Формы образовательной деятельности
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Возраст |
Режимные моменты |
Совместная деятельность с педагогом |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
||
I. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми |
||||||
А) Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний (мл . гр)
Б) Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога» (ср.гр) |
Мл., ср |
1. Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) — формирование элементарного реплицирования. 2.Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. 3. Хороводные игры, пальчиковые игры.
4. Образцы коммуникативных кодов взрослого.
5. Тематические досуги.
|
1.Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).
2. Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.
3.Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).
4. Сюжетно-ролевая игра.
5. Игра-драматизация.
6. Работа в книжном уголке 7.Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). 7. Сценарии активизирующего общения. |
1.Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)
2.Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
3.Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)
4.Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) |
1.Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).
2. Игры парами.
3.Беседы.
4.Пример коммуникативных кодов взрослого.
5.Чтение, рассматривание иллюстраций.
|
|
В)Освоение диалогической формы речи со взрослыми и детьми (ст, подг) |
ст, подг |
1.Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
2.Образцы коммуникативных кодов взрослого.
3.Коммуникативные тренинги.
3. Тематические досуги.
4. Гимнастики (мимическая, логоритмическая). |
1.Имитативные упражнения, пластические этюды.
2. Сценарии активизирующего общения.
3. Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа.) 4. Коммуникативные тренинги.
5. Совместная продуктивная деятельность. 6. Работа в книжном уголке
7. Экскурсии. 8. Проектная деятельность |
1.Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей 3..Сюжетно-ролевая игра.
4. Игра- импровизация по мотивам сказок.
5. Театрализованные игры.
6. Игры с правилами.
7. Игры парами (настольно-печатные)
8. Совместная продуктивная деятельность детей
|
1.Игры парами.
2.Пример коммуникативных кодов взрослого.
3.Чтение, рассматривание иллюстраций
4. Беседы
5. Игры-драматизации
6. Досуги, праздники
7. Экскурсии 8.Совместные семейные проекты
|
|
I I. Развитие всех компонентов устной речи |
||||||
1.Формирование лексической стороны речи (Мл, ср) |
Мл, ср |
1.Называние, повторение, слушание 2.Речевые дидактические игры. 3.Наблюдения 4. Работа в книжном уголке 5.Чтение 6. Беседа
|
1.Сценарии активизирующего общения. 2. Дидактические игры 3.Настольно-печатные игры 4. Досуги 5.Продуктивная деятельность 6. Разучивание стихотворений 7. Работа в книжном уголке |
1.Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. 2. Словотворчество
|
1. Объяснение, повторение, исправление 2.Дидактические игры 4. Чтение, разучивание стихов 5. Беседа, пояснение |
|
Формирование лексической стороны речи (Ст., под.) |
Ст., под |
1.Речевые дидактические игры. 2.Чтение, разучивание 3. Беседа 4. Досуги
|
1.Сценарии активизирующего общения. 2. Дидактические игры 3. Игры-драматизации 4. Экспериментирование с природным материалом
|
1.Игра-драматизация 2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. 3. Самостоятельная художественно-речевая деятельность |
1. Объяснение, повторение, исправление 2.Дидактические игры 3. Чтение, разучивание стихов 4. Беседа |
|
2. Формирование грамматической стороны речи (Мл., ср)
|
Мл.,ср |
1 Пояснение, исправление, повторение 2.Дидактические игры 3.Речевые тренинги (упражнения) 4.Беседа 5.Разучивание стихов
|
1.Обучение,объяснение, напоминание. 2. Сценарии активизирующего общения. 3. Дидактические игры 4.Разучивание, пересказ 5. Игра-драматизация |
1.Игра-драматизация
2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
|
1.Дидактические игры
2. Чтение, разучивание стихов 3. Беседа
|
|
Формирование грамматической стороны речи (Ст., под.)
|
Ст., под |
1 Пояснение, исправление, повторение 2.Дидактические игры 3.Речевые тренинги (упражнения) 4.Беседа 5.Разучивание стихов
|
1.Сценарии активизирующего общения. 2.Разучивание, пересказ 3.Досуг 4.Дидактические игры 5. Речевые задания и упражнения |
1.Игра- импровизация по мотивам сказок.
2. Театрализованная деятельность
|
1.Дидактические игры
2. Чтение, разучивание стихов
3. Беседа
4. Экскурсии
|
|
3. Формирование произносительной стороны речи (Мл., ср) |
Мл. ср. ст, |
1.Объяснение, повторение, исправление.
2. Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха)
3.Артикуляционная гимнастика
4. Речевые дидактические игры.
5.Тренинги (действия по речевому образцу взрослого).
6. Разучивание скороговорок, чистоговорок. 7. Индивидуальная работа |
1. Обучение, объяснение, повторение.
2.Речевые упражнения, задания.
3. Дидактические игры.
4. Имитационные упражнения.
5. Сценарии активизирующего общения.
6. Досуг
|
1.Игра-драматизация.
2. Театрализованная деятельность.
|
1.Имитационные упражнения 2 Дидактические игры
3. Разучивание скороговорок, чистоговорок.
4. Тренинги (действия по речевому образцу взрослого).
|
|
Формирование произносительной стороны речи (Ст., под)
|
Ст., под |
1.Артикуляционная гимнастика
2.Речевые дидактические игры.
3.Тренинги (действия по речевому образцу взрослого).
4. Разучивание скороговорок, чистоговорок, четверостиший. |
1.Речевые упражнения, задания.
2. Дидактические игры.
3. Имитационные упражнения.
4. Сценарии активизирующего общения.
5. Досуг
|
1.Игра- импровизация по мотивам сказок.
2. Игра-драматизация
3. Театрализованная деятельность
|
1.Дидактические игры
2.Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихов
3. Игра-драматизация
4. Консультации у логопедов |
|
5. Формирование связной речи (монологической формы)
|
Мл., ср |
1. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром 2.Чтение сказок, рассматривание иллюстраций 3. Дидактические игры
|
1. Занятия по -обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы ( сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) -обучению пересказу по серии сюжетных картинок (выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки) -обучению пересказу по картине -обучению пересказу литературного произведения ( коллективное рассказывание д/и «Поезд») 2. Показ настольного театра или работа с фланелеграфом 3. Рассматривание иллюстраций, 4. Беседа о персонажах 5. Чтение потешек, песенок на тему сказки 6. Игра-инсценировка |
1. Игры парами 2.Театрализованная деятельность
|
1.Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. 2. Информационная поддержка родителей 3.Экскурссии с детьми
|
|
|
Ст., под |
1. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром 2.Чтение сказок, рассматривание иллюстраций 3. Дидактические игры |
1.Творческие задания 2.Дидактические игры 3. Экскурсии 4. Проектная деятельность 5. Досуги и праздники 6. Экспериментирование |
1.Игры-импровизации по мотивам сказок 2. Проектная деятельность |
1.Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. 2. Информационная поддержка родителей 3.Экскурссии с детьми 4. Участие в проектной деятельности |
|
I I I. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) |
||||||
|
Мл,ср.,. |
1.Образцы коммуникативных кодов взрослого. 2.Освоение формул речевого этикета ( пассивное) |
|
Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
|
1.Информационная поддержка родителей |
|
|
Ст., под |
1.Образцы коммуникативных кодов взрослого. 2.Использование в повседневной жизни формул речевого этикета 3.Беседы
|
4. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций |
1.Самостоятельная художественно-речевая деятельность 2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. 3.Сжетно-ролевые игры
|
1.Информационная поддержка родителей 2.Экскурсии с детьми |