партах у вас карточки- тесты. Вам необходимо находить правильные ответы и выписывать их в тетрадь в строчку через запятую.

  • Дети выполняют тест в тетрадях. Проверка абаком.

Слайд 5.

Учитель. Каждому числу соответствует определенная буква. Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, над какой темой урока мы будем работать.

Слайд 6.

  • Дети расшифровывают тему урока «Задачи».

3. Сообщение темы урока.

Слайд 7.

Решение составных задач.

4. Устный счет.

Учитель. Тест – контроль прошли успешно. К путешествию готовы. Но что это за преграда? (Ворота)

Слайд 8.

Учитель. Чтобы войти нам в «Храм природы», надо помнить о правилах поведения в лесу, открыть замочки на воротах, а ключами от них будут ваши правильные ответы.

Учитель показывает на пример у замочка, дети абаком показывают правильный ответ. Замочек переворачивается обратной стороной, и на нем появляется значок об охране природы.

20 : 5 х 4 = 16 4 х 6 : 8 = 3

28 : 7 х 5 = 20 8 х (90 – 86) = 32

Задача. У зайчихи осенью родились зайчата.

Десять деток.

Да беда: наступают холода.

Помоги зайчихе посчитать,

Сколько варежек ей вязать?

Задача. Растет на полянке

Береза, рябинка,

А рядом в сторонке

Трепещет осинка.

Рябинка повыше осинки немножко,

И хоть не намного, но ниже березки.

Какое же дерево выше всех, дети?

Какое всех ниже,

Кто быстро ответит?

Слайд 9. Проверка задачи (нажмите сначала на слово «Задача», потом на пустое место).

Слайд 10.

V. Физминутка.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

VI. Работа по теме урока.

Учитель. Правила поведения в лесу мы все повторили, и хозяин леса приглашает вас войти под своды «Лесного храма» и полюбоваться его красотой. А что дает человеку лес?

  1. Работа по учебнику. Коллективное решение задачи у доски с подробным разбором.

— Сколько звездочек сделал мальчик?

— Что сказано про хлопушки?

— Какой главный вопрос задачи?

— Можем ли мы сразу на него ответить?

Ученик у доски выполняет рисунок к задаче, делает краткую запись с подробным решением.

VII. Закрепление новых знаний.

  1. Дифференцированная работа по группам. Самостоятельное решение задач.

Первая группа самостоятельно решает задачу без краткой записи по действиям.

Слайд 11.

« Ученики заготовили для птиц 9 кг семян липы, а рябины в 2 раза больше, чем липы. Сколько килограммов семян всего заготовили школьники?»

Слайд 12. Проверка самостоятельно по слайду.

  1. 9 х 2 = 18 (кг) – рябины

  2. 18 + 9 = 27 (кг) — всего

9 х 2 + 9 = 27 (кг)

Ответ: 27 кг.

  1. Работа с геометрическим материалом.

Учитель. Осенью люди сажают саженцы. Мы с вами можем принести пользу, посадив саженцы в лесу. Пусть наш лес будет еще краше. Но прежде чем заняться посадкой, надо вычислить периметр участка, на котором будем высаживать саженцы. Каждая группа будет работать на своем участке.

Самостоятельное решение задач по группам.

Слайд 13.

1 группа. Длина участка 8 метров, а ширина в 4 раза меньше. Вычислите периметр участка.

2 группа. Решение задачи по краткой записи.

Д — 6 м

Ш — 4 м

Р- ? м

Проверка самостоятельно по слайду 14.

Слайд 14.

  1. Решение примеров по учебнику. (Стр. 41 №5)

Учитель. Перед посадкой саженцев вспомним правила порядка действий в примерах.

Один ученик решает у доски примеры с объяснением.

4. Парно – групповая работа.

Учитель. Сажать деревца удобнее вдвоем, помогая друг другу. Предлагают выполнить работу в парах. На партах у вас карточки. Каждый выполняет свой вариант. Затем вам нужно найти выражения с одинаковыми значениями, соединив их стрелками. Решив примеры, вы узнаете, у какого дерева самый звонкий голос.

Слайд 15.

18 : 9 + 6 х 7 = 44 (100 – 76) : 8 = 3

(50 – 38) : 4 = 3 6 х 9 – 2 х 5 = 44

Слайд 16. Проверка самостоятельно.

  1. Домашнее задание (разноуровневое).

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие по осеннему лесу. Пора и домой возвращаться. Дома вы продолжите работу в дневниках наблюдений, выполнив задание по выбору.

Слайд 17.

  1. Стр. 41 задача № 3, задание на смекалку.

  2. Стр. 41 задача № 3, примеры № 5 (1-2 столбик)

VIII. Рефлексия.

Учитель. Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Помогает ли математика в учении природы? Какие математические знания и умения помогли вам ответить на данные вопросы? Кому на уроке было трудно? Кому легко? Покажите геометрическими фигурами.

Закончить наш урок мне хочется словами замечательного писателя Н. И. Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».

Слайд 18.

IX. Оценки.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *