Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№5» г.Брянска
Тематическое планирование уроков
русского языка в 7 классе
( по УМК под. ред. С.И.Львовой)
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2010
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по УМК С.И.Львовой.
Всего 170 урока. Из них развития речи 32.
ТЕМА |
ТИП УРОКА |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, УПОТРЕБЛЕНИЕ ЯЗЫКО-ВЫХ ЕДИНИЦ В РЕЧИ |
п-ф уч-ка, худ.лит. |
|
1 |
Язык как развивающееся явление |
комбинированный |
чтение, составление плана, пересказ, беседа, викторина, осложненное списывание, устное высказывание, работа с этимологическим словарем, сочинение-миниатюра |
этимология, эволюция языка, морфемный состав, нормы языка |
п. 1 |
2-3 |
Фонетика и орфоэпия |
комбинированные |
разные виды диктантов, фонетический и орфоэпический разборы, решение лингвист. задач, осложненное списывание, устное высказывание, сочинение-миниатюра, тестирование |
различные виды омонимов, звукопись, |
п. 2 |
4 |
Словообразование самостоятельных частей речи |
комбинированный |
разные виды диктантов, морфемный и словообразовательный разборы, решение лингвистических задач, осложненное списывание, устное высказывание, сочинение-миниатюра, тестирование |
словообразование, самостоятельные части речи, семантический и словообразовательный анализ |
п. 3
|
5 |
Морфологические и неморфологические способы образования слов |
комбинированный |
устное высказывание, составление таблицы, выразительное чтение, работа со словарями, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа |
лексическое значение, корневые чередования, связанные корни |
п. 3 |
6 |
Словообразование наречий. Приставочный способ образования наречий |
комбинированные |
устное высказывание, составление и анализ схемы, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, изложение-миниатюра, |
префикс, поморфемное письмо |
п. 3 |
7 |
Суффиксальный способ образования наречий |
комбинированные |
контрольный словарный диктант, решение лингвистических задач, викторина, самостоятельная работа |
чередование в суффиксах, словообра-зовательная пара, суффиксы оценки |
п. 3 |
8 |
Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий |
комбинированный |
чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, анализ учебно-научного текста, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, запись текста изложения |
учебно-научный стиль, литературоведческие понятия |
п. 3 |
9 |
Сложение как способ образования наречий |
комбинированные |
разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование |
формообразующие морфемы, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо |
п. 3
|
10 |
Проверочная работа по теме «Словообразование самостоятельных частей речи» |
урок контроля |
выполнение проверочной работы |
|
п.3 |
11 |
Лексика и фразеология. Особенности лексического значения слова. Смысловая связь разных слов в языке |
путешествие |
беседа, устное высказывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание |
смысловая связь слов, стилистическое единство лексики, |
п. 4 |
12 |
Особенности употребления слов в речи. Происхождение слов |
комбинированный |
беседа, письмо по памяти, работа со словарями, изложение-миниатюра, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание |
|
|
13 |
Основные лексические нормы русского литературного языка |
комбинированный |
тестирование, решение лингвистических задач, тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание |
паронимы |
п. 4 |
14 |
Проверочная работа по теме «Лексика и фразеология» |
урок контроля |
выполнение проверочной работы |
|
|
15 |
Система самостоятельных частей речи в русском языке |
комбинированный |
контрольный словарный диктант, устное высказывание, беседа, лингвистический эксперимент, морфологический разбор, разные виды диктантов, заполнение таблицы, |
самостоятельные и служебные части речи |
п. 5 |
16-17 |
Склоняемые части речи. Их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |
комбинированный |
контрольный словарный диктант, тестирование, морфологический разбор, разные виды диктантов, осложненное списывание, заполнение таблицы, письмо по памяти, работа со словарями, сочинение-миниатюра |
морфологический разбор, морфологические нормы |
п. 5 |
18-19 |
Глагол и его формы |
комбинированные |
различные виды диктантов, сочинение-миниатюра на лингвистическую тему, осложненное списывание, лингвистическое исследование, составление таблицы, тестирование |
различение причастий и деепричастий |
п. 5 |
20 |
Синтаксис: основные виды словосочетаний по способу выражения главного слова |
комбинированный |
разные виды чтения, устное высказывание, различные виды разборов, осложненное списывание, лингвистическое исследование, составление таблицы |
именные, глагольные, наречные словосочетания, типичные модели словосочетаний |
п. 5 |
21 |
Синтаксис: виды предложений |
комбинированный |
устное высказывание, синтаксический и пунктуационный анализ, разные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений
|
|
п. 5 |
22 |
Правописание приставок |
практикум |
устное высказывание, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, самостоятельная работа |
префикс, поморфемное письмо |
п. 6 |
23-24 |
Правописание корней |
практикум |
устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа |
лексическое значение, корневые чередования, связанные корни |
п. 6 |
25-26 |
Правописание суффиксов |
практикум |
беседа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, изложение-миниатюра, самостоятельная работа |
чередование в суффиксах, словообра-зовательная пара, суффиксы оценки |
п. 6 |
27-28 |
Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях |
практикум |
самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра |
|
п. 6 |
29 |
Правописание окончаний |
практикум |
разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование |
формообразующие морфемы |
п. 6 |
30 |
Слитные, раздельные и дефисные написания |
практикум |
разные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, изложение-миниатюра |
|
п. 6 |
31-32 |
Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями |
практикум |
контрольный словарный диктант, разные виды диктантов, осложненное списывание |
|
п. 6 |
33 |
Знаки препинания, их функции |
комбинированный |
лингвистический эксперимент, разные виды диктантов, синтаксический и пунктуационный разборы, осложненное списывание, устное высказывание, сочинение-миниатюра, |
одиночные и парные знаки препинания, разделительные и выделительные знаки препинания |
п. 7 |
34 |
Знаки препинания в простом осложненном предложении |
практикум |
беседа, текстоведческий анализ, разные виды диктантов, осложненное списывание, устное высказывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, тестирование |
простое и сложное предложение |
п. 7 |
35 |
Знаки препинания в сложном предложении |
практикум |
беседа, составление плана, анализ схем, письмо по памяти, составление и запись текста |
простое и сложное предложение, союзное и бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное придаточная часть, подчинительные союзы |
п. 7 |
36 |
Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге |
практикум |
беседа, устное высказывание, письменный ответ на вопрос, составление диалога, инсценировка |
интервью, пунктуационное оформление прямой речи и диалога |
п. 7 |
37-38 |
Пунктуационный и орфографический практикум |
практикум |
разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, тестирование, конструирование предложений |
|
п. 7 |
39-40 |
Правильное употребление самостоятельных частей речи |
комбинированные |
выразительное чтение, беседа, устное высказывание, викторина, лингвистическая игра, редактирование текста |
орфоэпические, грамматические и лексические нормы |
п.8 |
41-42 |
Контрольный диктант и его анализ по теме «Правописание: орфография и пунктуация» |
урок контроля |
написание контрольного диктанта и его анализ |
|
|
43 |
Текст как произведение речи |
развитие речи |
контрольный словарный диктант, чтение, беседа, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста |
разные виды планов, логика изложения материала |
п.9 |
44 |
Сочинение-описание по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» |
развитие речи |
беседа, текстоведческий анализ, искусствоведческий анализ, составление плана, запись ключевых слов, определение темы и идеи |
пейзажная живопись, вертикальное и горизонтальное положение полотна, эскиз картины, романтический образ |
п.9 |
45 |
Точность и логичность речи |
развитие речи |
письменный пересказ текста, устное высказывание, текстоведческий анализ |
зачин, концовка, |
п.10 |
46 |
Правильность и выразительность речи |
развитие речи |
различные виды чтения, беседа, устное высказывание, текстоведческий анализ, сочинение-миниатюра |
|
п.11 |
47 |
Связь предложений в тексте |
развитие речи |
чтение, беседа, формулировка вопросов, анализ предложенных текстов, редактирование текста, конструирование предложений |
повтор однокоренных слов, лексический повтор как средство выразительности |
п.11 |
48-49 |
Изложение с языковым анализом по тексту художественного стиля |
развитие речи |
чтение, беседа, языковой анализ, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, написание изложения |
языковой анализ, лигвистический анализ, стилистический анализ |
п.11 |
50 |
Фонетические и словообразовательные средства выразительности |
развитие речи |
разные виды чтения, пересказ, беседа, лингвистический анализ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ |
фонетическая и интонационная система русского языка |
п.11 |
51 |
Лексические средства выразительности |
развитие речи |
разные виды чтения, пересказ, беседа, анализ лексических средств, письмо по памяти, конструирование предложений, текстоведческий анализ |
лексическая синонимия, каламбур |
п.11 |
52 |
Морфологические средства выразительности |
развитие речи |
устное высказывание, беседа, анализ средств связи предложений, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ |
грамматическая синонимия |
п.11 |
53 |
Синтаксические средства выразительности |
развитие речи |
тестирование, беседа, анализ средств связи предложений, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ |
многосоюзие, попарное соединение, фигуры речи |
п.11 |
54 |
Рассуждение как тип речи |
развитие речи |
чтение, беседа, составление плана, высказывание на лингвистическую тему, изложение-миниатюра |
рассуждение-размышление, рссуждение-доказательство |
п.12 |
55 |
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему |
развитие речи |
разные виды чтения, пересказ, беседа, анализ лексических средств, письмо по памяти, конструирование предложений, текстоведческий анализ
|
композиция рассуждения |
п.12 |
55 |
Сочетание разных типов речи в тексте |
развитие речи |
типологический анализ текста, разные виды чтения, пересказ, беседа, анализ средств связи предложений, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ |
типологический анализ текста |
п.13 |
56 |
Изложение с типологическим анализом по тексту упр. 470 |
развитие речи |
чтение, беседа, типологический разбор, подбор ключевых слов, составление плана , пересказ, написание изложения |
типологический анализ текста |
п.13 |
57 |
Публичное выступление на морально-этическую тему |
развитие речи |
чтение, определение ключевых слов, составление плана, написание, редактирование и выступление |
жанры публицистического стиля |
|
58-59 |
Сочинение-рассуждение по данному тексту |
развитие речи |
чтение, формулировка и комментарий проблемы, выделение ключевых слов, составление плана, написание сочинения, редактирование |
композиция рассуждения, цитирование |
|
60-61 |
Общее значение наречий и их употребление в речи |
комбинированные |
письменный пересказ текста, выборочное чтение, работа со словообразовательным словариком, конструирование словосочетаний, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант |
синтаксическая функция наречий, типичные суффиксы, |
п.14 |
62-65 |
Разряды наречий по значению |
комбинированные |
беседа, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, решение проблемных задач, составление таблицы, тестирование |
морфологический разбор наречия, местоименные наречия |
п.15 |
66-67 |
Различение наречий и слов категории состояния |
комбинированные |
разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра |
предикативные наречия, предложно-падежные сочетания |
п.15 |
68-71 |
Степени сравнения наречий |
комбинированные |
разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, тестирование
|
сравнительная и превосходная степень |
п.16 |
72 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ( упр. 521) |
|
чтение, выделение ключевых слов, составление плана, сжатый пересказ, написание и редактирование сочинение |
|
|
73-77 |
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий |
практикум |
контрольный словарный диктант, разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, составление таблицы, сочинение-миниатюра, |
слова, усиливающие отрицание, наречия меры и степени |
п. 17 |
78 |
Сочинение-рассуждение по тексту «Где живет совесть?» (упр.577) |
развитие речи |
чтение, выделение ключевых слов, составление плана, сжатый пересказ, написание и редактирование сочинения |
|
п. 17 |
79-81 |
Слитное или раздельное написание НЕ с наречиями |
практикум |
беседа, разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, письменный ответ на вопрос, тестирование |
слова, усиливающие отрицание, наречия меры и степени |
п. 17 |
82-84 |
Правописание суффиксов наречий |
практикум |
тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра |
|
п. 17 |
85 |
Сочинение-рассказ по данному началу с лингвистическим заданием (упр.588) |
развитие речи |
чтение, беседа, подбор ключевых слов, составление простого и сложного плана, наблюдение над языковыми явлениями, составление текста и запись его |
|
|
86-88 |
Употребление Ь в наречиях |
практикум |
контрольный словарный диктант, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, письменный ответ на вопрос, тестирование |
Ь после шипящих в словах разных частей речи |
п. 17 |
89 |
Сжатое изложение по тексту упр. 587 |
развитие речи |
выразительное чтение, выделение ключевых слов, составление плана, сжатый пересказ, написание изл-я |
|
п. 17 |
90-91 |
Контрольный диктант и его анализ по теме «Правописание наречий» |
урок контроля |
написание и анализ контрольного диктанта |
|
|
92-93 |
Правильное употребление наречий |
урок словесности |
разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение |
орфоэпические, грамматические, лексические нормы |
п. 20 |
94 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ( упр. 639) |
развитие речи |
чтение, беседа, работа со словарями и справочниками, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста
|
|
|
95-96 |
Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении |
урок словесности |
чтение, беседа, викторина, лингвистическая игра, лингвистический анализ, редактирование текста, письменный ответ на вопрос |
стилистическая роль наречий |
п.18 |
97-98 |
Урок-семинар по теме «Наречие» |
урок словесности |
сообщения учащихся, составление вопросов, выразительное чтение, беседа, тестирование, лингвистическая игра, лингвостилистический анализ, конструирование предложений, сочинение-миниатюра |
стилистическая окраска |
п.19 |
99 |
Роль служебных частей речи |
комбинированный |
тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание, сравнительный анализ языковых явлений |
формообразующие частицы |
п.21 |
100 |
Предлог как служебная часть речи |
практикум |
самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра |
предложные словосочетания, грамматические значения предлогов |
п.22 |
101 |
Разряды предлогов |
практикум |
разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование |
пространственные значения предлогов |
п.23 |
102 |
Сжатое изложение по тексту упр. 708 |
развитие речи |
чтение, беседа, типологический разбор, подбор ключевых слов, составление плана , пересказ, написание изложения |
|
п.21 |
103-104 |
Правописание производных предлогов |
практикум |
устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа |
устойчивые сочетания, созвучные сочетания |
п.24 |
105 |
Предлог в словосочетании, предложении и тексте |
урок словесности |
разные виды чтения, пересказ, беседа, лингвистический анализ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ |
прием повтора предлога |
п.25 |
106 |
Союз как служебная часть речи |
практикум |
лингвистический эксперимент, самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра |
экспрессивное использование союзов |
п.26 |
107-109 |
Разряды союзов |
практикум |
разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, составление таблицы, сочинение-миниатюра, тестирование
|
изъяснительные и обстоятельственные союзы, союзные слова |
п.27 |
110-114 |
Правописание союзов |
практикум |
устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа
|
составные союзы |
п.28 |
115-116 |
Подробное изложение с творческим заданием |
развитие речи |
чтение, беседа, текстоведческий анализ, работа со словарями и справочниками, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста, написание изложения |
|
п.28 |
117-118 |
Союз в предложении и тексте |
урок словесности |
разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение |
одиночные, повторяющиеся и двойные союзы, текстообразующая роль союзов |
п.29 |
119-120 |
Контрольная работа и ее анализ по теме «Правописание союзов» |
урок контроля |
написание контрольного диктанта и его анализ |
|
п.21-29 |
121-122 |
Частица как служебная часть речи |
комбинированный |
письменный пересказ текста, выборочное чтение, работа со словообразовательным словариком, конструирование словосочетаний, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант |
формообразующие и смысловые союзы |
п.30 |
123-124 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
комбинированный |
разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование |
|
п.30 |
125-126 |
Правописание частиц |
практикум |
устное высказывание, выразительное чтение, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра |
|
п.31 |
127-128 |
Правописание частиц НЕ и НИ |
практикум |
тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, высказывание на лингвистическую тему, сочинение-миниатюра, высказывание на лингвистическую тему |
усилительное значение, усиление утверждения |
п.31 |
129-134 |
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи |
практикум |
тестирование, решение лингвистических задач, тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание
|
|
п.31 |
135 |
Изложение с элементами сочинения по упр. 879 |
развитие речи |
чтение, беседа, работа со словарями и справочниками, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста |
эпиграф, афоризм, идиомы |
п.31 |
136 |
Роль частиц в речи |
комбинированный |
письменный пересказ текста, выборочное чтение, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант |
|
п.31 |
137-138 |
Роль частиц в предложении и тексте |
урок словесности |
разные виды чтения, пересказ, беседа, лингвистический анализ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ, тестирование, решение лингвистических задач
|
экспрессивное использование частиц |
п.32 |
139-143 |
Правильное употребление предлогов, союзов, частиц |
практикум |
разные виды чтения, различные виды разборов, высказывание на лингвистическую тему лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение |
многосоюзие, бессоюзие, двойное отрицание |
п.33 |
144-145 |
Практикум» Правописание служебных частей речи» |
практикум |
тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра |
|
|
146-147 |
Зачет по теме «Служебные части речи |
урок контроля |
проведение зачета и анализ результатов |
|
|
148-149 |
Междометия и звукоподражательные слова |
практикум |
письменный пересказ текста, выборочное чтение, лингвистический эксперимент, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант, свободный диктант |
формулы речевого этикета |
п.34 |
150 |
Звукоподражательные слова |
практикум |
тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра |
звукоподражательные слова |
п.34 |
151 |
Омонимия и многозначность. |
урок словесности |
решение лингвистических задач, тестирование, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание
|
омофоны, омографы, омоформы |
п.35 |
152-153 |
Использование омонимии как средства художественной выразительности |
урок словесности |
разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение
|
|
п.35 |
154-156 |
Разграничение грамматических омонимов |
практикум |
устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа, свободный диктант, |
словарь омонимов |
п.35 |
157-158 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
развитие речи |
разные виды чтения, пересказ, беседа, составление плана, запись ключевых слов, высказывание на лингвистическую тему, лингвистический анализ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ |
композиция рассуждения на лингвистическую тему |
п.35 |
159-162 |
Нормы орфографии |
практикум |
различные виды диктантов, выборочное чтение, конструирование словосочетаний, осложненное списывание, объяснительный диктант, орфографическое чтение
|
|
п.36 |
163-165 |
Нормы пунктуации |
практикум |
тестирование, решение лингвистических задач, тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание, пунктуационное чтение
|
|
п.36 |
166-167 |
Итоговая контрольная работа и ее анализ |
урок контроля |
написание контрольного диктанта и его анализ
|
|
|
168-169 |
Итоговый урок-праздник «Я люблю русский язык!» |
развитие речи |
различные виды чтения, инсценировки, конкурсы, просмотр видеофильма
|
|
|
170 |
Урок-конкурс «Кто лучше знает русский язык» |
развитие речи |
конкурс, сообщения учащихся |
|
|