Урок информатики в 10 классе «Сумматор. Триггер. Построение интерактивной модели средствами MS Excel»

Урок информатики в 10 классе

«Сумматор. Триггер. Построение интерактивной модели средствами MS Excel»

Цели урока:

  • Обучающие:

    • закрепление темы «Логические основы компьютера»;

    • формирование умений и навыков составления таблиц для решения задач, имеющих практическую направленность;

    • формирование представлений о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре;

    • закрепление практических навыков работы с MS Excel: работа с логическими функциями, форматирование ячеек, условное форматирование.

  • Развивающие:

    • развитие логических способностей, памяти, внимания, самостоятельности при работе с программным продуктом;

    • развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

  • Воспитательные:

    • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.

    • воспитание информационной культуры.

Тип урока: практическая работа

ХОД РАБОТЫ

Организационный этап.

Для выполнения работы ученики должны знать и уметь выполнять:

  • форматирование ячеек (фон, граница, шрифт…);

  • условное форматирование;

  • ввод формул;

  • использовать логические функции.

Учащимся задаются вопросы о порядке выполнения этих операций. Ученики отвечают на вопросы и демонстрируют это на компьютере учителя, при этом экран учительского компьютера проецируется на доску.

Постановка задачи

Нарисовать схемы триггера и сумматора, используя ячейки электронной таблицы. Используя логические функции, организовать вычисление значений у каждого логического элемента. Значения на выходе схемы меняются автоматически.

Перед выполнением работы ученикам показать образец – один или несколько логических элементов, полностью оформленный в MS Excel или готовые модели триггера и сумматора (полусумматора). Логическая схема и логическая таблица сумматора имеются в тетрадях учеников, но в качестве образцов можно предложить им готовые модели, которые демонстрируются при изучении темы.

Выполнение задания

Постановка задачи

Для выполнения работы ученики должны знать, что такое условное форматирование, как отформатировать ячейку с помощью специальной вставки (вставка формата), как добавить выбор значения из раскрывающегося списка.
Обычно эти действия у многих учеников вызывают затруднения, поэтому, кроме показа учителем,необходимо приготовить обучающий материал в виде текстового документа со скриншотами (

Подведение итогов урока

Производится демонстрация. Во время демонстрации проверяется работоспособность схемы, при этом ученикам предлагается вспомнить двоичную систему счисления и, принимая значение ИСТИНА за единицу, а ЛОЖЬ – за ноль, убедиться, что сумматор правильно складывает одноразрядные двоичные числа.

Домашнее задание: подумать, как составить многоразрядный сумматор, используя полученный в классе одноразрядный сумматор как исходный элемент, чтобы можно было складывать два двоичных числа. Составить такой сумматор для пары двухразрядных чисел.

Литература

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10-го класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 с. 183-187

  2. Кувшинов А.В. Программная разработка: «Конструктор логических схем».

  3. Поляков К.Ю. Логика. Тренажер для изучения логических элементов.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *