Урок для 3 класса по теме: «Составные уравнения»

Сценарий урока математики с использованием медиапродукта.

Автор: Дударь Инга Юрьевна, учитель начальных классов, высшей категории.

Образовательное учреждение. Муниципальное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 4

Предмет. Математика

Класс. Третий.

Тема. Составные уравнения.

Учебно-методическое обеспечение. Школа России. Математика Л.Г. Петерсон

Необходимое оборудование и материалы для занятия.

Компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран.

Время реализации занятия. 40 минут.

Авторский медиапродукт. Наглядная презентация учебного материала,11 слайдов.

( среда: Windows XP SP2 Pro , редактор: POWER POINT)

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Развитие понятийного мышления за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы.

  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.

Задачи занятия:

Образовательные: закрепить решение составных уравнений, сводящимися к цепочке простых, и построить алгоритм их решения. Тренировать в нахождении неизвестных компонентов арифметических действий. Отрабатывать вычислительные навыки.

Развивающие: развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению.

Воспитательные: формирование интереса к урокам математики, умений саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности.

Цели:

– Закрепить решение составных уравнений, сводящимися к цепочке простых, и построить алгоритм их решения.

– Формировать на автоматизированном уровне способность к нахождению неизвестных компонентов действий и умение комментировать выполняемые операции, называя компоненты действий.

– Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, повторить и закрепить понятие переменной и предложения с переменной, правило порядка действий в выражениях, решать задачи.

– Способствовать развитию грамотной математической речи, способности к выражению в речи действий по алгоритмам.

– Развивать навыки самоконтроля.

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, напоминание основных правил поведения на уроке.

3 минуты.

Актуализация знаний:

  • самостоятельная работа ( решение примеров на действия умножения и деления, запись ответов в определённом порядке)

  • фронтальная работа

7 минут

Физминутка

1 минута

Открытие детьми нового знания:

— сценка

  • решение простых уравнений

  • выделение составного уравнения, состоящего из нескольких простых

  • составление алгоритма для решения составного уравнения

20 минут

Физминутка для глаз.

1 минута

Повторение.

Решение задач с применением формулы пути.

8 минут

Ход урока.

– Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

1.Организационный момент. ( слайд 2) Начнём урок со стихотворения.

На экране высвечивается слайд « Математика».

Этот урок у нас сейчас

Науке посвящается,

Что математикой всегда

В школе называется.

Она может воспитать такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни всё познать,

Измерить и исчислить.

Ученики читают стихи о математике.

Учитель.

–  Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное.

– Сегодня перед нами стоит важная задача: закрепить решение составных уравнений , вспомнить, как оформляются задачи на движение.

-Все знания, которые у вас есть, вам сегодня очень пригодятся.

– Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока: Где есть желание, найдётся и путь!

(слайд 3)

– Как вы понимаете эти слова?

.2. Актуализация знаний (5-7 мин).

Итак, мы начинаем.

1)Устный счёт.

Предлагаю посчитать.

  • Баба-яга летела от озера до своей избушки полчаса. Какое расстояние от озера до её избушки, если её скорость 20 км/ч? 20*30=600км. Докажи.

  • Ковёр-самолёт пролетает 480 км за 2 часа, а скорость самоходов в 2 раза меньше. За какое время пройдут это расстояние самоходы?480:2=240 240:2=120кмч

  • Стрекоза летит со скоростью 10 метров в секунду. Сколько километров она пролетит за 1 час? 10*60=600 м

  • Лев пробегает 200 метров за 9 секунд. За какое время он смог бы пробежать 600 метров, если скорость такая же? 9 * 3 = 18 секунд

Посмотрите на экран.

  • (У каждого ученика на парте подписанная карточка, на которой каждый будет записывать предполагаемый ответ). В конце урока карточки сдаются учителю.

  • Посчитайте устно, напишите на карточке ответ.

2). (слайд 4)

1 группа (слабые дети)

2 группа

3. группа (сильные дети)

1.Вычислить устно наиболее удобным способом:

498+499+500+501+502= 2500

 

Решить уравнения:

Х · 7 = 630

Х=90

420 : Х = 6

Х=70

Найди значение выражений:

90–(17+39):7–9·8=

= 0

2. Найди значение выражений

19 + 10 · 3 – 46= 3

3. Решить уравнения:

х–7=30

х=23

Учитель.

Итак, какую тему вы изучали на предыдущих уроках?

Ученики.

-Решали уравнения, учили формулы, решали задачи на движение.

3.Объявление темы урока.

Учитель.

Сегодня мы продолжаем решать уравнения.

— Ребята! К нам в гости пришли друзья — герои сказки замечательного писателя Алена Милна: Винни-Пух, Пятачок, Ослик ИА. Давайте встретим их.

Вместе с вами они помогут нам сделать интересное открытие, зададут Вам математические загадки, постараются, чтобы Вы не скучали.

Выходят ребята в масках Пятачка, Винни-Пух, ослика ИА, совы.

Учитель. — Вам покажем представление.

ПЯТАЧОК. Про что?

Учитель.

Про уравнение.

ПЯТАЧОК.

— Это очень мудрено. Ведь встречали мы его!

ВИННИ-ПУХ.

-В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и считать

И о многом узнавать.

Учитель.

Ребята, я предлагаю показать нашим сказочным персонажам, что мы умеем составлять и решать простые уравнения. Пожалуйста, выберете себе по ученику, испытайте его.

Один ученик у доски составляет уравнение .

X+4=108

ПЯТАЧОК.

А пока начнём разминку: (дети решают уравнения)

Вот представьте вы картинку:

Галки на дубу сидели,

К ним скворца 4 сели:

Вместе стало птиц 108

Так о чём детей мы спросим?

ОСЛИК .

Было в сумке у меня

103 любимых пирожка , 103+Х=208

Я хочу , чтоб стало их 208

Сколько мы еще попросим?

СОВА

Я задумала число,

Пополам делю его Х:2=36

Вот его я разделила,

36 в итоге получила.

Назовите вы его,

Моё первое число.

ВИННИ-ПУХ,

В вазе груши на столе, Х-12=48

Думал я, что съем их все

Когда 12 доел,

Больше кушать не хотел

Ну а в вазе еще их 48

Посчитать мы вас попросим,

Сколько груш я съесть хотел,

Но не все их одолел.

Учитель.

(слайд 6) Молодцы, сравните с эталоном.

-Проверьте правильность решения( слайд 7)

СОВА

Молодцы, что посчитали,

Но, а главное узнали,

Что в заданиях вам дано

Неизвестное число.

Мелодия арии МИСТЕРА ИКСА из оперетты ИМРЕ КАЛЬМАНА «Принцесса цирка».

Входит мистер Икс .

УЧИТЕЛЬ.

Позвольте вам представить, дети, вот мистер икс!

Он все на свете

Загадки наши разрешит

Умом своим он знаменит.

Откройте плащ свой, мудрый Мистер!

(Открывает плащ.)

Вы букву видите друзья!

О ней сейчас напомню я

С ней уравнения решаем

Мы буквой той обозначаем

(Уж в мире так заведено)

Нам неизвестное число.

Она зовётся тоже Икс

Не «Марс» не «Сникерс» и не «Твикс»

Для вас развею все сомненья

И встану только в уравненье!

Сегодня на уроке я буду внимательно за Вами следить и узнаю, кто научился решать уравнения, а кто – нет.

Но вначале я хочу Вам показать несколько упражнений. Встаньте тихо и повторите внимательно.

Физкультминутка.

4.Открытие детьми нового знания.

—Сядьте ровно, откройте тетради, запишите дату и вид работы.

( слайд № 7 – создание проблемной ситуации)

На презентационном экране высвечивается тема « Уравнения »

Задание:

  • Ребята, найдите, перепишите с экрана и решите только уравнения.

  • Сколько уравнений вы решили?

  • Почему вы решили только два уравнения?

( Дети дают разные ответы: кто-то не считает третье равенство уравнением, кто – то догадался, что это уравнение)

Учитель.

Давайте сначала докажем, что у нас записано действительно уравнение.

-А что такое уравнение?

-Что такое корень уравнений?

(Предполагаемые ответы учеников).

Уравнение – это равенство с переменной, которую надо найти. Записано на доске равенство с переменной, значит — это уравнение.

  • Выписать в тетрадь только уравнения.

  1. · х = 24 (у — 4) · 3=15

Решить эти уравнения.

(Слайд № 8.) Взаимопроверка

Ребята, проверьте у себя в тетради и поднимите руки те, кто выписал эти уравнения.

Проверьте, поднимите руки, кто правильно решил простое уравнение.

Проверьте, кто правильно решил составное уравнение.

С помощью данного теста можно проверить, как детьми понята тема, и подвести итог урока.

5. Постановка проблемы (5 мин).

– Подходит ли для решения составного уравнения известный нам алгоритм? (Нет)

– Почему? (Неизвестный компонент является выражением).

– Какую задачу мы для себя поставим на этом уроке? (Научиться решать уравнения нового вида).

– Вы уже знаете, что в математике такие уравнения называют составными.

4. “Открытие” детьми нового знания (10 мин).

(у — 4) ·3=15

– Кто правильно решил такое уравнение? (ответы детей).

– На какое из известных нам уравнений похоже данное?

– Сколько действий в левой части?

– Какое действие последнее?

– Назовите компоненты при умножении.

– В каком из этих компонентов стоит переменная?

– Закроем компонент (у-4) карточкой Х

– Что заметили? (Получили простое уравнение на нахождение неизвестного множителя).

– Решите полученное уравнение: Х · 3 = 15

Х = 15 : 3

Х = 5.

– Убрать карточку Х и решить уравнение до конца: (у-4) · 3=15

у-4 =15:3

у-4 = 5

у =5+4

у =9.

– Выполним проверку: (9-4) · 3=15

15=15

– Проверка показывает, что корень уравнения найден верно.

Решение составных уравнений напоминает, как зайчик ест капусту: сначала он съедает последний листочек, потом следующий, пока не доберётся до кочерыжки. Последний листочек определяется по последнему действию, а кочерыжка – это корень уравнения.

– А что вам напоминает решение составных уравнений?

– Составное уравнение может содержать несколько листочков. Это зависит от того, сколько действий в выражении с переменной. Поэтому в решении составного уравнения может быть большее число шагов.

– Давайте вспомним блок-схему решения таких уравнений.

(слайд 9)

Физкультурная минутка для глаз.

Закрепление (5 мин).

Решите уравнение самостоятельно. ( слайд 10)

а) (у-5) · 4=28, – неизвестен 1 множитель (у-5)

у-5=28:4, – чтобы его найти, надо произведение разделить на 2 множитель

у-5=7, – теперь неизвестно уменьшаемое

у=5+7, – чтобы его найти, надо к разности прибавить вычитаемое

у=12. – корень уравнения равен 12

(12-5) · 4=28, – проверка: подставим в уравнение вместо у число12 и сосчитаем

28=28.(и) – получили верное равенство

уравнение решено правильно

Проверка по эталону (слайд 11)

7. Повторение (5-10мин)

Сова.

1)-Я Вам приготовила задачу на повторение. Слушайте внимательно.

– Узнайте-ка какова скорость избушки на курьих ножках, если за 8 часов она пробегает 72км.

72 :8 = 9 (км/ч)

-Докажите, что Ваш ответ верный. Какой формулой воспользовались?

Учитель.

Запишите на перфокартах формулы:

*Как найти расстояние?

*Как найти скорость?

*Как найти время?

2)– Посмотрите и скажите, что нам может рассказать эта графическая модель? ( слайд 12)

Движение какого-то транспорта слева направо, с начала пути и проезжает за 1 час 60 километров. Внизу числа показывают расстояние.

– А на чём путешествовали сказочные герои? (На метле, на ковре-самолёте и т.д.)
– Кстати, скорость ковра-самолёта 60 км/ч.

-Давайте заполним маршрутный лист (таблицу),

и выведем формулу зависимости пройденного расстояния ковра-самолёта S от времени.

Посоветуйтесь в парах и заполните таблицу.

Дети работают в парах.

tч

1

2

3

4

5

6

t

Sкм

60

120

180

240

300

360

60 t

V = 60 км/ч

S = 60 * t

Формула S = 60* t является частным случаем формулы пути S = V * t , при V = 60 км/ч.

Проверьте по эталону. ( слайд 13)

8. Итог урока. Рефлексия деятельности (2-3мин).

– Что нового узнали на уроке? Чему научились? Составные уравнения решаются в 2 этапа

– К какому выводу пришли?

– Оцените свою работу на уроке.

-Кто собой не доволен?

– Помог ли нам девиз урока?

9. Домашнее задание.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *