Сценарий «Античность. Древняя Греция»

Урок окружающего мира по теме «Античность. Древняя Греция».

Цели урока:

  1. Обобщить знания обучающихся по теме: «Античность. Древняя Греция».

  2. Систематизировать исторические понятия.

  3. Работать над развитием и обогащением словарного запаса.

  4. Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом и на современном этапе.

  5. Формировать у обучающихся активную жизненную позицию, гражданско-патриотические и духовно-нравственные качества.

Оборудование: презентация (Приложение).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, урок окружающего мира.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: — Каким бы вы хотели видеть наш урок? (интересным)

— От чего это зависит? (от нас, от активности, ответов, от того как вы будете слушать и отвечать)

Заполнение листа успеха. Поднимите руки, кто получил все плюсы по первому вопросу? по второму вопросу?

-Я желаю вам, чтобы урок прошел с пользой, и вы пополнили свои знания.

3. Проверка домашнего задания. Итак, посмотрим, что же вы знаете о древних государствах. Проверяем домашнее задание. Задание на выбор.

  1. На «3» Соедини стрелкой описание и государство.

Благодаря водам Нила люди развили сельское хозяйство, огромные пирамиды. Кроме того, они изобрели папирус, внесли огромный вклад в область медицины и других наук.

Шумер

В нем развивалось множество ремесел. Построили знаменитую Вавилонскую башню.

Древний Египет

Первыми придумали, как записать слова и мысли. Писали на глиняных дощечках. Они придумали клинопись.

Вавилон

На «4» Подпиши, чем прославились древние государства

Шумер

Ответ:Создание письменности-клинописи Изобрели колесо

Луг, плуг

Древний Египет

Ответ:Изобрели папирус

Построили пирамиды

Иероглифы

Лодки из стеблей тростника

Научились делать кирпичи и строить из него дома

Вавилон

Ответ:Вавилонская башня

Сведения по астрономии

Мыло кожа

На «5» Подпиши, чем прославились древние государства

(Про Индию и Китай — заполнить хотя бы одну)

Индия

Ответ:иероглифы

Гончарное ремесло, гончарный круг

Сталь, бронза

  • Одомашнили буйволов и слонов

  • шахматы

  • сахар из тростника

  • ткани из хлопка

  • арабские цифры

Китай

Ответ:Пергамент — обработанная кожа животных

Бумага. Шелк. Порох. Компас. Фарфор и чай.

Д! Подумайте, что дала человеку письменность. Где используются, кроме транспорта, колеса и колесики? Итог по д,з

4. Изучение нового -А кто получил минусы в листе успеха? Почему? Кто догадался, какова тема урока? ( Тема урока на доске «Античность. Древняя Греция и Древний Рим».

Работа в парах: Подумайте и скажите: «Что обозначает слово «античность»? Прочитайте 1 абзац стр 58.

( Античность – это мир древней Греции и древнего Рима. Анти́чность[1] (в переводе с  лат.  — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима.

Учитель: Сегодня мы с Вами совершим путешествие в Древнюю Грецию и Древний Рим, узнаем много нового и выясним, что они подарили миру.

-Работа в парах

Исследуем, географическое положение Древней Греции и Древнего Рима (слайд) — Где находились? Стр 62 Греция находилась на Балканском полуострове. Рим-на Аппенинском полуострове. Покажите в учебнике на карте с 62.

— Каковы же были географические условия этих государств?

Прочитайте текст стр 58, отметьте географические условия. Д! На листах – чем прославились эти государства?

Проверка работы в парах: Каковы же были географические условия этих государств. Что они дали миру.

(В Греции жаркое лето и прохладная зима. Местность гористая. Мало рек. Осадки выпадают нерегулярно, поэтому здесь выгоднее заниматься скотоводством, чем земледелием. Греки разводили быков для обработки земель, лошадей для езды в колесницах, овец и коз для получения шерсти, молока. Выращивали хлеб, овощи, виноград и оливы.

Греция омывается морем. Поэтому греки занимались рыболовством. Вели торговлю через море, занимались мореплаванием.)

-Д! Чем прославилась Греция? (Слайд)

  1. Олимпийскими играми.

  2. В Греции зародились многие науки.

  3. В Древней Греции изобрели алфавит. Греческий алфавит стал впоследствии основой для других алфавитов.

Физкультурная минутка «Олимпийские игры». Закройте глаза, представьте, что мы с вами на «машине времени» перемещаемся в античный мир Древней Греции, и нам предстоит участвовать в олимпийских играх. Нам надо подготовиться! Коля будет нас тренировать!

Мы атлеты-олимпийцы.
Мы бежим быстрее ветра,
Прыгаем на целый стадий.
Наши копья, наши диски
Вдаль летят до края света,
С шумом падая на землю
Возле самых ног Атланта.

Мы с Вами в Древней Греции. (Слайд)

-Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много полисов-государств. Полис – это город- государство внутри государства.

-Как вы думаете, какие полисы были самыми большими? (Афины и Спарта).

-Почему город получил название Афины узнаем из мифа? (Миф об Афине и Посейдоне. (Слайд)

Чтение мифа коллективно.

Учитель: Как возникла Спарта? (Слайд) Читает ученик Спарта является древнейшим городом Греции. Она возникла вдали от моря, в долине реки. Спартанцы захватили эту землю и подчинили себе местные племена. Эти племена и обрабатывали земли спартанцев. На землях этих выращивали хлеб, овощи, оливки, виноград. Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие — военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены.

Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются храбрые воины. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено. Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной (например: похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока). Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

Учитель: Посмотрите на рисунок. (Слайд 19)

-Проблема: Ваши предположения, из какого полиса эти дети?

Работа с учебником Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно прочитать стр 59-61. Прочитать, и заполнить карточку, что относится к воспитанию в Афинах, а что в Спарте.

Кто закончит, тот выполняет Д!

Проверка работы.

Общее ! воспитывали воинов, почиталась воинская доблесть, храбрость

Отличие – Спарта-лаконичность, осуждался театр, науки,

Афины- красноречие, ценились знания, искусство

-Что узнали из Д! Как воспитывались дети в Афинах? В Спарте?

-А сейчас мы узнаем, как обучались дети в Афинах? В Спарте? (Слайды)

 для чего готовили мальчиков в спортивных школах?

Ответы детей: Мальчиков готовили в спортивных школах для участия в Олимпийских играх. Вот несколько примеров как проходила подготовка. Мальчики бегали по полю, усыпанному толстым слоем песка. Ноги вязли в песке, и бежать было очень трудно.

Занимались борьбой. Победителем был тот, кто трижды положит на спину другого. Когда ученики усвоили приемы борьбы, они переходили к кулачному бою. Бойцам надевали на руки ремни, снабженные металлическими шишками. Кто много занимался кулачным боем, не боялся ран, побеждал в бою.

 Какие еще учебные заведения появились в Греции?

Ответы детей: Кроме частных палестр, были в Афинах и три школы-гимназии, Академии и Ликеи. На содержание их давали средства богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон, а Ликей – благодаря школе, созданной Аристотелем.

Когда молодые афиняне достигали 18 лет они шли на военную службу. Отныне мальчик считался совершеннолетним.

 Почему в Афинах учились только мальчики?

Ответ детей: Девочки в школе не учились. Их учила дома мать вести домашнее хозяйство.

 Итак, что общего было в обучении детей Афин и Спарты?

Ответ детей: И в Афинах и в Спарте дети учились с 7 лет, учили военному искусству

Учитель: Могли мальчики из Афин и Спарты встречаться и где?

Ответ детей: Да. На Олимпийских играх. (про Олимпийские игры с 7-23 февраля)

Работа в группах. Отгадать кроссворд

-(Слайд) Ребята, а в какой школе вы бы хотели учиться в Афинской или Спартанской и почему?

Учитель: Ребята, у меня в руках Конституция РФ. Вспомните, что обозначает это слово?

Ответ детей: Конституция – это основной Закон РФ. (Слайд 28)

Учитель: 2-я глава посвящена правам человека. Самым главным правом для вас является право на образование. У Вас счастливое детство, намного счастливее, чем у Афинских и Спартанских детей. Почему? (Слайд)

Ответы детей.

Учитель: Вы имеете право получать образование бесплатно.

В школе учатся мальчики и девочки. У вас равные права.

Вы должны гордиться нашей страной, которая заботиться о Вас.

Учитель: А теперь положите руки на парту, вытяните их, положите на них голову. Наше путешествие заканчивается, и мы стремительно возвращаемся назад в 21 век на урок в российскую школу.

IV. Итог урока. Заполнение листа успеха. У кого улучшились результаты?

Что расскажите своим родителям?

Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопрос, который звучал в начале урока «Что подарил нам Античный мир Греции?» (Слайд)

Ответы детей:

  1. Алфавит.

  2. Олимпийские игры.

  3. Обучение в спортивной школе.

  4. Обучение в музыкальной школе.

  5. Трехступенчатое образование (школа, лицей, гимназия).


V. Дом задание: стр 61-что подарил Древний рим

Д! продолжить кроссворд

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *