Технологическая карта по истории Древнего мира в 5 классе
Урок 49. Древнейший Рим
способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян; создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнейшем Риме; содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника |
|
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые результаты (предметные) |
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные результаты |
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традиции, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные результаты |
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии |
Древнейший период. Местоположение и природа Апенинского полуострова. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Основание Рима (753 г. до н.э.). Положение патрициев и плебеев. Рим эпохи царей. Восстание римского народа против Тарквиния Гордого. Весталка, патриций, плебс, легенда, ликтор, сенат, Народное собрание, царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем, Тарквиний Гордый |
Образовательные ресурсы |
Карты: «Древний Рим», «Древнейшие государства», «Древнейшая Греция». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Схема «Управление в Древнем Риме царского периода» |
Организационная структура урока
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
формы контроля |
||
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
||||
ционный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
|
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой
|
-Сегодня мы познакомимся с Древним Римом. Рим — один из древнейших городов Европы. В наши дни Рим – столица государства Италия. В древности словом «Рим» назвались и город, и государство. Нередко древнее государство и его главный город назывались одинаково. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль |
Называют и показывают на карте местоположение древнейших городов-государств: Афины, Спарта, Вавилон |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия; учатся работать по плану. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию |
Беседа, работа с картой |
Местоположение и природа Апенинского полуострова |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, проблемный. Рассказ, беседа, работа с картой
|
Обращает внимание на очертания Апенинского полуострова. Знакомит с местоположением и природой полуострова. Предлагает сравнить природные условия Апенинского и Балканского полуострова (см. Приложение 1) |
Показывают на карте и описывают местоположение Апенинского полуострова. Осуществляют сравнение природных условий Апенинского и Балканского полуостровов |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные: слушают, и понимаю речь других |
Беседа по вопросам, работа с картой |
Легенда о возникновение Рима |
Фронтальная. Словесный. Комментированное чтение, беседа |
Предлагает в ходе комментированного чтения познакомиться с легендой о возникновении Рима. Организует беседу по вопросам к п. 1 § 44 |
Находят ответы на вопросы в тексте |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Беседа по вопросам |
Город на семи холмах и его обитатели |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, работа с иллюстрациями |
Рассказывает об основании Рима, условиях жизни и занятиях населения, опираясь на иллюстрации |
Характеризуют условия жизни и занятия населения Рима |
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Беседа по вопросам |
Устройство римского общества, управление в древнейшем Риме |
Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, таблицей, беседа |
Предлагает. Работая с текстом п. 3 § 44, заполнить таблицу (см. Приложение 2), составить рассказ по схеме (см. Приложение 3) |
Заполняют таблицу, составляют рассказ по схеме |
Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умеют работать в группе |
Таблица, рассказ по схеме |
|
Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Работа с картой, иллюстрацией, беседа, рассказ |
Организует работу с заданием к § 44: «Поработайте с картой», «Опишите рисунок», «Подумайте» |
Находят на карте и называют племена Древней Италии, описывают область, в которой расположено Римское государство. Отвечают на вопросы |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других |
Работа с картой, беседа по вопросам, рассказ |
|
Фронтальная. Словесный. Сообщения учителя |
Комментирует задание. § 44. Задания 55, 57 в рабочей тетради, по контурной карте (№ 56) |
Воспринимают задание, уточняют, записывают в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания в рабочей тетради, контурная карта |
Приложение 1
-
Сходство
Различия
-
Морское положение
-
Обилие тепла
-
Размеры территории.
-
Горы.
-
Реки.
-
Почвы.
-
Дожди
-
Приложение 2
-
Вопросы для сравнения
Патриции
Плебеи
Определение
Потомки древних людей Рима
Люди, переселившиеся в Рим из других мест
Пользование общественной землей
Пользовались общественной землей
Не пользовались общественной землей
Участие в управлении Римом
Участвовали в управлении Римом
Не участвовали в управлении Римом
Приложение 3
-
УПРАВЛЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
патриции
сенат
народное собрание
царь
плебеи