Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся (3 класс)

10.ТРЕТИЙ КЛАСС

10.1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся (3 класс)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Виды художественной деятельности

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно прикладное искусство.

Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создает художественный образ. В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, от ношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор).

Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении со держания и выразительных средств художественных произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственно го художественного замысла.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи.

Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с по мощью ритма элементов.

Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами

Образы человека в живописи

Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тон кие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы раз личными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Использование простых форм для создания выразительных образов.

Объем – основа языка скульптуры.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объема; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.

Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Разнообразие декоративных форм в природе.

Сказочные образы народной культуры и декоративно прикладное искусство.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.

Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи.

Интернациональный язык искусства.

Композиция — основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем

«Земля — наш общий дом».

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.

Использование различных художественных материалов и средств для создания вырази тельных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (возможны темы: «Осень в парке», «Осенний лес»).

Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.

Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета

Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т. д. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа).

Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

эмоциональных состояниях.

Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, — «Человек и человеческие взаимоотношения». Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, автопортрета, мамы, солдата Великой Отечественной войны и т. д.). Примерные темы композиций: «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.).

Приемы работы различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа.

Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, чело века, животного. Примерные задания: образы деревьев — старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «Дуб богатырь», «Березка — де вица красавица» и т. п.). Примерные темы композиций:

Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных.

Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа характера предметов (например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы-яги и т. д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка).

Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.

Лепка животных, человека, сказочных персонажей.

Прием трансформации объемных форм для создания вырази тельных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей.

Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды — «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приемы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа.

Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объеме или выполнение эскизов на плоскости.

Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги, коробочек транспорта, посуды и т. д.). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты его обитателя или улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транс портом) с использованием простых геометрических и растительных форм.

Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приема транс формации формы для выразительности характеристики персонажа.

Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик»,

«Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа.

Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей род ной природы. Создание композиции на тему Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства).

Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, —«Родина моя — Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора.

Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте

Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т. д.).

Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов знаков. Эскизы народных костюмов.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.

Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей и др.).

Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций.

Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно прикладное искусство.

Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные ком позиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные со стояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать растения, животных, человека, природу, здания, предметы.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.

Изображать портреты персонажей

народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Овладевать приемами работы различными графическими материалами.

Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображать предметы раз личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.

Изображать в объеме выразительные образы человека,

литературного персонажа.

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т. д.

Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Понимать роль художника в театре.

Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов.

Выполнять простые макеты.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.

Понимать смысл знаков образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Наблюдать и передавать в собственной художественно творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамент

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России.

Изготавливать эскизы и мо дели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Осознавать, что архитектура и декоративно прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека.

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобрази тельного искусства.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам.

Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

10.2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета

обучающихся по содержательным линиям (3 класс)

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Обучающийся научится:

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

Обучающийся получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов.

10.3. Учебно-тематический план (3 класс)

п/п

Тема

Количество

часов.

Проекты

Неурочные

формы занятий

1

Искусство в твоём доме.

8

1

1

2

Искусство на улицах твоего города

7

2

2

3

Художник и зрелище.

11

2

3

4

Художник и музей

8

1

Итого

34

5

7

10.4 Календарно-тематическое планирование (3 класс)

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

п/п

по теме

Дата проведения

Тема урока

Неурочные формы занятий

Тип урока

Содержательная линия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Характеристика учебной деятельности

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Искусство в твоем доме (8 часов)

1

1

5.09

Виды современного декоративно прикладного искусства. Лепка игрушки из пластилина

Творческая мастерская

УИПЗЗ.

Живопись

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы в живописи.

Уч-ся должны творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки.

Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей.

2

2

12.09

Конструкция, форма предметов, украшение посуды. Лепка посуды из пластилина.

УИПЗЗ.

3

3

19.09

Стилизация природных форм. Декор и роспись посуды.

УИПЗЗ

Декоративно-прикладное искусство

Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев.

Уч-ся должны формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Ознакомиться с предметами, которые по­стоянно используются в доме, — посудой (ее формой, декором, си­луэтом);

определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом — «жостовским».

4

4

26.09

Представления народа женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве. Эскиз платка: для девочки, для бабушки

УИПЗЗ

Декоративно-прикладное искусство

Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве

Уч-ся должны воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Познакомиться с работой художника по тканям — художника декоративно прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнамен­тов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.

5

5

3.10

Способы «набивки» по шаблону, трафарету. Создание орнамента для обоев

УИПЗЗ

Живопись

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы в живописи.

Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый — для детской комнаты, столовой; строгий — для кабинета).

6

6

10.10

Приемы работы с бумагой, картоном. Конструирование книжки-игрушки

УИПЗЗ

Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструиро-вания в моделирования в жизни человека.

Уч-ся должны иметь представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки — раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными ху­дожниками иллюстраторами, обратив внимание на разные вырази­тельные решения иллюстраций одного и того же произведения раз­ными художниками.

7

7

17.10

Представление об элементах орнамента, его видах. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).

УИПЗЗ

Декоративно-прикладное искусство

Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев.

Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Познакомиться с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями;

дать представление об элементах орнамента, его видах;

развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

8

8

24.10

Проявление художественной культуры вокруг нас. Обобщение пройденного материала по теме: «Искусство в твоём доме»

Урок-выставка

Уч-ся должны научиться выполнять иллюстрации к русским потешкам и изготовить книжку-раскладушку.

Самоанализ своего творчества.

Выставка.

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9

1

31.10

Памятники архитектуры – наследие веков. Рисунок на тему: «Мой город»

Образовательное путешествие

УИПЗЗ

Рисунок

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Знать основные памят­ники города, места их нахождения. Уметь узнавать памят­ники, посвященные со­бытиям Гражданской и Великой Отечественной войны.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

10

2

14.11

Основные элементы паркового искусства. Рисунок на тему:« Парк для сказочных героев»

УИПЗЗ

Декоративно-прикладное искусство

Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев

Уч-ся продолжают овладение навыками ри­сования, передачи впечатлений, полу­ченных в жизни.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим миром

11

3

21.11

Разнообразие материалов для художественного моделирования. Композиция на тему «Парки, скверы, бульвары»

УИПЗЗ

Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека..

Знание понятия «украшение». Умение передавать настрое­ние в творческой работе с помощью цвета, тона, компо­зиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации за­мысла в работе. Умение пла­нировать свою работу в группе и реализовывать замысел.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

.

Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внеш­ний вид здания соответствует жильцу по характеру.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов.

Моделировать сказоч­ный город из выбранных самостоятельно материа­лов и давать оценку итоговой работе.

12

4

28.11

Разнообразие материалов для художественного конструирования Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги

УИПЗЗ

13

5

5.12

Роль художника-дизайнера в городской среде. Оформление витрины любого магазина

УИПЗЗ

Декоративно-прикладное искусство

Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.

Уч-ся должны овладеть навыками оформления нарисованных витрин.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Ознакомиться с разнообразием декоративно оформ­ленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде;

представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю ма­газина, облику здания, улицы.

14

6

12.12

Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная линии. Рисунок на тему: «Транспорт в городе».

УИПЗЗ

Рисунок Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная линии. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.

Уч-ся должны учиться умению рисовать сложный объект по уменьшенной модели.

.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Познакомиться с городским транспортом, маши­нами;

анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих;

представление о синтезе по­стройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера;

изображать многофигурные сцены

15

7

19.12

Приёмы рисования сложного объекта по уменьшенной модели. Коллективное панно «Художественный облик моего города»

УОИСЗ

Художник и зрелище (11 часов)

16

1

26.12

Композиция и формы. Рисунок сценки из спектакля.

УИПЗЗ

Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделиро-вания в жизни человека.

Знание понятия «украшение». Умение передавать настрое­ние в творческой работе с помощью цвета, тона, компо­зиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации за­мысла в работе.

Самоанализ своего творчества.

Пла­нировать свою работу в группе и реализовывать замысел;

формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сю­жетом.

17

2

9.01

Приемы работы с различными графическими материалами. Эскиз занавеса, костюма к спектаклю.

УИПЗЗ

Рисунок

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Уч-ся должны учиться умению определять персонажей по силуэтному профилю.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Познакомиться с театром кукол (одной из разно­видностей театра), который существует с давних времен у всех на­родов мира, теневым театром;

овладеть графическими материалами.

18

3

16.01

Объёмное моделирование. Создание макета декораций спектакля.

Проектная деятельность

УИПЗЗ

Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека

Уч-ся должны учиться умению определять персонажи по силуэтному профилю.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Познакомиться с театром кукол (одной из разно­видностей театра), который существует с давних времен у всех на­родов мира, теневым театром;

использовать творческое вообра­жение и пространственное представление, умение передавать смы­словую связь между предметами и пространственные отношения между ними.

19

4

23.01

Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладного искусства. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы.

УИПЗЗ

Декоративно-прикладное искусство

Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразитель-ности изобразительных искусств.

Знать отличие кукольного театра от других видов театра, виды кукол.

Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

.

Систематизировать знания: о работе художника в театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сцено­граф, осветитель)

развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер;

моделировать с помощью трансформации природных форм образы людей на плоскости и в объёме.

20

5

30.01

Фактура — средство художественной выразительности в изобразительном искусстве. Изготовление костюма для куклы.

УИПЗЗ

21

6

6.02

Объем — основа языка скульптуры. Сувенирная кукла.

УИПЗЗ

Скульптура

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Наблюдать за пропорциями — тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по раз­меру;

выполнить изделие из пластичных материалов:

анализировать образец, оп­ределять материалы, кон­тролировать и корректиро­вать свою работу.

22

7

13.02

Элементарные приемы работы с различными материалами: Конструирование выразительных острохарактерных масок.

УИПЗЗ

Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделиро-вания в жизни человека.

Знать историю происхождения театральных масок.

Уметь конструировать маски (трагические и комические) из бумаги.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре — помочь актеру раскрыть содержание спектакля;

показать на примерах усиление эмоционального состоя­ния в маске — контрастность, яркую декоративность.

23

8

27.02

Элементарные приемы работы с различными материалами: Изготовление маски.(продолжение работы)

Творческая мастерская

УИПЗЗ

24

9

6.03

Художественный язык плаката Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению

УИПЗЗ

Декоративно-прикладное искусство

Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразитель-ности изобразительных искусств.

Уч-ся должны учиться по­нимать назначение, художественный язык плаката;

понимать значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише.

Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Познакомиться с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката;

объяснять воз­можности использования художественных средств выразительно­сти для создания своего варианта плаката.

25

10

13.03

Украшение жилища с помощью художественных средств. Коллективное панно «Праздник в городе»

Проектная деятельность

УИПЗЗ

Декоративно-прикладное искусство

Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении твор­ческой работы.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Выражать намерения через украшения;

участвовать в совместной творческой деятельности;

моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.

26

11

20.03

Обобщение по теме: «Искусство на улицах твоего города». Организация театрализованного представления. Школьный карнавал

Урок-выставка

Виды художественной деятельности

Организация театрализованного представления.

Уметь украсить класс работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства, в разных материалах и техниках.

Защита проектов.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Художник и музей (8 ч)

27

1

3.04

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Крупнейшие художественные музеи страны.

Образовательное путешествие

УИПЗЗ

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения

Уметь рассказывать о музеях;

Знать крупнейшие музеи России.

Представить творческую презентацию по теме, выбранной группой.

Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; формировать умения рисовать по представлению,

анализировать и преображать форму.

28

2

10.04

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи. Рисование радостных пейзажей.

УИПЗЗ

Живопись

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Знание понятия «ритм», творчества художников. Умение са­мостоятельно компоновать сюжетный рисунок; переда­вать в тематических рисунках пространственные отноше­ния;

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Определять понятие ритма в природе;

участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств;

давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

29

3

17.04

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи. Рисование грустных пейзажей.

УИПЗЗ

30

4

24.04

Жанр портрета. пропорции фигуры и лица человека Изображение портрета современника.

УИПЗЗ

Рисунок

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Умение различать основные и составные цвета; сравни­вать различные знать виды и жан­ры изобразительного искус­ства; использовать художест­венные материалы.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Ознакомиться с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадно­го портрета в разные исторические периоды;

развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

31

5

8.05

Жанр натюрмортов Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению.

УИПЗЗ

Живопись

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Знать, что такое натюрморт, основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные или гуашевые краски.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к дета­лям и комбинирования деталей; развивать зрительные представле­ния и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности.

32

6

15 05

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории )

УИПЗЗ

Знание средств выразитель­ности. Умение применять средства выразительности: работать в группе, использовать художественные материалы.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Участвовать в обсуждении содержания и средств вы­разительности;

понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром.

33

7

22.05

Объем — основа языка скульптуры. Лепка фигуры человека или животного (в движении)

УИПЗЗ

Скульптура

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Знать разнообразие материалов, особенности парковой скульптуры.

Уметь лепить фигуру человека или животного в движении.

Уметь передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела.

Самоанализ своего творчества.

Расширить представления о работе скульптора;

развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое;

формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру.

34

8

29.05

Обобщение по теме: « Художник и музей» .Художественная выставка изделий.

Урок-выставка

Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Знание основных жанров и видов произведений изобра­зительного искусства: веду­щих художественные музеев России: художников.

Умение высказывать про­стейшие суждения о картинах и предметах декоративно — прикладного искусства.

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средства;

обобщить свои знания использовать свои знания в выражении своих ответов.

10.6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методические пособия

  1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразват. организаций/Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.: под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013 – 141с.

Печатная продукция

1. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по изобразительному искусству.

2. Портреты художников.

Технические средства обучения

  1. Магнитная доска

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экспозиционный экран

  4. Персональный компьютер

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  1. Ученические столы двуместные.

  2. Стол учительский с тумбой.

  3. Шкафы для хранения, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

  4. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала

9

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *