Технологическая карта урока
География, 9 класс |
||||||||||||||
ФИО учителя |
Коваль Любовь Анатольевна |
|||||||||||||
Тема урока |
Транспорт России |
|||||||||||||
Место и роль урока в изучаемой теме |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России»
|
|||||||||||||
Цель урока |
Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами |
|||||||||||||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
|||||||||||
Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом. |
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся. |
воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.
|
||||||||||||
Планируемые результаты |
Сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового материала, умения сопоставлять различные тематические карты, сформировать знания по теме «Транспорт России» |
|||||||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||||||||||||
Вид урока |
|
|||||||||||||
Используемые технологии |
Информационно – коммуникационные, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии. |
|||||||||||||
Учебно-методический комплекс |
Источники информации |
Оборудование |
Дидактическое сопровождение |
Материалы для познавательной деятельности ученика |
||||||||||
«География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс
|
Презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска |
Карточки со статистическими данными, индивидуальные задания |
Статистический материал |
|||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||||
Название этапа урока |
Длительность, мин. |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД* |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Ожидаемый результат |
||||||
I.Организа-ционный и мотивационный момент |
2 мин. |
Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в ходе урока. |
|
|
Ф |
Проверяет готовность уч-ся к уроку, информирует о дом. задании. |
Готовит рабочее место, Вклеивают в дневники листочки с дом. заданием |
Полная готовность класса и оборудования. |
||||||
II. 1. Актуализация полученных ранее знаний и умений |
10 мин. |
Активизация опорных знаний и умений. |
Крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальнего Востока – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат. Задача для учащихся |
Проблемный, частично-поисковый |
Ф, П, Г |
Ставит проблемную задачу |
Приступают к решению проблем, опираясь на карты атласа и полученные ранее знания. Приводят доказательства на поставленные вопросы |
Показать знание факторов, влияющих на размещение предприятий промышленности, умение анализировать тематические карты. Должны выявить, что одним из факторов является транспортный. |
||||||
2. Подготовка к изучению нового материала
|
1 мин |
Акцентирование внимания учащихся на изучение нового материала |
|
|
Ф |
Называет тему урока |
тему урока, записывают в тетрадь, формулируют цель урока |
|
||||||
III. Изучение нового материала
|
2 мин |
|
Выражение «Транспорт – кровеносная система страны» «транспорт» |
|
Ф
Ф |
Читает выражение
Озвучивает термин |
Доказывают правильность этого высказывания, Записывают термин в тетрадях |
Показать умение рассуждать, анализировать, сравнивать |
||||||
Работа в группах
|
23 мин |
Познакомить уч-ся с составом транспортного комплекса, его ведущими отраслями, рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта, проанализировать географию различных ведущих видов транспорта России; совершенствовать умение учащихся анализировать информацию, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы. |
Понятие «Транспорт», виды транспорта, показатели работы транспорта, задачи, которые решает транспортный комплекс, обеспеченность транспортными путями европейской и азиатской частей страны, основные магистрали.
Термин «транспортная система»
|
Частично-поисковый, картографический, метод работы в группах, приемы работы с текстовой информацией – составление схем
|
Г
Ф |
Ставит перед группами задачи
Озвучивает термин
Подводит детей к выводу
|
Работают в группах с картами атласа, текстом учебника, составляют схему, делают выводы. Демонстрируют подготовленные материалы, схемы,
Делают вывод о недостаточной обеспеченности транспортной сетью территории страны «Эксперты» предоставляют отчет о проделанной экспертизе представленных объектов
|
1гр, — Выявляют составляющие понятия «транспорт», 2гр – обозначают задачи, которые решает транспортный комплекс; 4гр – используя текст учебника, составляют схему «виды транспорта»; 3гр – используя текст учебника, выделяют показатели транспорта; 6гр – работают с картой «Автомобильный и воздушный транспорт», сравнивают плотность автомобильных дорог в европейской и азиатской частях России, 7 гр — работают с картой «Водный транспорт», сравнивают обеспеченность водными путями европейской и азиатской частей России, их роли в экономике. 5гр – работают с картой «Железнодорожный транспорт», выявляют обеспеченность транспортными путями территории страны, определяют основные магистрали;
|
||||||
Работа в парах |
7 мин |
Познакомить школьников с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития |
|
Поисковый, работа с текстом |
Г |
Организует работу учащихся |
Работают с текстовой информацией, заполняют таблицу |
Выявляют роль различных видов транспорта в хозяйстве, ведущий вид транспорта. |
||||||
IV. Подведение итогов |
2 мин |
Закрепить знания, полученные в ходе изучения нового материала |
|
Эвристическая беседа |
Ф |
Задает вопросы, нацеливает учащихся на вывод. |
Делают вывод |
|
||||||
Диагностика результатов урока |
Сформировано представление у школьников о транспортном комплексе России, его ведущих отраслях, их значении в уровне развития регионов страны, об обеспеченности транспортными путями отдельных территорий. Отработано умение учащихся анализировать информацию, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы.
|
|||||||||||||
Домашнее задание |
1 уровень – п. 30 («География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс) 2 уровень – п. 30, составить таблицу «Влияние природных условий на работу транспорта) 3 уровень – п. 30, подготовить сообщение «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный) Индивидуальное задание – п. 30, подготовить сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
6