Урок математики в 3 классе «Деление с остатком»

Урок математики в 3 классе

Тема урока: Деление с остатком.

Цель: Познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.

Задачи урока:

Обучающие:

  • актуализировать знания по ранее изученным темам;

  • систематизировать первичные знания о делении числа с остатком;

  • совершенствовать умение применять на практике полученные знания.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, самооценку интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу.

  • формировать экологическую культуру учащихся.

1.Мотивирование к учебной деятельности 1-2 минуты

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Меня зовут Татьяна Георгиевна. Я приглашаю вас к совместной работе.

Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за целый урок? (40)

— Я желаю всем сегодня сделать как можно больше хороших дел.

— Ребята, а кто из вас знает, каким годом объявлен 2013 год в России?

(На экране проектора появляется слайд с изображением планеты)

2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды.

— Что значит «охранять окружающую среду»?

— Молодцы! А чистота и порядок начинается с нашего дома.

На левую створку доски прикрепляю изображение дома (размер примерно 40х40 см)

2.Актуализация знаний 4-5 минут

— Номер нашего дома узнаем, разгадав ребус см.Приложение 2:

число 18 зашифровано (17 в букве O)

18 : 2 = на доске

— Что у вас получилось? (9)

— Прочитайте получившийся пример, называя компоненты.

— Продолжите фразу:

— Чтобы найти делимое… (надо частное умножить на делитель)

— Чтобы найти делитель… (надо делимое разделить на частное)

Решите задачу: 12 кустов роз посадили ребятки.

По 3 куста на каждую грядку.

Посчитай-ка, поскорей,

Сколько грядок у друзей? (12:3=4 стр.)

— А теперь я предлагаю поработать на маркерных досках, которые находятся у вас на партах. (убираю с доски ребус)

— Ребята, что общего в этих примерах? (они все на деление)

На маркерных досках примеры: 16:4= 21:3= 1 8:6= 30:6= 10:3=

Прикрепляю на доску Деление

Решите примеры на деление.

Проверка

— Назовите выражения, решение которых не вызвало у вас затруднений.

— Почему? (они на табличное умножение и деление)

— Назовите выражение, при решении которого возникли трудности.

— Почему? (10 на 3 не делится)

— А кто смог его решить?

— Посоветуйтесь в парах, как можно решить этот пример.

3.Постановка учебной задачи 4 – 5 минут

— А давайте попробуем решить его вместе!!!

— Мне нужен 1 помощник для работы у доски.

(У доски работает ученик)

— Нарисуйте 10 палочек в ряд (под примером), разделите по 3, объединив их дугами.

/ / / / / / / / / /

Сколько раз по 3 получилось?

— Значит чему равно частное?

— А сколько палочек осталось?

— Посмотрите на пример ещё раз.

— Как записать решение этого выражения? (10:3=3 (ост.1)

— Прочитайте это выражение?

  • 10 разделить на 3 получится 3 и в остатке 1

  • делимое 10, делитель 3, частное 3 и ост.1

— Ребята, кто уже понял, какова тема нашего урока? (Деление с остатком)

(Открываю правую створку доски, ей была закрыта карточка С ОСТАТКОМ,

которая продолжила фразу: Деление с остатком )

— Как вы думаете, чему мы сегодня на уроке должны научиться?

(Вывешиваю на доску Научиться выполнять деление с остатком)

— Я уверена, что у вас всё получится!

— Сейчас нам понадобится острое зрение. Сделаем гимнастику для глаз.

(Включаю физминутку см. Приложение 1Презентация)

Улучшили зрение,

Подняли настроение,

Решаем примеры на деление.

(Пока дети выполняют гимнастику, стираю с доски решение примера)

4.«Открытие нового знания» 7-8 минут

(Обращаюсь к карточке-раздатке см.Приложение 2,

сначала демонстрирую её детям, затем прикрепляю на доску)

— Положите перед собой карточку с заданиями и прочитайте, что записано под

1.

Дети, сидящие за партами, работают на индивидуальных карточках.

— Давайте выполним деление, объяснив его на рисунке.

— Есть желающие поработать у доски?

(У доски работает 1 ребенок)

6 : 3 = 2 ОСТАТОК записывает в таблицу.

Таблица начерчена на доске (2-ая половинка справа)

ДЕЛИМОЕ

ДЕЛИТЕЛЬ

ЧАСТНОЕ

ОСТАТОК

Ученик прикрепляет фигуры деревьев на магнитах на доске (все фигурки растений раздаточного материала соответствуют изображенным фигуркам в индивидуальных карточках), выполняет деление, результаты вычисления записывает в таблицу.

— Сколько раз по 3 получилось? (2 раза)

— Значит чему равно частное? (2)

— А сколько фигур осталось? (0)

(Приглашаю к доске другого ученика)

7 : 3 = 2 (ост.1) в таблицу

— Сколько раз по 3 получилось? (2 раза)

— Значит чему равно частное? (2)

— А сколько фигур осталось? (1)

И т.д.

ОЦЕНИВАНИЕ см. Приложение 2

— Сегодня вы сами будете оценивать свою работу с помощью условных обозначений, которые находятся на полях карточки.

Обратите внимание на доску, что означают данные цветы:

Цветок с пятью лепестками –

Цветок с четырьмя лепестками –

Цветок с тремя лепестками –

Оцените, как вы поработали с 1-ым заданием и раскрасьте 1 из цветов.

2

ВЫВОД по таблице:

— Ребята, посмотрите на таблицу, какое математическое открытие вы можете сделать? Если дети не справятся самостоятельно, помогаю: Сравните делитель с остатком и сделайте вывод. (Остаток < Делителя)

— В ваших карточках тоже есть вывод, вставьте в него недостающее слово.

— Прочитайте, что у вас получилось?

При делении с остатком, остаток всегда должен быть < делителя.

— Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике.

Откройте учебник на с. 25

— Что можно сказать? (Наш вывод такой же, значит, мы совершенно правы)

— Отложите учебники в сторону.

ОЦЕНИВАНИЕ

— И с этим заданием вы справились, оцените свою работу. Раскрасьте 1 из цветочков.

5.Первичное закрепление 4 – 5 минут;

3

— Выполним следующее задание, применив полученный вывод.

— Подумайте, какие остатки могут получиться, при делении на 4 и «лишние» вычеркните.

— Ниже вычеркните «лишние» остатки при делении на 5 и 7.

— Кто справился с работой? Проверим работу на документ-камере.

ОЦЕНИВАНИЕ

— И с этим заданием вы справились, оцените свою работу.

— А сейчас Игра «Молекулы»

— Кто знает, что такое «молекулы»?

Молекулы – это частицы какого-либо вещества, способные свободно двигаться. Представим себя такими маленькими частицами.

— Пока играет музыка, вы свободно перемещаетесь по классу.

Включаю музыку

В то время, пока дети движутся под музыку (см.Приложение 3,

стираю с доски и дом располагаю в центре центральной доски.

Выключаю и даю задание.

— Встаньте парами.

— Молодцы! Опустите руки.

— А тем, кто остался без пары, выпала честь посадить дерево (остаток) около нашего дома на доске.

Включаю музыку

В то время, пока дети движутся под музыку,

оставшийся ребенок размещает дерево возле дома

Выключаю и даю задание.

-Встаньте по четыре человека.

— А тем, кто остался без пары, высаживают кустарники (остатки) возле нашего дома.

Включаю музыку

В то время, пока дети движутся под музыку,

оставшиеся дети размещают кустарники возле дома.

Выключаю и даю задание.

-Встаньте по пять человек.

Игра проводится еще раз (по количеству детей учитель определяет задание,

по сколько человек нужно определиться в группы)

— Сколько человек осталось? (остаются на местах у доски получившимися группами)

Обращаю внимание детей на доску.

— Посмотрите, что у нас получилось на доске! Давайте оживим картинку, кого ещё здесь не хватает? (Домашних животных)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4 – 5 мин.

— Оставайтесь на своих местах. Каждая образовавшаяся группа получает задание, слушаем внимательно.

4

Задание: Расселите цыплят в клетки поровну и запишите решение.

(Каждая группа получает лист, на котором изображены клетки для цыплят, и наклейки с цыплятами)

— Выберите 1 человека от группы, кто объяснит решение задачи.

  • Первая группа – пройдите за 2-ую парту 1-го ряда.

  • Вторая группа – за 1-ую парту 2-го ряда и

  • 3-я группа – за вторую парту 3-его ряда.

(Оставшиеся наклейки следует наклеить в остаток)

ПРОВЕРКА

— Предоставляем слово представителю команды, которая выполнила задание быстрее.

Проверяем на документ-камере, затем работу прикрепляю на доску.

— Сколько было цыплят?

— Сколько было клеток?

— По сколько цыплят в каждую клетку вы расселили?

— Сколько цыплят осталось?

— Какое решение вы записали?

Остальные группы выслушиваем с места, и отвечавший ребенок прикрепляет карточку на доску.

ОЦЕНИВАНИЕ

— С задачей справились, оцените свою работу.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение 7–8 минут;

Предлагаю вам разгадать ребус см.Приложение 2, который мы разгадывали вначале урока, только букву О сейчас уберём. Что же получится?

— Объясни, как ты разделил?

(надо узнать, сколько раз делитель “уместится” в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток)

— Каким должен быть остаток при делении? (Ост.< Дел.)

— На следующих уроках вы продолжите изучение этой темы.

Домашнее задание:

— Выполнить задание № 5 на карточке, а задание со * повышенной трудности для самых любознательных – по желанию.

— Как вы думаете, поможет вам эта карточка при выполнении д/з?

— Значит, как её можно назвать? (помощница, помогайка, памятка)

— Ребята, дома вы можете красочно оформить свою карточку-помощницу.

Подведём сейчас итог,

Что пошло ребятам впрок.

5 вопросов у меня,

Отвечайте-ка, друзья.

Каждый пальчик разомнем.

Рефлексию проведем.

Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю)

Оценка урока по «Методу пяти пальцев».

М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (Ост.< Дел.)

Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)

С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?

У (указательный) – Кому я сегодня помог?

Б (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)

Снова показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:

— Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 2–3 мин.

Оценивание

Еще раз посмотрите на свою «помощницу» и выберите цветок с таким количеством лепестков, который чаще у вас повторялся, и посадите ваши цветы вокруг дома (цветы с разным количеством лепестков у детей находятся на партах в конвертах, прикрепляют красные цветы магнитами желтого, голубого и белого цветов)

— Ребята, посмотрите, какую красоту мы создали вокруг нашего дома!

(Обращаю внимание на слайд с изображением голубой планеты, которую открыли в начале урока)

Будет ли наша планета такой же красивой, зависит от нас с вами. Всё в наших руках!

— Молодцы! Спасибо за урок!

Самоанализ урока математики

Тема урока: Деление с остатком.

Цель: Познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.

Задачи урока:

Обучающие:

  • актуализировать знания по ранее изученным темам;

  • систематизировать первичные знания о делении числа с остатком;

  • совершенствовать умение применять на практике полученные знания.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, самооценку интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу;

  • формировать экологическую культуру учащихся.

На тему «Деление с остатком» отводится 10 уроков. Данный урок первый, поэтому тип урока «Открытие новых знаний».

При проведении урока мною был использован учебник Моро М.И. «Математика» 3 класс по программе «Школа России».

Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода, которая подразумевает по своей структуре 8 этапов урока.

На этапе мотивации к учебной деятельности с целью положительного эмоционального настроя используется задача в стихах.

С целью повторения изученного материала на этапе актуализации знаний, использовала творческое задание «Разгадай ребус», через прием «Третий лишний» была создана проблемная ситуация с «затруднением». В её основе лежало противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать без нового материала, т.е. знакомое сделали незнакомым (находили лишний пример на внетабличное деление)

На этапе постановки учебной задачи задала вопрос:

  • Почему возникли затруднения?

Этот вопрос помог детям самостоятельно определить тему и цель урока.

Обучение через деятельность – основной принцип применения технологии

деятельностного метода.

На этапе «открытия» нового знания было организовано исследование, в ходе которого учащиеся установили связи между объектами через прием «Своя опора». Это позволило детям самостоятельно сделать математическое открытие — остаток меньше делителя.

Этап первичное закрепление непродолжительный, но очень важный для процесса развития мышления школьника и снова помог прием «Найди чужака» и прием «Лови ошибку». Дети самостоятельно вычеркивали лишние остатки.

Для проверки выполнения задания и экономии времени использовала документ-камеру.

Применение нового способа действия деления с остатком закрепили в практической деятельности. Для этого организовала работу в группах с применением раздаточного материала. (этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»)

На этапе включения нового знания вновь использовала прием «Ребус» с целью установления связи нового знания с имеющимися и дальнейшей мотивации учебной деятельности учащихся.

Для развития самооценки деятельности в процессе познания учащиеся оценивали себя на протяжении всего урока.

На этапе рефлексии использовала прием пяти пальцев, тем самым учащиеся соотнесли цель урока и результаты своей деятельности. Их зафиксировали на доске в виде цветов с соответствующим количеством лепестков, в зависимости от того, как дети оценили себя по ходу урока.

На протяжении всего урока прослеживалось решение воспитательной задачи, направленной на формирование экологической культуры учащихся, на осознание того, что чистота и красота нашей планеты зависит от нас самих.

Через проведение «Гимнастики для глаз», игры «Молекулы» и подвижных форм работы осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке.

Работа в парах и в группах направлена на развитие способности устанавливать партнерские отношения: умение слушать и слышать собеседника, умения договориться и найти общее решение.

В ходе урока опиралась на знания детей, их жизненный опыт.

Каждый предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базовым.

Использование приемов технологии деятельностного метода послужило достижению поставленной цели урока.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *