Разработка урока химии на тему «Железо, ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ» с использованием ЭОР для 9 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования №80

Центрального района города Санкт-Петербурга

Методическое объединение учителей естественнонаучного цикла

Химия

Разработка урока химии на тему

«Железо,

ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ»

с использованием ЭОР для 9 класса

Работу выполнил: Воевудская О.И.

учитель химии и биологии

Санкт-Петербург

2013

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Железо, его физические и химические свойства, применение»

ФИО (полностью)

Воевудская Ольга Игоревна

Место работы

ГБОУ Центр образования №80 Центрального района г. Санкт- Петербурга

Должность

Учитель

Предмет

Химия

Класс

9

Тема и номер урока в теме

ТЕМА 1. Металлы. Урок12.

Базовый учебник

«Химия», 9 класс, Габриелян О.С., издательство «Дрофа», 2013 год. 

8. Цель урока: продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.

9. Задачи:

— обучающие: продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере железа, способами самоконтроля при выполнении тренажерных заданий;

-развивающие: развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.

-воспитательные: формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья.

10.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОР

11.Формы работы учащихся: изучение материала, формулирование вопросов по теме урока, выполнение практических опытов, фиксирование в тетради уравнений реакций и выводов по уроку, выполнение тренажерных заданий, осуществление самоконтроля по оцениванию уровня усвоения своих знаний.

12.Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, лабораторная работа (ЭОР), работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование

13.Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства, таблица «Периодическая система химических элементов», таблица «Растворимость кислот, солей и оснований», интерактивная доска, проектор, компьютер, выход в Интернет; программное обеспечение: Интернет-ресурсы, электронное учебное издание «Химия. 9 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

 

 

Мотивационно-целевой

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Учащиеся настраиваются на работу.

3

2.

Актуализация знаний

ЭОР №1

http://www.alhimikov.net/otkritie_elementov/Fe.html

http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

http://enc-dic.com/colier/Zheleza-triad-i-platinovh-metallov-2915.html

ЭОР№2,3,4,5

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

1.История открытия железа. Происхождение названия. Триада железа.

2.Фронтальная беседа по вопросам.

Физические свойства металлов:

-3D металлическая кристаллическая решетка

-видео металлическая кристаллическая решетка

-видео электропроводность и теплопроводность металлов

-график температуры плавления некоторых металлов

Демонстрация видео- материал по восстановительной способности металлов, интерактивных картинок железа и изделий из чугуна, углеродистой и легированной стали.

3.Выполнение задания с использованием ЭОР по положению железа в Периодической таблице Д.И.Менделеева, строению атома.

Беседа об удивительных свойствах железа.

Восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем.

Обучающиеся рассматривают графики и знакомятся с представленным видео — материалом данного раздела темы.

Установление причинно-следственной связи строения, свойств и применения. Металлы-восстановители.

Запись темы урока в тетрадях.

Коллективная учебно-познавательная деятельность.

10

3

Изучение нового материала

ЭОР№6

http://yandex.ru/video/search?filmId=9y-oS7kZUXI&where=all&text=%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

ЭОР№7,8

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

  1. Фронтальная беседа:

1.Диамагнитные свойства железа

  1. Повторение общих химических свойств металлов

  2. Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами

Лабораторная работа с использованием ЭОР

II.Проведение исследования:

1.Учитель подходит для консультирования и контроля к каждой группе

2. ЭОР видео — демонстрация взаимодействия железа с азотной кислотой, взаимодействие железа с кислородом

3.Подведение итогов исследования

Обучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах железа, о сходствах и различии с другими металлами.

I.Проводят лабораторную работу в парах, на компьютере (4 вида заданий) ЭОР

1 группа –генетический ряд Fe2+

2 группа – Интерактивное задание

Генетический ряд Fe3+

Распознавание соединений, содержащих ион Fe3+

3 группа – получение солей Fe2+

Качественные реакции на катионы

4 группа –Экспериментальные задачи, в которыхнеобходимо распознать два вещества FeCl2, FeCl3. Запись соответствующих реакций.

III.Ученики рассказывают о своих наблюдениях. Взаимоконтроль.

15

5

10

3

4.

Контроль знаний по теме

ЭОР№9

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Тренировочная фронтальная работа по составлению уравнений химических реакций с помощью ЭОР.

Выявление уровня сформированности знаний учащихся, установление недостатков в овладении учебным материалом.

Работают с ЭОР, Выполняют тест.

Результаты сохраняют скриншотом.

12

8.

Рефлексия,домашнее задание

 

Фронтальная беседа.

Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов. Выводы записываются в тетрадь.

Подача и комментирование домашнего задания.

(§ 14, упр. 2 с. 82)

При ответе ученик пользуется опорным конспектом

Индивидуальная работа

5

Приложение к плану-конспекту урока

«Железо, его физические и химические свойства, применение»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

4.

5.

История открытия железа. Происхождение названия. Триада железа.

Тема: «Металлы», п.8 «Химические свойства металлов»

Тема: «Металлы», п.14 «Железо»

Тема: «Металлы», п.14 «Железо»

Тема: «Металлы», п.14

6. Физические свойства металлов.

Информационный

Информационный

Практический.

Интерактивные задания.

Информационный

Информационный

Иллюстрация, текст

Видеофрагмент по восстановительной способности металлов.

Выполнение задания на компьютере по положению железа в Периодической таблице Д.И.Менделеева, строению атома

Демонстрация интерактивных картинок железа и изделий из чугуна, углеродистой и легированной стали.

Физические свойства металлов:

-3D металлическая кристаллическая решетка

-видео металлическая кристаллическая решетка

-видео электропроводность и теплопроводность металлов

-график температуры плавления некоторых металлов

http://www.alhimikov.net/otkritie_elementov/Fe.html

http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

http://enc-dic.com/colier/Zheleza-triad-i-platinovh-metallov-2915.html

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

6.

7.

8.

Диамогнитные свойства железа

Тема: «Металлы», п.14

Общие химическиесвойства металлов.

Генетический ряд Fe2+

Генетический ряд Fe3+

Распознавание соединений, содержащих ион Fe3+

Получение солей Fe2+

Качественные реакции на катионы

Экспериментальные задачи, в которыхнеобходимо распознать два вещества FeCl2, FeCl3.

Взаимодействие железа с азотной кислотой, взаимодействие железа с кислородом

Информационный

Практический

Информационный

Видеофрагмент

Интерактивные задания.

Лабораторная работа с использованием ЭОР

Видеофрагмент

http://yandex.ru/video/search?filmId=9y-oS7kZUXI&where=all&text=%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

9.

Тема: «Металлы», п.14

Блок тестовых заданий по теме «Металлы»

Контрольный

Тест

Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Литература для учителя

1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). // Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2010.//

2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2013

4. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007

5. Электронное учебное издание «Химия. 9 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Интернет ресурсы:

  1. http://www.alhimikov.net/otkritie_elementov/Fe.html

  2. http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

  3. http://enc-dic.com/colier/Zheleza-triad-i-platinovh-metallov-2915.html

  4. http://yandex.ru/video/search?filmId=9y- oS7kZUXI&where=all&text=%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *