Родительское собрание «Отметка. Оценка. Как к ней относиться?»
«Где не хватает терпения, надо бы постараться понять,
где не понимаю – постараться вытерпеть,
и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».
С. Соловейчик
Цель собрания:
Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему ребёнку со стороны родителей;
Задачи:
-
познакомить родителей с причинами затруднений в учебном процессе младших школьников;
-
повысить педагогическую культуру родителей;
-
пополнить арсенал знаний у родителей по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
1. Вступительное слово классного руководителя
– Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен в учебной деятельности, но, к сожалению, ни все могут быть успешными, и в нашем классе есть дети, знания которых, не соответствуют государственным стандартам, требованиям учителей и ожиданиям родителей.
Некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей. Сотрудничество школы и семьи является базовой основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.
2. Фронтальная работа с родителями
Родители вместе с классным руководителем пытаются выяснить причины «школьной неуспешности». Выслушав мнение родителей, учитель просит обратить внимание на русскую матрёшку:
– Матрёшка состоит из форм разного размера, вложенных друг в друга. Нам с вами видна только верхняя «барышня». Однако под ней прячется одна, а в ней – ещё одна. Открывая формы, мы, в конце концов, добираемся до самой маленькой, последней.
Причины школьной не успешности по своей структуре напоминают матрёшку, где верхняя, видимая оболочка – это нарушение внимания и памяти, трудности понимания задания, неусидчивость, и многие другие проблемы. Однако верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения, а под ней прячутся ещё три – четыре слоя. Каждый слой – специфическая группа причин школьной не успешности. У каждого ребёнка – свой «дизайн» матрёшки. У кого-то она сделана в прошлом году, а у кого-то сложилась ещё в младенчестве и с каждым годом она усложняется и растёт.
Основными причинами неуспешности являются:
-
нарушение ЦНС (самая маленькая «куколка» скрыта от наших глаз, но именно с неё как правило всё и начинается);
-
бедная развивающая среда (очень важно, чтобы развитие ребёнка было неравнодушным его близкому окружению);
-
личные и эмоциональные особенности ребёнка (особенно важны для успешного освоения знаний нормальный уровень тревожности, учебная мотивация, принятие ребёнком ответственности за учебный процесс);
-
ожидания родителей (содержание и качество детско-родительких отношений, система реагирования родителей на проблемы в школе);
-
отношения внутри школы.
Таким образом, мы с вами видим, что такая, казалось бы, однозначная проблема под названием «школьная неуспешность» вмещает в себя множество разнородных факторов и причин.
Хотелось бы обратить особое внимание на последние три проблемы, они связаны с эмоциональным состоянием ребёнка. В младшем школьном возрасте ребёнку важно положительно отношение близких ему людей. Если ребёнок не успешен в учёбе, родители часто срываются, не понимая причины, проблемы.
3. Работа в группах
Родителям предлагается в группах обсудить проблемную ситуации и найти её решение. Как нужно вести себя родителю, чтобы помочь, а не навредить ребёнку, если:
-
Ребёнок, придя домой, отказывается показывать вам дневник или рабочую тетрадь.
-
На выполнение домашнего задания ребёнок тратит очень много времени.
-
При выполнении домашнего задания ребёнок не понимает, что от него требуется.
-
Ребёнок отказывается делать домашнее задание.
-
Посмотрев дневник ребёнка, вы обнаружили там двойку.
4. В конце собрания каждому родителю выдаётся памятка:
-
Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.
-
Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.
-
Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.
-
«Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
-
Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.
-
Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.
-
Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
-
Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.