Тематическое планирование
I четверть
Наименован раздела |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Практическая работа |
Дата |
|
1 |
Введение Новое полит-гос устр-во на территории бывшего СССР. Геополитич. положение России |
Введение. Место России в мире |
1 |
Изучение н/материала |
Знать/понимать основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории; субъекты РФ , их различия Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны; влияние ГП на хозяйство страны; описывать ГП страны (экономико-географическое, геополитическое и др.) |
Фронтальный |
|
|
2 |
Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение |
1 |
Практикум |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|||
3 |
Политико-администратиное устройство России
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№1 « Обозначен на к/к республик в составе РФ» |
|
||
4 |
Население РФ
|
Население России. Численность и естественный прирост |
1 |
Комбинированный |
Знать численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города Росси, городские агломерации, географию народов и религий страны. Уметь находить на карте республики, автономные округа и области, входящие в состав РФ; определять плотность населения, долю городского населения и сельского населения, данные сопоставлять со средними показателями по стране
|
Фронтальный. индивидуальный |
|
|
5 |
РФ – многонациональная страна
|
1 |
Семинар |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|
||
6 |
Миграции населения. Расселение население |
1 |
|
Работа с картами и схемами учебника |
|
|
||
7 |
Городское и сельское население
|
1 |
Практикум |
Работа с таблицей |
|
|||
8 |
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№2 «Работа с картой плотности населения и стат. показателями» |
|
||
9 |
Итоговый урок по теме «Население России» |
1 |
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
|
||
10 |
Экономика Российской Федерации
|
Хозяйство России |
1 |
Актуализа ция ЗУН |
Знать/понимать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства; долю России в ресурсах СССР; особенности экономических систем; перспективы развития. Уметь определять по статистическим материалам тенденции изменения числа занятых в сфере хозяйства
|
План Работа с картами |
|
|
11 |
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России |
1 |
Практикум |
Заполнение таблицы |
|
|||
12 |
Роль и место России в международной экономике. Перспективы развития России
|
1 |
Семинар |
Работа по вопросам семинара |
|
|
||
13 |
|
|
1 |
Практикум |
|
Практическая работа |
№3 «Определ-е по статистическ материалам тенденций изм-я числа занятых в сфере хозяйства» |
|
14 |
Важнейшие межотраслев комплексы России и их география |
Научный комплекс – вершина экономики |
1 |
Семинар |
Знать/понимать роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры Уметь определять по картам размещение трудоемкого и металлоемкого машиностроения |
Сообщения учащихся |
|
|
15 |
Машиностроительный комплекс |
1 |
Лекция |
Фронтальный Работа с картами |
|
|||
16 |
Факторы размещения отраслей машиностроения |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№4 «Определен по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения» |
|
II четверть
Наименован раздела |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Практическая работа |
Дата
|
|
17 |
|
Военно-промышленный комплекс |
1 |
Семинар |
|
Сообщения учащихся |
|
|
18 |
Топливно-энергетическ комплекс
|
Роль и особенности ТЭК |
1 |
Лекция |
Знать/понимать состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их ГП и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения Уметь характеризовать один из районов добычи нефти, угля или газа по картам и статистическим материалам; сравнивать между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России
|
Составление катросхемы |
|
|
19 |
Угольная промышленность |
1 |
Актуализа ция знаний и умений |
Характеристика отрасли |
|
|
||
20 |
Топливная промышленность (нефтяная, газовая) |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№5 «Хар-ка одного из районов добычи нефти, угля или газа» |
|
||
21 |
Электроэнергетика России |
1 |
Практикум |
Характеристика отрасли |
|
|
||
22 |
Комплексы отраслей по производству конструкцион материалов и химических веществ
|
Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс |
1
|
Лекция Практикум
|
Знать/понимать роль и значение комплексов конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения Уметь составлять характеристику одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам; определять главные факторы размещения металлургии меди и алюминия; составлять характеристику одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам |
Характеристика отрасли |
|
|
23 |
Черная металлургия |
1 |
Актуализа ция ЗУН |
Характеристика отрасли |
|
|||
24 |
Цветная металлургия. Металлургия Брянской области |
1 |
Актуализа ция ЗУН |
Характеристика отрасли |
|
|
||
25 |
Химическая промышленность |
1 |
Исследова ние |
Самостоятельная работа |
|
|
||
26 |
Лесная промышленность
|
1 |
Исследова ние |
Составление каросхемы |
|
|||
27 |
Агропромыш ленный комплекс |
Состав и значение АПК Земледелие и животноводство |
1 |
Практикум |
Знать/понимать зачение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль; Закон о земле; интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация; факторы размещения производства пищевой и легкой промышленности Уметь определять по картам основные районы выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства; определять эффективность размещения отраслей пищевой промышленности
|
Практическая работа |
№6 «Составление типовой схемы АПК» |
|
28 |
Пищевая и легкая промышленность
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№7 «Определение эффективности отраслей пищевой пром-ти» |
|
||
29 |
Инфраструк турный комплекс
|
Состав инфраструктурного комплекса. Транспорт |
1 |
Изучение н/знаний |
Знать/понимать роль и значение транспорта для хозяйства страны; понятие о грузообороте, транспортном узле; главные особенности различных видов транспорта; географию важнейших транспортных путей; крупные транспортные центры. Уметь давать характеристику транспортной магистрали, используя различные источники информации |
Фронтальный. индивидуальный |
|
|
30 |
Виды транспорта |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№8 «Хар-ка одной из транспор тных магистралей |
|
||
31 |
Связь, сфера обслуживания |
1 |
Комбинированный |
Фронтальный. индивидуальный |
|
|||
32 |
|
Итоговый урок по теме «Межотраслевые комплексы»
|
|
Обобщение и контроль |
|
Тестирование |
|
|
III четверть
Наименован раздела |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Практическая работа |
Дата |
|
33 |
Территориаль ная организ-я и районирование России. Центральная Россия
|
Экономическое районирование России |
1 |
Лекция |
Знать/понимать районирование,факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов; особенности ЭГП Центральног района и Центральной России, природно-ресурсную базу, население, специализацию хозяйства; Москва – столица РФ, представитель России на мировой арене, крупнейший транспортный узел. Уметь определят внешние территориально-производственные связи России; сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга |
Фронтальный. индивидуальный |
|
|
34 |
Западный макрорегион – европейская Россиия |
1 |
Лекция с эл беседы |
Работа по карточкам |
|
|
||
35 |
Центральная Россия . ЭГП, население |
1 |
Лекция с эл беседы |
Работа по карточкам |
|
|
||
36 |
Экономика Центральной России |
1 |
Практикум |
Работа с таблицей |
|
|||
37 |
1 |
Обобщение и контроль |
Практическая работа |
№9 «Изучение внешних террит.-произв. связей России» |
|
|||
38 |
Московская столичная агломерация |
1 |
Формирова ние новых знаний |
Фронтальный Работа с к/к и картами атласа |
|
|||
39 |
Узловые районы Центральной России. |
1 |
Семинар |
Сообщения учащихся |
|
|
||
40 |
Северо-Западная Россия
|
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы |
1 |
Лекция |
Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь давать характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации
|
Анализ карт атласа |
|
|
41 |
Северо-Западный район |
1 |
Лекция |
Анализ карт атласа |
|
|
||
42 |
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№10 «Составл-е экономико-гегр хар-ки района» |
|
||
43 |
Итоговый урок по теме «Центральная Россия» |
1 |
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
|
||
44 |
Европейский Север
|
Европейский Север. Природа |
1 |
Актуализа ция ЗУ |
Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества
|
Составление картосхем |
|
|
45 |
Хозяйство Европейского Севера |
1 |
Исследова ние |
Работа с таблицей |
|
|
||
46 |
Европейский Юг – Северный Кавказ
Поволжье
|
Северный Кавказ |
1 |
Лекция |
Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь выявлять и анализировать условия для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь определять факторы развития и сравнивать специализации пищевой промышленности и Европейского Юга и Поволжья |
Фронтальный |
|
|
47 |
Хозяйство Северного Кавказа
|
1 |
Практикум |
Работа с карточками |
|
|
||
48 |
Поволжье. ГП. Население |
1 |
Семинар |
Сообщения учащихся |
|
|
||
49 |
Хозяйство Поволжья |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№ 11 «Составлен эконом-геогр хар-ки пром узла» |
|
||
50 |
Урал
|
Урал. ЭГП, природные ресурсы, население |
1 |
Исследова ние |
Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь составлять характеристику района; определять тенденции хозяйственного развития Северного Урала; оценивать экологическую ситуацию в разных частях Урала и предлагать пути решения экологических проблем |
Характеристика района |
|
|
51 |
Хозяйство Урала |
1 |
Семинар |
Сообщения учащихся |
|
|
||
52 |
Итоговый урок по теме «Западная зона» |
1 |
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
|
IV четверть
Наименован раздела |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Практическая работа |
Дата |
|
53 |
Азиатская Россия |
Восточный макрорегион – Азиатская Россия |
1 |
Путешест вие |
Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь оценивать природные условия Западно-Сибирской равнины для жизни и быта человека; составлять характеристики одного из ТПК Восточной Сибири; выделять на карте индустриальные, транспортные, научные, деловые, финансовые, оборонные центры Дальнего Востока |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|
54 |
Западная Сибирь |
1 |
Лекция |
Составление сводной таблицы |
|
|
||
55 |
Экономика Восточной Сибири |
1 |
Практикум |
Самостоятельная работа |
|
|
||
56 |
Дальний Восток |
1 |
Практикум |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|
||
57 |
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№12 «Составлен хар-ки одного из ТПК Восточного макрорегиона» |
|
||
58 |
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№13 «Сравнител хар-ка регионов, входящих в состав России» |
|
||
59 |
Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»
|
1 |
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
|||
60 |
Новые Независимые Государства |
Страны ближнего зарубежья
|
1 |
Лекция |
Знать/понимать место России среди стран мира; главные внешнеэкономические партнеры страны |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|
61 |
Взаимосвязи России с другими странами |
1 |
Семинар |
Выступления учащихся по проблемам |
|
|
||
62 |
География Брянской области
|
|
1 |
Практикум |
Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства своей области, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь определять по картам ГП своей области; давать хозяйственную оценку природных условий и ресурсов; определять по картам плотность и особенность размещения населения области; составлять картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристики ТПК, промышленных узлов своей области
|
Практическая работа |
№14 «Определение ГП своей области» |
|
63 |
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал области |
1 |
Лекция |
Составление картосхемы |
|
|
||
64 |
Население области |
1 |
Практикум |
Работа с картами области |
|
|
||
65 |
Хозяйство Брянской области |
1 |
Практикум |
Анализ карт области |
|
|
||
66 |
Специализация АПК области |
1 |
Практикум |
Составление таблицы |
|
|
||
67 |
Экологические, демографические, социально-экономические проблемы обл |
1 |
учебная дискуссия
|
Сообщения учащихся |
|
|
||
68 |
Итоговое повторение раздела «Районирование России. География крупных регионов» |
1 |
Обобщение и контроль |
Работа в группах |
|
|
Тематическое планирование
I четверть
Наименован раздела |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Вид контроля |
Практическая работа |
Дата |
|
1 |
Введение Новое полит-гос устройство на территории бывшего СССР. Геополитическое положение России |
Введение. Место России в мире |
1 |
Изучение н/материала |
Фронтальный |
|
|
2 |
Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение |
1 |
Практикум |
Работа с к/к и картами атласа |
|
||
3 |
Политико-администратиное устройство России |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№1 « Обозначен на к/к республик в составе РФ» |
|
|
4 |
Население РФ
|
Население России. Численность и естественный прирост |
1 |
Комбинированный |
Фронтальный. индивидуальный |
|
|
5 |
РФ – многонациональная страна
|
1 |
Семинар |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|
|
6 |
Миграции населения. Расселение население |
1 |
|
Работа с картами и схемами учебника |
|
|
|
7 |
Городское и сельское население
|
1 |
Практикум |
Работа с таблицей |
|
||
8 |
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№2 «Работа с картой плотности населения и стат. показателями» |
|
|
9 |
Итоговый урок по теме «Население России» |
1 |
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
|
|
10 |
Экономика Российской Федерации
|
Хозяйство России |
1 |
Актуализа ция ЗУН |
План Работа с картами |
|
|
11 |
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России |
1 |
Практикум |
Заполнение таблицы |
|
||
12 |
Роль и место России в международной экономике. Перспективы развития России |
1 |
Семинар |
Работа по вопросам семинара |
|
|
|
13 |
|
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№3 «Определ-е по статистическ материалам тенденций изм-я числа занятых в сфере хозяйства» |
|
14 |
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география |
Научный комплекс – вершина экономики |
1 |
Семинар |
Сообщения учащихся |
|
|
15 |
Машиностроительный комплекс |
1 |
Лекция |
Фронтальный Работа с картами |
|
||
16 |
Факторы размещения отраслей машиностроения |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№4 «Определен по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения» |
|
II четверть
Наименован раздела |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Вид контроля |
Практическая работа |
Дата
|
|
17 |
|
Военно-промышленный комплекс |
1 |
Семинар |
Сообщения учащихся |
|
|
18 |
Топливно-энергетическ комплекс
|
Роль и особенности ТЭК |
1 |
Лекция |
Составление катросхемы |
|
|
19 |
Угольная промышленность |
1 |
Актуализа ция знаний и умений |
Характеристика отрасли |
|
|
|
20 |
Топливная промышленность (нефтяная, газовая) |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№5 «Хар-ка одного из районов добычи нефти, угля или газа» |
|
|
21 |
Электроэнергетика России |
1 |
Практикум |
Характеристика отрасли |
|
|
|
22 |
Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ
|
Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс |
1
|
Лекция Практикум
|
Характеристика отрасли |
|
|
23 |
Черная металлургия |
1 |
Актуализа ция ЗУН |
Характеристика отрасли |
|
||
24 |
Цветная металлургия. Металлургия Брянской области |
1 |
Актуализа ция ЗУН |
Характеристика отрасли |
|
|
|
25 |
Химическая промышленность |
1 |
Исследова ние |
Самостоятельная работа |
|
|
|
26 |
Лесная промышленность |
1 |
Исследова ние |
Составление каросхемы |
|
||
27 |
Агропромышлен ный комплекс |
Состав и значение АПК Земледелие и животноводство |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№6 «Составление типовой схемы АПК» |
|
28 |
Пищевая и легкая промышленность
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№7 «Определение эффективности отраслей пищевой пром-ти» |
|
|
29 |
Инфраструктур ный комплекс
|
Состав инфраструктурного комплекса. Транспорт |
1 |
Изучение н/знаний |
Фронтальный. индивидуальный |
|
|
30 |
Виды транспорта |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№8 «Хар-ка одной из транспор тных магистралей |
|
|
31 |
Связь, сфера обслуживания |
1 |
Комбинированный |
Фронтальный. индивидуальный |
|
||
32 |
|
Итоговый урок по теме «Межотраслевые комплексы» |
|
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
|
III четверть
Наименован раздела |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Вид контроля |
Практическая работа |
Дата |
|
33 |
Территориальная организация и районирование России. Центральная Россия
|
Экономическое районирование России |
1 |
Лекция |
Фронтальный. индивидуальный |
|
|
34 |
Западный макрорегион – европейская Россиия |
1 |
Лекция с эл беседы |
Работа по карточкам |
|
|
|
35 |
Центральная Россия . ЭГП, население |
1 |
Лекция с эл беседы |
Работа по карточкам |
|
|
|
36 |
Экономика Центральной России |
1 |
Практикум |
Работа с таблицей |
|
||
37 |
1 |
Обобщение и контроль |
Практическая работа |
№9 «Изучение внешних террит.-произв. связей России» |
|
||
38 |
Московская столичная агломерация |
1 |
Формирова ние новых знаний |
Фронтальный Работа с к/к и картами атласа |
|
||
39 |
Узловые районы Центральной России. |
1 |
Семинар |
Сообщения учащихся |
|
|
|
40 |
Северо-Западная Россия
|
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы |
1 |
Лекция |
Анализ карт атласа |
|
|
41 |
Северо-Западный район |
1 |
Лекция |
Анализ карт атласа |
|
|
|
42 |
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№10 «Составл-е экономико-гегр хар-ки района» |
|
|
43 |
Итоговый урок по теме «Центральная Россия» |
1 |
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
|
|
44 |
Европейский Север
|
Европейский Север. Природа |
1 |
Актуализа ция ЗУ |
Составление картосхем |
|
|
45 |
Хозяйство Европейского Севера |
1 |
Исследова ние |
Работа с таблицей |
|
|
|
46 |
Европейский Юг – Северный Кавказ
Поволжье
|
Северный Кавказ |
1 |
Лекция |
Фронтальный |
|
|
47 |
Хозяйство Северного Кавказа
|
1 |
Практикум |
Работа с карточками |
|
|
|
48 |
Поволжье. ГП. Население |
1 |
Семинар |
Сообщения учащихся |
|
|
|
49 |
Хозяйство Поволжья |
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№ 11 «Составлен эконом-геогр хар-ки пром узла» |
|
|
50 |
Урал
|
Урал. ЭГП, природные ресурсы, население |
1 |
Исследова ние |
Характеристика района |
|
|
51 |
Хозяйство Урала |
1 |
Семинар |
Сообщения учащихся |
|
|
|
52 |
Итоговый урок по теме «Западная зона» |
1 |
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
|
IV четверть
Наименован раздела |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Вид контроля |
Практическая работа |
Дата |
|
53 |
Азиатская Россия |
Восточный макрорегион – Азиатская Россия |
1 |
Путешест вие |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|
54 |
Западная Сибирь |
1 |
Лекция |
Составление сводной таблицы |
|
|
|
55 |
Экономика Восточной Сибири |
1 |
Практикум |
Самостоятельная работа |
|
|
|
56 |
Дальний Восток |
1 |
Практикум |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|
|
57 |
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№12 «Составлен хар-ки одного из ТПК Восточного макрорегиона» |
|
|
58 |
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№13 «Сравнител хар-ка регионов, входящих в состав России» |
|
|
59 |
Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»
|
1 |
Обобщение и контроль |
Тестирование |
|
||
60 |
Новые Независимые Государства |
Страны ближнего зарубежья
|
1 |
Лекция |
Работа с к/к и картами атласа |
|
|
61 |
Взаимосвязи России с другими странами |
1 |
Семинар |
Выступления учащихся |
|
|
|
62 |
География Брянской области
|
|
1 |
Практикум |
Практическая работа |
№14 «Определение ГП своей области» |
|
63 |
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал области |
1 |
Лекция |
Составление картосхемы |
|
|
|
64 |
Население области |
1 |
Практикум |
Работа с картами области |
|
|
|
65 |
Хозяйство Брянской области |
1 |
Практикум |
Анализ карт области |
|
|
|
66 |
Специализация АПК области |
1 |
Практикум |
Составление таблицы |
|
|
|
67 |
Экологические, демографические, социально-экономические проблемы обл |
1 |
учебная дискуссия
|
Сообщения учащихся |
|
|
|
68 |
Итоговое повторение раздела «Районирование России. География крупных регионов» |
1 |
Обобщение и контроль |
Работа в группах |
|
|