Гиберт ИА.
Учитель географии, биологии.
МОУ «СОШ» пгт. Кожва
8 класс
Восточная Сибирь. Величие и суровость природы
Оборудование: учебники, атласы, контурные карты, карточки с номенклатурой, карточки, словарики, настенные карты: физическая карта России, тектоническая карта России. Презентация.
Проектор, карточки заданиями.
Оргмомент: Здравствуйте ребята!Сегодня мы продолжаем путешествовать по карте России.
А вот по какому району, попробуйте определить сами, прочитав отрывок стихотворения./ Слайд 1/
Правильно. Это Восточная Сибирь.
Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. |
|||
Целеполагание |
Исходя из нашей темы, какую цель мы сегодня ставим перед собой? |
||
Ответ уч-ся |
Познакомиться с физико-географическим районом – Восточная Сибирь. |
||
Пояснение учителя |
Знакомиться мы будем в течение двух уроков. |
||
Учитель Вопрос:
|
По какой традиционной схеме мы будем изучать район? |
||
Ученики Ответ Слайд 3 |
Географическое положение—— -рельеф——-полезные ископаемые—— исследования———климат————внутренние воды———т. д. |
||
Учитель |
Правильно, это традиционная схема, по которой мы изучали предыдущие географические районы. И здесь мы придерживаемся единого плана. На первом уроке мы рассмотрим Г.П, рельеф, полезные ископаемые, исследовании. На втором уроке — климат, внутренние воды. |
||
Учитель
|
Какие задачи мы сегодня должны решить? 1.Формировать знания о Восточной Сибири 2.Развивать умение самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми. 3. Развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий. |
||
Учитель |
Итак, начинаем решать наши задачи с определения географического положения, т.к оно определяет особенности природы этого уникального ПТК. |
||
Географическое положение Задание 1 Сопоставление
|
1.Определите по атласу (физическая карта России, Восточной Сибири) и учебнику: А) Границы Восточной Сибири. Б) Пересекает ли её северный полярный круг? В) Какова протяжённость территории с севера на юг, с запада на восток? Г) Что вы можете сказать о влиянии океанов на природу равнины. Д) Чем отличается Г.П. Восточной Сибири от Г.П. Западной Сибири?
|
||
Закрепление Слайд 4 |
«Установите соответствие» К доске выходит учащийся и выполняет задание на оценку. |
||
Учитель. Сообщение Слайд 5 «Мозговой Штурм» Вопросы А знаете ли вы? |
Прежде чем мы перейдём к следующему пункту плана. Послушайте сообщение: У Лукоморья дуб зелёный Златая цепь на дубе том И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей….. Кто автор этих строк? К какой поэме написан этот эпиграф? Какое отношение они имеют к нашей теме Что такое лукоморье и где оно находится? |
||
Пояснение Слайд 6 |
Оказывается прямое. Найдите на карте город Туруханск. В 1602 году это место называлось Мангазея. Так вот именно Мангазея по преданию и есть сказочное Лукоморье, описанное Пушкиным. А само слово Лукоморье — это заповедное место на окраине вселенной. Где стоит мировое древо-ось мира, по которой можно попасть в другие миры . Лукоморье-это изгиб морского берега. (излучина). |
||
|
Мы продолжаем знакомиться с Восточной Сибирью |
||
2. Рельеф |
Работа проходит по группам. Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 15 минут. |
||
Работа с текстом учебника и картами атласа Проверка Обобщение: УчительВопрос. Ученик: ответ |
1.Каждая группа определяет особенности рельефа ( по рис 75 учебника) и выписывает те формы рельефа, которые здесь находятся. (Приложение 1) 2.Показываем формы рельефа по атласу и настенной карте России. 3.Почему рельеф Восточной Сибири столь разнообразен? Так как здесь есть и равнины и горы. |
||
Внутрипредеметная связь. Учитель Схема 1 Схема 2 Дополните схемы:
|
Ребята. А давайте вспомним как отличаются равнины и горы по высоте? Вы видите на доске схемы, Равнины Горы Два ученика по желанию идут к доске. Вот как выглядят готовые схемы. Равнины Горы 0-200м 200-500м 500-1000м Низкие Средние Высокие Низменности Возвышенности Плоскогорья от 200-до1000 1000-2000 2000 Оцениваем выполнение заданий |
||
Учитель
|
Вы видите на доске следующее задание: (Приложение 1)
|
||
Задание по атласу Проверка Продолжаем поисковую беседу о разнообразии рельефа Ученик Учитель: Подведение итога: Оценивание учащихся |
Найдите на изучаемой территории максимальные отметки и определите высоту гор, тип равнин. Г. Бырранга- Г.Камень- Среднесибирское……….. Алтай Г.Бырранга- 1146 м-средние Г.Камень-1701- средние Г Победы-3003-высокие Г. Алтай-5506 –высокие Среднесибирское плоскогорье, т.к. 500-700 м 2. причина разнообразия рельефа: Разнообразие заключается в том, что Восточная Сибирь отличается большой приподнятостью над уровнем океана. Мы очень ударно поработали и давайте подведём итоги, оценивая все устные ответы. |
||
Учитель Проблемный вопрос Ученики Ответ Работа со словариками. Найдите что такое траппы? Учитель: Дополнительный материал
|
Мы уже знаем высоту над уровнем моря Среднесибирского плоскогорья. Почему Среднесибирское плоскогорье выше Русской равнины? Самостоятельно изучают текст учебника, сравнивают карты атласа, дают предполагаемые варианты ответов. В основании лежит Сибирская платформа. Она поднималась более активно, здесь находятся разливы магматических излившихся пород ступенчатой формы-траппы. Приложение 2 Траппы настолько достигают гигантских размеров, что они видны из космоса. Подтверждение этому — фотография на слайде./Слайд 7/
|
||
Учитель Беседа
|
Что на поверхности мы выяснили, а сейчас заглянем в недра земли. |
||
Ученик Задание в группах. 1 группа Слайд 8 2 группа Слайд 9 3 группа Слайд 10 Задание в парах Проверка Слайд 11 Оценивание |
Сопоставление физической и тектонической карт, составление таблицы.(Приложение 1)
Двое желающих ученика подходят к настенным картам один к физической , другой- к тектонической, Показывают и объясняют. Оцениваю работу у настенных карт.
| ||
Ученик Задание. Работа с словариками |
На доске показаны схемы.
а б Объяснить: Что изображено на схемах а) и б). Какое строение? Каким формам рельефа соответствует? Что такое платформа и щит? Прочитайте (Приложение 2) |
||
Учитель: 1.Решение проблемного вопроса Пример |
Вы определили. Что горы Южной Сибири сформировались в палеозое: байкальская, герцинская, мезозойская складчатости. Почему тогда здесь часты землетрясения? За последние 200 лет в горах Байкала произошло примерно 800 землетрясений (до 9 баллов) |
||
Размышления учеников и предполагаемый ответ |
Они продолжают формироваться и в альпийское горообразование. |
||
2.Вопрос |
Почему эти горы являются складчато-глыбовами? Опишите их. |
||
Ответ |
Так как вторичное возрождение, значит глыбовые движения в кайнозое ;плоские вершины, межгорные котловины. |
||
Оценивание |
За лучшие ответы на эти сложные вопросы |
||
Совместная работа учитель-ученик Работа с учебником,атласами. дополнительной информацией Задание в группах |
Знакомство с котловинами. (Слайд12 ) Здесь наблюдается температурная инверсия (Приложение 2) Прочитайте из словарика и запомните это явление. Она приводит к высоким летним температурам. Зимой — повышение температуры с высотой. Лето-жаркое, зима — до – 40 градусов. Приложение 3 |
||
А знаете ли вы? |
Минусинскую котловину называют Сибирской Италией. Так как здесь выращивают бахчёвые и даже сады. |
||
Делаем вывод и записываем в тетрадь. |
Рельеф разнообразен. Так как разнообразна его геологическая история развития территории и сложившиеся в результате геологическое строение. |
||
Разминка Фамилии на карте Слайд 12 Слайд 13 |
Посмотрите на карту и вы увидите название на Вилюе — Чернышевский. При изучении какого предмета вы встречали эту фамилию? ( правильно — литературы) Послушайте о Чернышевском (Приложение 4) А что означает на карте место под названием Ерофей Павлович? (Приложение 4) |
||
3. Полезные ископаемые Проблемный вопрос |
Почему Тунгусский угольный бассейн сравнительно мало известен широкой массе читателей? |
||
Предполагаемые ответы записывают в тетрадь. |
-далеко от европейской части -далеко от железнодорожных магистралей -резерв для будущего. |
||
Задания по геологической карте и учебникам, в контурной карте. |
Ученики исследуют содержание карты, изучают полезные ископаемые. Отмечают в контурной карте основные П.И (.Приложение 1) Задания выполняют по группам. |
||
Проверка Слайд 15 В тетради |
Какая закономерность прослеживается в размещении полезных ископаемых в Восточной Сибири. |
||
Вывод записать в тетрадь |
Магматические- в горах, на щитах. Топливные- в осадочном чехле платформ, в прогибах. |
||
Запомните! Слайд 16 |
Сообщения о кимберлитовой трубке (Приложение 5) |
||
Слайд 17 Слайд 18 Работа по атласу и контурным картам. |
Центр алмазодобычи-город Мирный ( Приложение 5) Центр золотодобычи-Бодайбо. |
||
Домашнее задание: |
Сбор контурных карт и тетрадей с заданиями. Номенклатура (Приложение 6) ( По желанию можно отметить в контурных картах, можно устно по атласу и настенной карте.) Параграф 37. Сообщения по желанию «Выбор любой понравившейся темы» Словарики и номенклатуру вклеиваю ребятам в тетрадь. (Приложение 2, Приложение 6) |
||
Подведение итогов Рефлексия Слайд 19 |
Озвучиваю фамилии самых активных ребят, комментирую оценки. На уроке я работал активно/пассивно Своей работой я доволен/не доволен Урок показался мне коротким/длинным За урок я устал/не устал Материал урока мне интересен/не интересен понятен/не понятен полезен/бесполезен Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным интересным/не интересным |
||
Молодцы! Спасибо за урок. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Презентация
Список используемой литературы:
1.И.И.Баринова «География.Природа России» 8 класс
2.Е.А.Жижина «Поурочные разработки по географии «Природа России» 8 класс
3. Википедия.