Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам» 3 класс

МБОУ «Райковская СОШ им.Н.И.Носова»

Номинация: начальные классы

Предмет: русский язык

Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам»

Горн Нина Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Райковская СОШ им.Н.И.Носова»

2014год

Учебно – методическая разработка урока русского языка

Тема: изменение имен существительных по падежам

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель: дать первоначальное представление о склонении имён существительных

Задачи:

обучающие: формировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.;

развивающие: развивать умения определять падежи существительных, изменять существительные по падежам, определять склонение, ставить вопросы, анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

воспитательные: создавать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками ,совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной ,богатой.

Оборудование: компьютер, мультипроектор для показа презентации, опорные таблицы.

Н.А.Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 1.-М.: академкнига,2008г.

Данный урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений и навыков. Урок является первым из отведенных часов по теме: «Знакомство с падежами». Урок построен с применением деятельностного подхода с применением ИКТ. На уроке учащиеся знакомятся с понятием «падеж», с названиями падежей, с падежными вопросами и со способами определения падежей.

В классе обучается 17 учащихся, из которых 6 человек с более высоким уровнем подготовки, 5 со средним и 6 с низким уровнем. Методы обучения: словесные ( работа с текстами учебника, устное сообщение, диалог) частично – поисковый метод ( поиск необходимой информации по словарю).

Актуализация данного урока обусловлена важностью изучения имени существительного, обогащения словаря младшего школьника, выработки у них умения понимать, правильно произносить и точно употреблять, а также грамотно писать слова данной части речи.

I.Организационный момент

«Добрый день, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами! Желаю вам хорошего настроения! Пожелаем друг другу добра и любви, успехов на уроке!

II.Настрой на урок

1)Гимнастика для ушных раковин и пальцев рук ( растирание рук, промассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину).

2) Мелкая моторика пальцев рук ( гимнастика для пальцев рук.)

3) логопедическая разминка(работа с язычком).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

III.Минутка чистописания

Лллле лес

Лес, лесник, лесок

— Что можете сказать о словах?

-Как вы это определили, по каким признакам?

Письмо по памяти

( однокоренные).

( имеют общий корень)

IV.Введение в тему

— Прочитайте задание к упражнению № 58

-Как, вы думаете, в каком предложении слово кошка подлежащее?

-Как вы думаете, в какой форме стоит этот слово?( если дети затрудняются, вспоминаем начальную форму слов.)

— В каких предложениях слово кошка является второстепенным членом предложения?

-Как вы думаете, это родственные слова или другая форма слова?

Ребята, как вы определяете, что это другие формы слова: по вопросам или по окончаниям?

-Слово кошка в какие словосочетания входит?

-На какие вопросы отвечает слово кошка в словосочетаниях?

-Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах?

Уточняем: ИЗМЕНЕНИЯ одного и того же слова по команде вопросов называется его ПАДЕЖАМИ.

-Сколько предложений в тексте?

-Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?

Уточняем: имена существительные могут отвечать на вопросы: Кто?, Что?и т.д.

При изменении существительного по вопросам меняется его ОКОНЧАНИЕ

Чтение текста. Учебник № 58

Слайд №2

-в первом предложении

-в начальной форме

( выслушиваются ответы детей и подводим к правильному ответу)

-второстепенным членом является во2-4 предл.

добиваюсь правильного ответа ( другие формы, (меняется окончание)

ответы детей ( уточняем)

-по вопросам и окончаниям

-(скучает без кошки, налил кошки, напоил кошку, подружился с кошкой, рассказал о кошке)

-без кого? кому?кого? с кем? о ком?

— разные окончания в словах, разные вопросы

Слайд №3

— шесть предложений

-шесть вопросов

читаем на слайде №4

V. Подведение к теме урока.

-Ребята, какую работу мы с вами выполняли, чем занимались?

-кто из вас знает, как можно заменить это выражение?

— Правильно, молодцы!

Изменение имен существительных по вопросам называется СКЛОНЕНИЕМ или ИЗМЕНЕНИЕМ по ПАДЕЖАМ

Работаем с учебником.

-Прочитайте подсказку Летучей Мыши на странице 70

-изменяли существительное по вопросам

( если затрудняются, повторяем и подводим к правильному ответу)

-выслушать ответы детей

показ слайда №3 ( повтор)

Чтение текста детьми

— — Хочу вас обрадовать, — сказала АнишитЙокоповна. — с этими двумя падежами вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. А слово в начальной форме — это и есть слово в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже! В начальной форме оно как бы даёт ИМЯ всякому предмету.

— А откуда мы знаем родительный падеж? — спросила Маша.

— РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж показывает первое изменение формы слова, — ответила Анишит Йокоповна.

Есть кто? что? кот (И.п.)

Нет кого? чего? кота (Р.п.)

VI.Целеполагание и мотивация

-Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном, повторим то, что знаем и узнаем новые знания.

-ответы детей

VII. Изучение нового материала

1)Работа с Толковым словарём

-Откройте словарь. Найдите любое слово, обозначающее предмет.

-Назови формы его И.п. Р.п.

-Для запоминания падежей обратимся к шуточной присказке.

Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову: (толковый словарь)

— первая помета показывает окончание в Родительном падеже,

-вторая – род существительного.

-Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье.

2) Знакомство с названиями падежей.

Чтение сказки Е.Мережинской «Откуда пришли названия падежей».

-Задали вопрос падежам:

-Зачем вы нужны существительным?

Без нас никак нельзя .Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении.

— А как именно?

— указываем, на отношения действия и места (идти лесом, сидеть на стуле) действия и орудия (бить молотком, рисовать карандашом,) действия объекта( читать книгу, собирать ягоду и т.д.)

-На слайде вы видите, как записаны все падежи и их сокращенное обозначение.

3)Знакомство с приемами запоминания падежей.

4) коллективное заполнение таблицы.

-Заполним с вами 1-ю колонку таблицы, что мы с вами уже знаем по нашей теме урока.

Что еще хотите узнать сегодня на уроке? Запишите во второй столбик таблицы.

— Третью колонку заполните в конце урока.

5) Познакомимся со способами определения падежей .

— Чтобы правильно определить падеж, очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

-Ребята, очень многие люди для того, чтобы правильно определять падежи применяют слова – помощники. Эти слова – помощники дружат с падежами. Эти слова – помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем мысленно.

— Посмотрите, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах. ( стр.71 таблица)

-Есть ли одинаковые вопросы?

-В каких именно парах падежей?

-Как проверить какой это падеж?

-Чтобы не ошибаться в определении падежей помогаем словами: есть, нет, дам ,вижу восхищаюсь, думаю о.

Р.п.——-нет кошки

В.п.——-вижу кошку

6)Познакомимся с алгоритмом определения падежей.

1)определить словосочетание, в которое входит это слово;

2поставить вопрос к этому слову от слова – командира;

Проверить, какой именно это падежный вопрос.

7)Упражнения в определении падежей имен существительных.

-Задание: на листочках записаны пословицы и предложения. Необходимо расставить их так, чтобы слово « дело» изменялось по падежам последовательно. Определить, в каком падеже стоит слово « дело».

-Сколько предложений в тексте?

-Сколько вопросов поставлено к формам слова дело?

-Какой вид работы мы с вами выполняли?

-Как называется изменение существительных по вопросам?

— Что изменяется в словах при изменении по падежам?

9) Рефлексия.

— Что мы называем склонением?

-Сколько падежей в русском языке?

-К какому падежу относится существительное в начальной форме?

-Заполните третий столбик таблицы «Узнал новое»

Работают со словарем №5

Слайд № 6 чтение

Участвуют в совместной работе по открытию нового знания

Показ слайда №7

Слайд №8

Слайд №9

-поставить вопрос к этому слову от слова – командира

-проверить какой это вопрос

( при затруднении повторяется, уточняется, подводится к правильному ответу)

Слайд №10

да в Р.п и В.п.

в Р.П. и В.П.

слайд №11

Слайд №12

Работа в парах.

Слайд №13

У него дело из рук валится.

Без дела жить – только небо коптить.

Делу – время, потехе – час.

За правое дело – стой смело.

За делом и день пролетит незаметно.

ответы учащихся

-изменяли существительное по вопросам

-склонением по падежам

-изменяется окончание ( уточнять, повторять, добиваться правильных ответов т.е. осознания материала)

Ответы детей

VIII. Итог урока

-Все было понятно на уроке?

-Кому было трудно? Было непонятно?

-На следующих уроках мы продолжим работу по этой теме.

Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе.

Домашнее задание: стр.73 з.60

Рефлексия. Оценка своей работы.

Слайд №14

Список литературы

1.Н.А.Чуракова.Русский язык: учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 1.-М.: академкнига,2008г.

2.Методическое пособие для учителя по русскому языку. 3класс.В.Г.Чуракова.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *