Урок для 5 класса по теме: «Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»»

Урок по русскому языку в 5 классе.

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Соколова Валентина Владимировна.

«Магнитогорский городской многопрофильный лицей при Магнитогорском государственном техническом университете (МГТУ) им. Г. И. Носова».

Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка».

Цели урока:

1. Развить навыки осознанного описания сюжетной картины, развить умение видеть главное в сюжете полотна.

2. Научить чётко формулировать главную мысль работы, последовательно доказывать её и логически излагать мысли.

3. Побудить к аккуратной вдумчивой работе.

Оборудование.

  1. Стенд с иллюстрациями картин Ф. П. Решетникова.

  2. Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка».

  3. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Листы-черновики для сбора материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Беседа.

— На сегодняшнем уроке мы работаем с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка».

Вы уже знаете, что любое сочинение, или описание должно состоять из трёх частей: вступление, основная часть, заключение-вывод.

— С чего начнём писать сочинение? (Со вступления).

— Что вам известно о Ф. П. Решетникове?

Решетников Федор Павлович (1906 г. — 1988 г.) — советский художник. Появился на свет 15 (28) июля 1906 года в Украинском селе Сурско-Литовское в семье иконописца. Во второй половине 20 — х годов Решетников поступил на художественный факультет рабфака в Москве. Затем, с 1929 по 1934 гг., обучался в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) — в мастерских Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

Виртуозное владение графическими приемами помогло Федору Павловичу стать — в качестве художника-репортера — участником знаменитых полярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932 г.) и «Челюскин» (1933-1934 гг.). Художественные репортажи этих событий имели значительный успех.

Художник занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-1957 гг.) и Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина (1956-1962 гг.).

За свою творческую деятельность Федор Павлович был удостоен звания лауреата в 1949 году Сталинской премии второй степени ( картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы»), в 1951 году Сталинской премии третьей степени (картина «За мир!»).

В своем многообразном творчестве Решетников создал образцовые произведения социалистического реализма. Художник являлся активным пропагандистом этой системы, вел жесткую борьбу с другими художественными направлениями.

Умер Решетников Ф. П. 13 декабря 1988 года. Его могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве 1.

— Посмотрите на доску. На ней картины этого художника. «Прибыл на каникулы», 1948. Суворовец пришёл в отпуск. Видимо, родители его погибли во время Великой Отечественной войны. Встречает его дедушка во всей строевой выправке. «За мир!» 1950. Дети на стороне национально-освободительного движения.

Сейчас начнём оформлять листы-черновики.

— Кто является главными героями картин? Какой материал используем? Запишите в таблицу важные предложения или словосочетания.

План

Материал

I.Ф. П. Решетников – известный русский живописец.

Ф. П. Решетников написал картины о детях, об их жизни и занятиях. Художник ярко передаёт характеры персонажей. Особенно широко известно полотно Ф. П. Решетникова «Опять двойка».

— Как же сформулируем начало работы? Что у вас получилось?

II.Содержание картины.

  1. Комната и обстановка в ней.

— Где происходит действие картины?

— В большой комнате, скромно обставленной.

— Как выглядит комната?

— В комнате тёмные стены, висят часы. В правом углу небольшой стол с лампой, посредине стол, покрытый скатертью, на полу большой цветастый ковёр.

— Кто стоит у входа? Почему?

2. Мальчик у входа.

— У входа мальчик, только что вошедший с улицы домой.

— Опишите его. (Тип речи – описание).

— Он светлоголовый, с хохолком на макушке, у него пухлые губы, живые, немного грустные глаза.

На нём полушубок, школьная форма, из воротника выглядывает подшитый белый подворотничок, на ногах чёрные ботинки.

В правой руке мальчик держит коричневый потрёпанный портфель, перевязанный шнурком.

— О чём это свидетельствует?

— Часто использовал его не по назначению, и замок сломался.

— Что выглядывает из портфеля?

— Коньки.

— Откуда мальчик пришёл?

— Он пришёл домой с катка. Мальчик стоит, опустив глаза, смотрит в пол. Ему стыдно посмотреть в глаза родным. Он катался на коньках, забыв, что дома его ждут, что он снова не успеет выучить уроки, и у него опять будет очередная двойка, мама снова огорчится, а сестра и брат осудят его.

— А где должен быть мальчик?

— Он должен быть уже дома, так как уроки давно закончились.

— Как встречают его родные?

3. Мама.

-Возле стола справа сидит мама.

Как она одета?

— Розовая блузка и тёмная юбка прикрыты красным фартуком в полоску, чтобы не испачкать опрятную одежду. Голова повязана косынкой. Видно, мама только что готовила еду для семьи. На левой руке у мамы часы. Совсем недавно она поглядывала на них, беспокоясь, переживая из-за того, что сын долго не возвращается домой из школы.

— Всмотритесь в лицо женщины. Что выражает оно? О чём говорит поза женщины? А её глаза?

— Мама смотрит на сына с укоризной. Ведь она так старается, чтоб у него было всё для хорошей учёбы.

— А чем платит сын ей за заботу? Почему он не смотрит на маму? Кто находится ещё в комнате?

4.Сестра и братишка.

— У стола старшая сестра мальчика. Она закончила приготовление уроков. Девочка раньше брата вернулась из школы, хотя уроков у неё больше, так как она старше.

— Как одета девочка?

— На ней школьная форма: коричневое платье с белым воротничком и белыми манжетами, чёрный фартук. Её волосы аккуратно заплетены в две косички, завязанные чёрными бантами.

— Как она отнеслась к приходу брата? Почему?

— Сестра смотрит на него с укором, потому что мама волновалась из-за его позднего возвращения домой.

— Кого видим рядом с мамой?

— Около мамы младший сын. Он только что катался на велосипеде. А теперь остановился и, ехидно улыбаясь, смотрит на старшего брата.

— Почему?

— Не ладят между собой. Мальчик ждёт выговора старшему брату.

— Кто же искренне рад мальчику?

  1. Собака.

— Искренне радуется появлению мальчика лишь собака. Она всегда рада своему другу.

— Опишите собаку.

— Белая дворняжка с коричневыми пятнами подпрыгнула и положила передние лапки на грудь мальчика. Но он не обращает на неё внимания.

— Понимает ли мальчик, что натворил, или ему всё равно, лишь бы скорей поесть и снова отправиться отдыхать? Докажите свой ответ.

— Понимает, потому и не смотрит в глаза близким людям.

— А как по-вашему, устарела ли картина для нашего времени? Почему?

— Картина не устарела, потому что ребята не перестали получать двойки.

— О чём заставляет задуматься художник каждого, кто увидит героев полотна?

— Так автор привлёк внимание зрителей, заставив их задуматься над тем, что и поведение, и неудачи могут огорчить близких.

— А часто в нашей жизни происходят такие сценки? Почему?

III. Часто ли бывает в нашей жизни такая ситуация?

Написание сочинения.

Домашнее задание: написать сочинение до конца.

1

Доступ к Интернет-ресусу// http://webstarco.narod.ru/ussr/reshet.html

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *