Урок для 6 класса по теме: «Противоположные числа и чудеса России»

Конспект урока математики в 6 классе

Тема «Противоположные числа и чудеса России»

Автор: Алымова Елена Сергеевна,

учитель математики

МБОУ СОШ № 207 г. Новосибирска

Цели урока:

— ввести понятия «противоположные числа», «целые числа»;

активизировать познавательную деятельность учащихся;

— способствовать расширению кругозора учащихся;

— воспитывать любовь к природе своей страны.

План урока: 
1.    Организационный момент (2 мин) 
2.    Актуализация опорных знаний (5 мин);
3.    Изучение нового материала (15 мин)
4.    Физкультминутка (2 мин);
5.    Закрепление новой темы (13 мин);
6.    Итог урока, оценки, домашнее задание (3 мин).

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка.

У каждого из вас есть карта урока. Всю важную информацию мы будем заносить в нее, а все расчеты будем делать в тетради. Кроме того, выполняя задания, вы будете получать карточки с числами, а в конце урока вы посчитаете карточки и получите свою отметку.

II. Актуализация опорных знаний

Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому поработаем устно:

1) Слайд 2

а) Числа, используемые при счете предметов, называют…

— десятичными дробями;

— натуральными числами.

б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется…

— координатным лучом;

— координатной прямой.

в) Отрицательные числа находятся на координатной прямой…

— справа от нуля;

— слева от нуля.

г) Нуль – число…

— положительное;

— нейтральное;

— отрицательное.

На правильный ответ – хлопаем в ладоши, на неправильный – топаем ногами.

2) Устный счет:

25——+8——33 +2,5—-35,5 —- -15,5—20 —*3—-60 —:12—5 —*5—25

Очень восхитительные

Числа положительные!

А числа отрицательные?

Тоже замечательные!

Только ноль, как постовой,

Охраняет их покой.

Если точка вам нужна –

Выходите вы с нуля.

Ну а противоположные

Вообще не очень сложные!

Какие числа в стихотворении вам знакомы.

(положительные, отрицательные, ноль)

А о каких ещё числах говорится в стихотворении? (противоположные)

Запишите на вашей карте тему урока: Противоположные числа и чудеса России.

III. Изучение нового материала.

Ребята, а где в жизни мы встречаем противоположные понятия?

(температура: холодно-горячо; антонимы: добро-зло, любовь-ненависть, длинный-короткий) Слайд 3

На слайде (4) картинка: если за точку отсчета берём поверхность земли, то высота гор — выше уровня земли, а глубина морей и океанов – ниже уровня земли.

В нашей стране есть множество удивительных мест, которые по праву называют чудесами России. Мы сегодня рассмотрим несколько таких природных чудес и каждое из них мы свяжем с математикой.

1. Столбы выветривания в республике Коми

Около 200 миллионов лет назад здесь были высокие горы. За многие тысячелетия совместным действием дождя, снега, ветра, растений и температурных перепадов горы постепенно разрушались, причем в первую очередь слабые и мягкие породы. Твёрдые же породы сохранились до наших дней, образовав семь огромных столбов, впечатляющих своим суровым величием. Слайд 5

Все вычисления вы делаете в тетради, а ответ записываете в свою карту. Первые 5 человек получают карточки. Слайд 6

Расположите числа в порядке возрастания:

Р

Ё

У

А

У

П

Н

П

Ь

М

Н

9

7

3

-7

0

-1

5

1

-3

-9

-5

Гора Мань-пупу-нёр

Особенность этой горы заключается в том, что когда на южном склоне цветут цветы, на северном – лежит снег. Как эта особенность связана с темой нашего урока?

(Это противоположные понятия)

Начертите у себя в тетради координатную прямую и отметьте на ней точки из предыдущего задания.

Какую особенность в расположении этих точек вы заметили?

(…..)

Так вот эти числа и называются противоположными.

В карте у вас записано неполное определение, запишите недостающие слова.

Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками называются противоположными.

А число 0? Оно противоположно самому себе.

Первичное закрепление

1)*Фронтальная работа с карточками.

Записываем новое определение: натуральные числа, числа им противоположные и ноль называются целыми.

Первичное закрепление

1)* Семь огромных великанов высотой от 30 до 42 метров. Сколько целых чисел находится между ними? (11)

2)* Работа с учебником № 927, устно.

2. Рассмотрим ещё одно интересное чудо, которого нет ни в одной стране мира.

Задание. Выберите из чисел противоположные и составьте слово: Слайд 7

— 3 9,4 3 8,2 7,5 0,25 1,4 -8,2 -0,25

А М Б Л У А И Й К

-3 3 8,2 -8,2 0,25 -0,25

А Б Л Й А К БАЙКАЛ

Байкал удивляет своей красотой и …

И вот не успели мы с вами заговорить про него, как вдруг начинается самый настоящий шторм…

Физминутка. Слайд 8

Ну, вот опять на озере штиль и теперь мы можем заняться вычислениями.

Решите пример, и вы узнаете среднюю глубину озера Байкал.

717,2 + 96: 7,5 = 730.

Средняя глубина – 730 метров. А противоположное ему число какое? (-730)

3. Долина гейзеров на Камчатке

Сам гейзер находится под землёй, а струя воды – над землёй. Слайд 9

Долина гейзеров была открыта не так давно, в 1941 году. Совершенно случайно был обнаружен самый первый источник.

  1. Сейчас вы, работая по рядам, определите название этого гейзера. Расположить числа в порядке убывания:

Ц(-5), Е(3,5), В(0,5), Е(-1), Н (-2,5), Р(2), Е(-4), П(5).

Первенец – название первого гейзера. Слайд 10

  1. Решите уравнение и вы узнаете, какова глубина этого гейзера:

3•х = 22,7 – 18,2

х = 1,5 (метра)

А высота струи в 10 раз больше. Сколько? 1,5 • 10 = 15 метров.

IV. Подведение итогов.

Подсчитаем количество карточек. Если их у вас 5 и больше, то ваша оценка — «5».

Если 3-4 – то — «4».

V. Постановка домашнего задания. Слайд 11

943; № 944; № 945.

Использованные ресурсы:

  1. Математика. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 22-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2008. – 288 с.

  2. http://www.in-road.ru/photo/130/

  3. http://www.photosight.ru/photos/663097/

  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2

  5. http://www.alpindustria-tour.ru/image.php?div=programms_days&id=478

  6. http://psihologiadla.ucoz.ru/load/audiofajly/laskovaja_mama/4-1-0-75

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *