Структура рабочей программы по ФГТ

Структура рабочей программы педагога

Титульный лист

  • Название дошкольного образовательного учреждения.

  • «Согласовано: старший воспитатель Детского сада № 82 …

  • «Утверждаю: заведующий Детским садом № 82 ….

  • Название

  • Возрастная группа.

  • Должность.

  • ФИО педагогов.

  • Год.

I. Пояснительная записка

Основой для разработки РП стали следующие нормативно-правовые документы

  • — закон об образовании

  • — типовое положение о ДОУ

  • — ФГТ

  • — СанПин

Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В пояснительной записке особый акцент должен быть сделан на обоснование целесообразности разработки рабочей программы, соответствия данной программы целевому ориентиру ОУ (например: реализация специфики учреждения, реализация социального образовательного запроса т.д.).

Возрастная и индивидуальная характеристика контингента детей _________ группы

Сфера развития детей, виды деятельности

Особенности развития контингента детей

Возрастные особенности детей _______ -го года жизни

Индивидуальные особенности контингента детей ______ -го года жизни

Физическая

 Дается общая характеристика

(Дается качественная и количественная характеристика актуального состояния и развития детей группы по результатам оценки образовательных достижений в соответствии с образовательными областями).

Познавательно-речевая и т.д.

 

Вывод:

В сфере физического развития особое внимание следует уделить:

В сфере познавательно-речевого развития особое внимание следует уделить:

В сфере социально-личностного развития особое внимание следует уделить:

В сфере художественно-эстетического развития особое внимание следует уделить:

Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей (для старшего дошкольного возраста)

Цель РП:

Задачи:

Цели (с учетом основной цели ФГТ)

Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей…

Задачи (с учетом задач устава, приоритетного направления деятельности, с учетом региональной специфики)

  1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей…

  2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей…..

  3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье…….

  4. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей….

  5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей……

  6. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…

Особенности осуществления образовательного процесса (национально – культурные, демографические, климатические и др.)

Региональная специфика определена с учетом реализации задач «Примерной региональной программы образования детей дошкольного возраста», Екатеринбург: ИРРО. – 2008г.

РП строится на принципах (см. ФГТ, программы «Успех», «От рождения до школы):

II.Организация режима пребывания детей в группе

2.1 Ежедневная организация жизни и деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской

Ежедневная организация жизни и деятельности детей (режим дня)

2.2 Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

Модель организации образовательного процесса

План образовательной деятельности

Организация образовательного процесса (краткое описание)

Реализация каждой области включает:

  • цель образовательной области, задачи;

  • модель, схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями»;

  • программно-методическое обеспечение;

  • таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы.

Рабочая программа состоит из двух частей:

  1. обязательной части;

  2. части, формируемой участниками образовательного процесса.

Объем обязательной части определяется: с учетом возрастных категорий детей.

В основу структуры рабочей программы положены направления развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Реализация основных направлений развитие детей способствует достижению главной цели: воспитание и развитие ребенка.

Объем обязательной части составляет 80% времени, необходимого для реализации образовательной программы, рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

— образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

— самостоятельную деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ЧАСТЬ, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

1) видовое разнообразие учреждения, наличие приоритетного направления деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Объем части рабочей программы, формируемой участниками образовательного процесса составляет 20% общего объема образовательной программы.

Часть Образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности, реализуется с учетом специфики национально-культурных, климатических, географических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс, на основе «Примерной региональной программы образования детей дошкольного возраста», Екатеринбург: ИРРО.- 2008.

В группах для детей старшего дошкольного возраста, осуществляется приоритетная деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

План образовательной деятельности

Комплексно-тематическое планирование (см.программу «От рождения до школы»)

Учет интеграции

Реализация содержания рабочей программы с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, в совместных видах деятельности детей (ОД в РМ, СОВ)

Направление деятельности

Образовательная область

Интеграция с другими областями

Виды деятельности

Форма организации

Физическое

Здоровье

Социализация

Валеологические минутки

СОВ

Тренинг общения

СОВ

Гигиенические процедуры

ОД в РМ

Физическая культура

Безопасность

Взаимодействие с семьей в образовательном процессе по реализации основной общеобразовательной программы

Социальное партнерство и сотрудничество с окружающей средой по реализации рабочей программы (взаимодействие с социальными партнерами)

Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий

Выбор программ, методических пособий, технологий из вариативного перечня осуществляется с учетом реализации задач обязательной части и части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса по основным направлениям развития ребенка (содержательным областям), ориентированным на возрастную категорию детей и индивидуальные особенности их психофизического развития.

Направление развития детей

Образовательная область

Программы

Методические пособия

Технологии

Учебно-наглядные пособия

ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обязательная часть рабочей программы

Физическое направление развития

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

Социально-личностное направление развития

Социализация

Труд

Познавательно-речевое развитие

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое направление развития

Художественное творчество

Музыка

Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательного процесса

Физическое направление развития

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

Социально-личностное направление развития

Социализация

Труд

Познавательно-речевое развитие детей

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое направление развития

Художественное творчество

Музыка

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса

Физическая направленность

Социально-личностная

направленность

Познавательно-речевая

направленность

Художественно-эстетическая

направленность

Обязательная часть программы

Комплексная программа

«От рождения до школы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Направления развития детей

Образовательная область

Методические пособия, технологии

Физическое развитие

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса

Организация предметно-развивающей среды для реализации рабочей программы

Что такое развивающая среда, чему она способствует, принципы, модель построения и т.д.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграни­ченных центров, оснащенных большим количеством раз­вивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, разви­вающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер­жится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры есть практически везде.

Все материалы и все оборудование в группах организуется примерно по 10 областям — тематическим игровым центрам, что помогает детям, делает более организованной их игру и другую деятельность.

Развивающие центры группы

Образовательные области. Образовательные задачи.

Центр физического развития

Здоровье. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одеж­ды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Познание. Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»

(см. программу «От рождения до школы)

Формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей в интегрированных условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности

Содержание направлений работы с семьей по образовательной области «Социализация» (прописываются направления деятельности по каждой области)

IV. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения

детей с ОВЗ в ДОУ

Основой деятельности психолого-медико-педагогического сопровождения являются следующие нормативные документы:

— Типовое положение о ДОУ;

— СанПиН 2.4.1.2660-10;

— Устав ДОУ;

— Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме в детском саде;

— Положение о коррекционном педагогическом совете;

-образовательный план, включающий план нормированной образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией;

— циклограммы ежедневной организации жизни и деятельности детей;

— рабочая программа педагога;

— циклограммы деятельности специалистов сопровождения;

— родительский договор;

— договор о взаимодействии консилиума ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников.

Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе — обеспечение нормального (психофизического) развития ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Психологическое обеспечение поддержки и сопровождения «особого» ребенка в ходе реализации основной общеобразовательной программы.

  2. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

  3. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.

  4. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов по вопросам работы с детьми, испытывающими проблемы в развитии, одаренными.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе:

– профилактиктическая деятельность;

– диагностическая деятельность (индивидуальная, групповая (скрининг);

– консультационная деятельность (индивидуальная, групповая);

– развивающая деятельность (индивидуальная, групповая);

– коррекционная деятельность (индивидуальная, групповая);

– методическая деятельность: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации ДОУ, педагогов, родителей;

– экспертно-аналитическая деятельность (образовательных программ, индивидуальных, коллективных проектов, методических, учебно-наглядных пособий, образовательной среды, функционально-результативной деятельности педагогов, специалистов ДОУ).

Для реализации задач и направлений психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе, необходимо:

  • обеспечить активное участие членов педагогического коллектива в разработке и сопровождении рабочих программ, коррекционно-развивающих, индивидуальных образовательных программ;

  • осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, родителей;

  • расширить использование в образовательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями детей; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама).

В дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые условия для интеграции ребенка с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников с целью наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанника в социально-личностном развитии и обеспечения ему единых стартовых возможностей для поступления в начальную школу. Индивидуальная программа сопровождения (образовательная программа) предусматривает как индивидуальные, так и групповые (подгрупповые) формы организации деятельности воспитанника, что обеспечивает «безбаръерность» среды его жизнедеятельности в ДОУ (инклюзивное образование).

Перечень специального программно-методического обеспечения

для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Физическое развитие

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Программы

Методические пособия

Галанов А.С. Игры, которые лечат: М., 2001

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: М., 2003 (см. учитель-логопед)

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М, 2004

Перечень специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального использования

Модель коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены в соответствии с ФГТ, через интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения образовательной программы.

Обязательная часть

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

2.Любознательный, активный

Здоровье и Физическая культура

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Музыка

Художественное творчество (мелкая моторика)

Любопытство и активность вызывает что-то совершенно новое, случайно попавшее в поле зрения ребенка, или предложенное взрослым.

Здоровье и Физическая культура

Активен в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, подвижных играх; интересуется данными видами игр, с удовольствием узнает новые, самостоятельно обращается к ним в повседневной жизнедеятельности. С удовольствием пользуется простейшими навыками двигательной и гигиенической культуры. Проявляет интерес к знакомству с правилами здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Социализация

Проявляет интерес к социальной стороне действительности, задает вопросы о себе, родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился и

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательного процесса с учетом решения задач коррекционно-развивающей работы

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательного процесса с учетом специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, выраженных в качественных составляющих образованности

VI. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Диагностический инструментарий психолого-педагогической оценки результата образования детей каждой возрастной категории

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *