Урок-исследование по теме «Этот незнакомый и трудный жанр — эссе» 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Урок-исследование по теме

«Этот незнакомый и трудный жанр — эссе» (10 класс).

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Киселева Наталья Александровна

г.о. Саранск
2015

Урок-исследование по теме «Этот незнакомый и трудный жанр — эссе» (10 класс)

Цели:

Обучающие: дать собственное понятие о жанре эссе, уметь определять жанр эссе, применять теоретические знания на практике.

Развивающие: формирование самостоятельно-познавательной деятельности учащихся, опора на способности учащихся и их развитие, развитие логического мышления учащихся, развитие рефлексических способностей учащихся, организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности.

Воспитывающие: пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся, воспитание привычки работать самостоятельно, стремление к приобретению новых умений, формирование культуры отношений в процессе учебного труда, воспитание способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работ.

Организационные формы: индивидуальная, групповая, парная, пары сменного состава.

Оборудование:

Книжная выставка книг писателей — эссеистов: «Исповедь» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Золотая роза» К. Паустовского, «Люди или нелюди» В. Тендрякова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

Словари: орфографический, фразеологический, словарь литературоведческих терминов. Карточки-тесты, «правила открытого диалога», тексты сочинений.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. По следам грамматических ошибок (выполнение теста).

Цель ставят сами учащиеся: для чего эта работа? (чтобы избежать ошибок по подготовке к ЕГЭ).

Как можно продолжить предложение?

Работая над сочинением:

1) сначала составляются тезисы;

2) не отвлекайтесь;

3) вас ничего не должно отвлекать;

4) вам нужны будут дополнительные материалы.

Самооценка (сверяют с ответами контрольной карточки).

III. Обращение к теме.

— Почему тема урока носит вопросительный характер? (учащиеся считают, что эссе — трудный жанр).

Компьютерная презентация: «История возникновения эссеистики».

После просмотренной презентации «История возникновения эссеистики» учащиеся переходят к работе в группах.

I Группа.

1) Найти в словарях определения эссе, выделить ключевые слова.

2) Подобрать к жанру эссе синонимы.

3) Какие особенности жанра обозначены в данных определениях? (запись после обсуждения).

4) Создать собственное определение эссе, отразив в нём ответы на следующие вопросы:

— Каков объём жанра эссе?

— Какой может быть тема?

— Что требуется от автора для создания эссе?

(Ответы учащихся: 1) Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу; разновидность очерка; жанр публицистики; свободная трактовка какой-либо проблемы; 2) авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка, этюд, «Скитце»; 3) индивидуальный авторский стиль, неожиданные выводы, небольшой объём, образность, свободная композиция; 4) нет традиционной композиции, объём мал, темы различны, требуется от автора индивидуальность и эмоциональность для создания эссе).

II Группа

Пользуясь словарём, найти этимологию слова «лаконизм».

Работа с понятием «Скитце». А. А. Фета «Шёпот, робкое дыхание:» (чтение наизусть).

Выяснение значения слова импрессионизм (фр.). Какую роль играет это направление в жанре эссе?

(Ответы учащихся: 1) в древнегреческом государстве Спарте был район Лакония, жители которого чётко умели формулировать свои мысли — отсюда появилось слово — лаконичность; лаконизм — краткость и чёткость изложения; 2) «Скитце» — маленькое произведение в жанре эссе, зарисовка, набросок, фрагментальный рассказ; 3) импрессионизм (фр. — впечатление) — направление в искусстве в последней трети XIX-начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и полно запечатлеть реальный мир в его подвижности и мимолётности, изменчивости, передать свои впечатления от того или иного явления. В русской литературе об импрессионистическом стиле говорят в связи с поэзией А. А. Фета, И. Ф. Анненского. Для них характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной тематике, мелодичность).

III Группа

1) Дайте определение жанрам:

авторская проза;

очерк;

записка;

дневник;

зарисовка;

(Ответы учащихся: 1) авторская проза — стремление понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой; очерк — разновидность малой формы эпической литературы, затрагивающая, как правило, гражданские и нравственные проблемы и т. д.; 2) небольшой объём, свободная форма изложения, выражение авторской эмоции, оригинальный взгляд на проблему, речь афористична).

Выводы: тема-вопрос превратилась в тему-ответ (вопрос можно убрать?).

Учащиеся в рефлексии отмечают, что теперь этот жанр эссе из незнакомого трудного превратился в знакомый и интересный.

Домашнее задание: написать эссе (темы индивидуальны для каждого учащегося).

Примерный перечень тем сочинений:

«Моё отношение к добру и злу»;

«Любимое стихотворение»;

«Любимые страницы»;

«Размышления о прочитанном»;

«Размышляя над рассказом (повестью)»;

«Мои размышления над поэтической строкой»;

«О милосердии в немилосердный век»;

«Кто мы — люди или нелюди?»;

«Что притягательнее для человека — дом или мир?».

Список использованной литературы.

  1. КИМы по русскому языку.

  2. Орфографический, толковый словари.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *