Урок математики в 1 классе «Группировка слагаемых. Скобки»

Урок математики в 1 классе

Дата проведения урока: 18 февраля 2011 года.

Тема урока: «Группировка слагаемых. Скобки».

Учитель: Дрозд Татьяна Николаевна.

Цель урока: познакомить с порядком выполнения действий в выражениях, содержащих два действия сложения, одно из которых в скобках, и возможностью произвольной группировки слагаемых.

Используемые интерактивные методы: метод конкретных ситуаций (кейс-стадии), мозговой штурм, метод незаконченных предложений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; учебник «Математика 1класс» ( часть 2, УМК Перспективная начальная школа, авт. А.Л. Чекин) и тетрадь по математике для самостоятельной работы (часть 2, УМК Перспективная начальная школа, авт. О.А.Захарова); карточки со словами: слагаемых, Группировка, Скобки; рисунки Миши с коробками и Маши; рисунки трёх коробок с солдатиками для групповой работы; 2 вопросительных знака для Маши; схемы для составления записей; цифры и знаки в конверте; кружочки с цифрами 1и 2 (двусторонние).

Подготовка: 1) разработка плана и конспекта урока; 2) создание презентации к уроку; 3) подготовка печатного материала; 4) подготовка иллюстративного материала (с помощью родителей); 5)

Ход урока.

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Целевой

(4 мин)

— Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!

Стоят лицом к гостям.

— Сегодня мы будем работать одной дружной группой. Каждому нужно сейчас будет занять своё место. А чтобы его найти, необходимо просто быть внимательным. Галя займёт стул, напротив которого я стою. Справа от неё – Даня. Рядом с Даней – Саша. Около неё — Алёна. Другим соседом Гали будет Кирилл. Слева от него – Анжелика. Сбоку от неё – Лиля. А крайний стул – для меня. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и можно начинать.

Здороваются.

Дети занимают свои места.

Дети смотрят друг на друга и улыбаются.

Схема посадки:

Д Г К Ан.

С Л

Ал.

Формирование группы. Положительный настрой на работу.

— Прочитайте название темы урока в учебнике на стр. 26.

— Назовите знакомое слово.

— Что обозначает это слово? –

— Наша задача на уроке – узнать, что такое «группировка», что такое «скобки», и для чего нам нужно так близко познакомиться с ними. (все слова вывесить на доску посредине).

Дети открывают с.26 в учебнике и читают название темы урока.

— Слагаемых.

— Названия компонентов при сложении.

Постановка задач урока.

На доске тема: Группировка слагаемых. Скобки.

2. Практическая деятельность под руководством учителя

«Метод кейс-стадий»

( 9 мин)

— Сегодня, как и всегда, нам будут помогать наши друзья Миша и Маша. (обращение к доске)

— Маша, у меня в трёх коробках лежат солдатики. Как мне узнать, сколько у меня всего солдатиков, если не пересчитывать их по одному? – спросил Миша.

Ребята! Помогите Мише найти ответ на его вопрос. Для этого воспользуйтесь лежащими перед вами рисунками. (перед рисунком Маши прикрепляется вопрос)

— Представьте свой вариант ответа.

— Маша с вашим ответом совершенно согласна. (обращение к рисунку Маши на доске)

Теперь она предлагает вам составить математическую запись к одному из названных вами вариантов ( 1+2+3), используя схему, в которой действие, которое нужно выполнить сначала, обозначено особым знаком — скобками:

( + ) +

(на магнитной доске)

— А теперь Маша предлагает составить математическую запись к другому варианту (2+3+1), используя такую схему:

+ ( + ), где – особым знаком — скобками обозначено действие, которое нужно выполнить первым.

(на магнитной доске)

Смотрят на доску, где Миша с коробками и вопросительный знак.

Дети моделируют ситуацию.

Дети презентируют ответ, моделируя два — три варианта.

Дети из цифр, лежащих в конвертах на рабочем месте, составляют запись.

Дети из цифр, лежащих в конвертах на рабочем месте, под первой записью составляют другую запись.

1+2+3

2+3+1

(возможно 1+3+2)

Запись:

(5+3)+4

Записи:

(5+3)+4

5+(3+4)

3. Практическая деятельность под руководством учителя

«Мозговой штурм»

(9 мин)

— Миша обращается к Маше с новым вопросом: «А значение суммы в полученных выражениях – это одно и то же число или разные числа?» Помогите Маше ответить на этот вопрос. (перед рисунком Маши прикрепляется ещё один вопрос)

(запись детских ответов на магнитной доске под схемами и прикрепление к ним номеров)

— Выберите из записанных вариантов правильный на Ваш взгляд и поднимите карточку с его номером.

— Большее количество детей считает, что значение суммы в полученных выражениях – одно и то же число. Маша считает так же и поясняет: «Так как в обоих случаях складывают одних и тех же солдатиков, значит и их количество будет одинаковым».

— А сейчас мы попытаемся разобраться, кто же прав. Для этого необходимо найти значение каждой суммы, помня, что действие в скобках выполняется первым. Внимание на экран!

(показ 1 слайда с правилом и 2 слайда с выражениями)

— Итак, мы убедились в том, что правильный ответ под номером 1. Значит мы можем складывать, т.е. группировать, числа в любом порядке, а значение их суммы при этом не изменится. Поставьте между суммами на вашем столе нужный знак.

— Проверьте! (на экране 3 слайд)

Дети дают ответы, обосновывая их.

Дети определяются с вариантом правильного ответа и поднимают соответствующую карточку.

Дети смотрят на экран и комментируют происходящее.

Дети сравнивают суммы у себя на рабочем столе.

На доске запись:

1. Одно и то же число.

2. Разные числа.

Запись:

(5+3)+4 =5+(3+4)

4. Самостоятельная практика учащихся

(5 мин)

— А теперь задание №3 на стр.27 в учебнике. О чём говорят значки-помощники?

— Прочитайте первую и вторую строку задания!

-Раскрашенные фигуры подсказывают, какие числа нужно складывать в первую очередь. Где в схеме находятся такие числа?

— Выполните это задание в тетради на стр.42 в №5.

— Проверяем задание! Внимание на экран!

(правильное решение)

— Нужно подумать и вставить пропущенные числа.

Дети читают первую и вторую строчку.

— Внутри скобок.

Дети выполняют задание на стр.42 в №5 самостоятельно.

Дети проверяют свою работу.

Запись:

(5+4)+3

5+(4+3)

5. Подведение итогов

«Метод незаконченных предложений» (3 мин)

— Итак, подведём итог нашему уроку. Наша задача, которую мы для себя ставили на сегодняшнем уроке – узнать, что такое «группировка», что такое «скобки», и для чего нам нужно так близко познакомиться с ними. Я начну, а вы продолжайте.

  • Я узнал, что скобки – это …, который показывает …

(показать на карточку со словом «скобки»)

  • Я понял, что группировка слагаемых – это способ объединения …

  • Я теперь знаю, что группировать слагаемые, значит … их. (показать на карточку со словом «группировка»)

  • — Я удивился, что если в выражении одно из двух действий записано в скобках, то его выполняют …

— знак, какое действие нужно выполнять первым.

— чисел.

— складывать.

— в первую очередь.

Подведение итога урока.

6. Самооценка деятельности ученика

(5 мин)

— Мы многое сегодня сделали. Я предлагаю каждому сейчас прислушаться к себе и оценить своё состояние после проделанной работы. Сейчас о нём вы поведаете чудесному деревцу, украсив его цветами. Зелёный цветок-«Я рад», жёлтый-«Я доволен», белый- «Мне всё равно», песочный-«Я устал».

— Выберите цвет!

— Этот замечательный наряд останется деревцу на память о сегодняшнем уроке.

(комментарии учителя по поводу самооценки состояния). Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

Дети выбирают цветок, соответствующий их состоянию.

Дети аплодируют и улыбаются друг другу.

Украшенное деревце, демонстрирующее состояние детей по окончанию работы.

5

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *