Тема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.
Учитель: Чередниченко Е.В.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели по содержанию:
— обучающие: формирование у обучающихся представления о классе оксидов, умение их называть и классифицировать;
— развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
— воспитывающие: развитие мотивации к предмету химия, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты учебного занятия:
— Предметные: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, классифицировать, описывать физические свойства оксидов.
— Метапредметные :
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
— Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
2 |
1.этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: способствовать успешной подготовке учащихся к решению учебной проблемы. Создать благоприятный психологический настрой на работу |
На доске написан эпиграф: «Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает». В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете? Учитель организует работу в группах.(РегУд)
|
1Обсуждают эпиграф Высказывают мысли-гипотезы (ЛогУД) 2.Предлагают работать в группах.
|
||||
3 |
2.этап актуализации имеющихся знаний Цель: актуализация имеющихся знаний: развитие внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения. |
Фронтальная беседа по теме «Степень окисления» Определите степени окисления элементов в указанных соединениях:
|
Вспоминают определение «Степень окисления». В тетрадях выполняют задания на нахождение степеней окисления, (ПозУД)анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку.(КомУД) |
||||
4 |
3.этап Создание проблемной ситуации и целепологания. Цель:формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. Через сравнивание веществ подвести учащихся к теме урока |
Проблемная ситуация Подумайте, как можно назвать вещества, которые состоят из двух элементов и в которых есть кислород? Как их можно классифицировать? Все ли данные вещества являются оксидами?
Какая цель нашего урока?
|
Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока (РегУД) |
||||
5 |
4.этап планирования Цель:формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. |
Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся. |
Планируют свою работу.(РегУД) Работают с учебником §18, стр.89-91 (ПозУД) Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатура оксидов, определение, их классификация, распространение в природе) (КомУД) |
||||
6 |
5.Этап: «Открытие» нового знания Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к общению |
Вопросы по названию веществ: электроположительный элемент проявляет различные ст.окисления –как это отражается в названии? Почему ОF2 не является оксидом? |
Обсуждают в группах вопросы. Обосновывают ответ, представители сообщают о результатах выполнения задания, чтобы развивалась монологическая речь (КомУД) |
||||
7 |
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Самостоятельная работа 1(Базовый уровень) Заполнить таблицу «Важнейшие оксиды» |
Работают с учебником, просмотр презентации «Важнейшие оксиды» §18, стр.91-95.(ПозУД) просмотр презентации «Важнейшие оксиды» Записывают в тетрадях. Проверяют материал по эталону.(РегУД) Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). |
||||
Формула вещества |
Название |
Нахождение в природе |
Свойства |
Применение |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
2(Повышенный уровень) Распределите вещества (из таблицы) по группам. |
|||||||
|
|
|
|
||||
9 |
8.Этап: Информация о домашнем задании Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
§18, упр. № 1 , № 2 Поясняет выполнение заданий.
|
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. |
||||
10 |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы. Что изучали сегодня на уроке? Кто желает сформулировать определение оксидов. На какие группы делятся оксиды? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.
|
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее понравившиеся и трудные эпизоды урока. (ПозУД)Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы одноклассников, группы (КомУД) |