Урок для 3 класса по теме: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида 312 : 3)»

Урок математики 3 класс

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида 312 : 3).»

Основные цели:

1) формировать умение делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3);

2) формировать умение проверять деление умножением;

3) тренировать умение складывать и вычитать многозначные числа, умножать многозначное число на однозначное;

4) развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

1) алгоритм и образец деления многозначного числа на однозначное число

1. Найти первое неполное делимое.

2. Определить количество цифр в частном.

3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного.

4. Найти остаток (меньше делителя).

5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое).

6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного.

7. Найти остаток (меньше делителя).

8. Если найдена последняя цифра частного, перейти к пункту 9, а если нет – к пункту 5.

9. Назвать ответ.

Образец деления в столбик

_5’36 ∟4

4 134

_13 …

12

_16

16

0

2) эталон деления с остатком:

а : b = с (ост. r) r < b

3) эталон сложения и вычитания с 0:

а  0 = а

4) эталон умножения на 0:

а  0 = 0

5) задание для пробного действия:

312 : 3

6) эталон деления меньшего числа на большее:

Если а < b, то а : b= 0 (ост. а)

7) эталон деления вида 312 : 3:

_3`1 2 3

3 104

— 1 2 . . .

1 2

0

8) задание для этапа актуализации:

360 : 12 800 : 4 368 : 4 600 : 10 37 : 5

9) модель числа 312;

10) самостоятельная работа:

648 : 6; 525 : 5

11) подробный образец для самопроверки самостоятельной работы:

_6`48 6 _ 5`255

6 108 5 105

— 48 . . . _25 . . .

48 25

0 0

12) задача (8 этап):

Два поезда едут навстречу друг другу из двух городов.

Один поезд прошел до встречи 212,00 км, а второй в два раза меньше.

Какое расстояние между городами?

Раздаточный материал:

1) задания для работы в парах (6 этап):

832 : 4; 216 : 2

2) подробный образец для самопроверки (6 этап- работа в парах);

_8`32 4 _2`16 2

8 208 2 108

_32 . . . _16 . . .

32 16

0 0

3) таблица рефлексии:

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна

2) Я достиг цели урока

3) Я справился с самостоятельной работой

4) Мне необходимо поработать над…

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Над какой темой вы работали на последних уроках? (Деление многозначных чисел.)

— Сегодня вы продолжите работу над этой темой и узнаете, что-то новое. Как должен действовать тот, кто хочет узнать что-то новое? (Надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти способ.)

— Как вы думаете, вы справитесь? (Да.)

— Тогда в путь! Сегодня вам предстоят интересные открытия.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

— Что нужно сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить то, что знаем).

— Выберите среди выражений те, значение которых вы будете находить письменным приемом деления.

360 : 12 800 : 4 368 : 4 600 : 10 37 : 5

Один ученик у доски с комментированием по алгоритму, остальные в тетрадях.

— Выберите выражение, соответствующее эталону Д-2 (35 : 7). Вычислите.

— Запишите числа (один ученик у доски): 209 ед., 40 дес. 8 ед., 5 с. 2 дес.7 ед., 6с. 7 ед.

— Какое число лишнее? (Это число – 527, т.к. у всех остальных чисел отсутствуют единицы в разряде десятков.)

— Найдите закономерность в ряду оставшихся чисел. Запишите следующее число. (806.)

— Какие действия можно произвести с этими числами, чтобы они не изменились? (Умножить, разделить на 1, прибавить, вычесть 0.)

— Как записать правило сложения и вычитания с 0 в общем виде?

На доску вывешивается Д-3.

— Какое действие можно произвести с этими числами, чтобы в результате получился 0? (Умножить на 0.)

— Как записать правило умножения на 0 в общем виде?

На доску вывешивается Д-4.

— Что вы повторили? (Деление в столбик, деление с остатком, правило сложения и вычитания с 0, умножение на 0.)

— Почему вы повторили именно это? (Это пригодится нам для открытия нового знания.)

— Какое задания вас ждет теперь? (Задание для пробного действия.)

На доску вывешивается Д-5.

— Чем это задание отличается от предыдущего? (Мы не знаем, не можем определить.)

— Давайте попробуем решить и определить отличие.

На выполнение задания 1 мин.

— Кто не справился? У кого нет ответа?

— Что вы не смогли сделать? (Не смогли выполнить это задание.)

— Кто получил ответ? (Фиксация результатов. Запись ответов на доске).

— Среди результатов есть правильный ответ – 106.

— Кто не получил этот ответ? Что вы не смогли сделать? (Выполнить правильно.)

— Кто получил правильный ответ? Чем вы пользовались? (Алгоритмом деления.)

— Все ли шаги алгоритма подходят к данному выражению или у вас были затруднения? (Были затруднения.)

— Сейчас вы можете сказать, чем это задание отличается от тех, которые мы выполняли на прошлых уроках? (В частном отсутствуют единицы в разряде десятков.)

— Итак, у вас возникло затруднение? (Да.)

— Чему вы должны научиться сегодня? Какая цель урока? (Научиться выполнять деление, где в частном в разряде десятков получается 0.)

— Назовите тему урока (Деление многозначного числа на однозначное в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0.

3. Выявление места и причины затруднения

— Что же теперь надо сделать? (Надо подумать.)

— Какое задание вы выполняли? (Мы делили многозначное число на однозначное.)

— На что вы опирались при выполнении этого задания? (На алгоритм деления.)

— В чем возникло затруднение? (Мы не смогли разделить десятки.)

— Почему возникло затруднение? (Мы не можем 1 разделить на 3, у нас нет правила деления для такого случая.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Вы подумали, вы поняли, что вы не знаете, что вы сделаете теперь? (Самостоятельно будем открывать новое знание.)

— Прежде, чем начать работать, нужно поставить цель. Какую цель вы сейчас перед собой поставите? (Составить правило деления, когда делимое меньше делителя и уточнить алгоритм деления.)

— Вам помогут правила, которые вы сегодня повторили? (Да.)

— Составим план действий:

1) Составить правило деления, когда делимое меньше делителя.

2) Вывести эталон деления для данного случая.

5. Реализация построенного проекта

— Действуем по плану. Составим правило деления, когда делимое меньше делителя.

Давайте попробуем разделить 1 яблоко поровну между тремя детьми. Сколько целых яблок получит каждый? (0 яблок.) Что станет с яблоком? (Оно останется). Как это записать на математическом языке?

1 : 3= 0 (ост.1)

— Я вам предлагаю поработать в группах и записать пример в общем виде (Работа в группах, в результате появляется Д-6).

— Вы выполнили первый пункт плана. Теперь уточним алгоритм. Что вам поможет? (Модель числа)

С Д Е

— Что надо сделать? (Разделить сотни.)

— Разделите сотни. Что произошло? (3 с : 3= 1 с. Сотни разделились без остатка.)

— Какой следующий шаг? (Надо разделить десятки.)

— Разделите десятки. (1 д : 3= 0 д (ост. 1д.))

— Что надо сделать дальше? (Разделить единицы, 1д = 10 е, 10 е + 2 е = 12 е, 12 е : 3 = 4е.)

— Что получили в результате? (1с 0д 4е = 104.)

— Давайте уточним алгоритм.

Работа ведется в форме подводящего диалога с опорой на алгоритм Д-1.

1. Найти первое неполное делимое.

3`1 2 3

2. Определить количество цифр в частном.

3`12 3

3. Разделить первое неполное делимое,

записать первую цифру частного.

3`12 3

1

4. Найти остаток (меньше делителя).

_3`12 3 Ост. 0,записывать не

3 1 надо

5. Остаток сложить с единицами следующего

разряда (второе неполное делимое).

_3`12 3 Т.к. остаток равен нулю,

3 1 вторым неполным дели-

1 . . . мым являются единицы

разряда десятков

6. Разделить полученное число,

записать следующую цифру частного.

_3`12 3

3 10

1 . . .

7. Найти остаток (меньше делителя).

Находить остаток не будем, т. к.

а  0 = 0 и а – 0 =а т. е. остаток равен второму неполному делимому

8. Остаток сложить с единицами следующего

разряда (третье неполное делимое).

_3`1 2 3 Т. к. остаток не

3 1 0 находили, с едини-

1 2 цами след. разряда

складываем второе

неполное делимое

9. Разделить полученное число,

записать следующую цифру частного.

_3`1 2 3

3 104

— 1 2 . . .

1 2

10. Найти остаток (меньше делителя).

_3`1 2 3

3 104

— 1 2 . . .

1 2

0

11. Ответ:

104

В результате работы выводится эталон Д-6.

— Вы преодоление затруднение? (Да.)

— Что Вы можете делать с помощью данного эталона? (Делить многозначные числа на однозначные в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0.)

6. Первичное закрепление во внешней речи

— Что вы должны сделать дальше? (Потренироваться.)

Работа ведется с опорой на алгоритм и эталон:

а) фронтально

621 : 3 428 : 4

б) в парах Р-1

832 : 4 216 : 2

Проверка работы в парах по подробному образцу Р-2.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу.)

— Для чего? (Чтобы проверить себя.)

Самостоятельная работа Д-10

Проверка по подробному образцу Д-11

8. Включение в систему знаний и повторение.

— Где на уроках математики вы встречаетесь с делением многозначного числа на однозначное? (В решении задач и уравнений.)

Задача Д-12 решается фронтально.

9. Рефлексия учебной деятельности.

— Какую цель вы ставили на уроке? (Открыть способ деления многозначного числа на однозначное, когда в частном в разряде десятков получается 0.)

— Вы достигли поставленной цели? (Да.)

— Докажите. (Выполнили сам. Работу.)

— Как мы открывали новые знания? (Мы выполнили пробное действие, поняли, что мы не знаем, открыли новое знание.)

— Оцените свою работу на уроке.

Высказывания нескольких учеников.

— Заполните таблицу (Р-3).

— Где вы можете еще потренироваться? (Дома.)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *