Муниципальное образовательное учреждение
Майская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы:
начальных классов
от «_____»__________2013г. ___________/ В.И. Абанина / ___________/ Т.В .Киселева/
Руководитель МО:
__________/ В.В. Хорева / от «_____»_________2013 г. от «_____»__________2013 г.
Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от 29.08. 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель :
Хорева Вера Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Майский
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями ООП МОУ Майской СОШ, составленной на основании примерной программы и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2011г.)
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения предмета:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Изучение предмета во 2 классе направлено на решение следующих задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика предмета.
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между
неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
Содержание курса
Где мы живем? (4 ч) |
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. |
Природа (20 ч) |
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. |
Жизнь города и села (10 ч) |
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. |
Здоровье и безопасность (9 ч) |
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. |
Общение (7 ч) |
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. |
Путешествия (18 ч) |
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. |
Кол-во по программе |
Кол-во по рабочей программе |
Характеристика деятельности обучающихся
|
|||
Раздел «Где мы живем?»
|
4 часа |
4 часа |
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; — различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России; — анализировать информацию учебника приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России; — работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России; — формулировать выводы из изученного материала, — оценивать свои достижения на уроке. — сравнивать город и село; — рассказывать о своём доме по плану; — формулировать выводы; — распределять обязанности по выполнению проекта; — собирать информацию о выдающихся земляках; — проводить презентацию с демонстрацией фотографий; — Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; — классифицировать объекты окружающего мира; — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать свои достижения и достижения учащихся. |
||
Раздел «Природа»
|
20 |
20 |
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; — классифицировать объекты природы по существенным признакам; — различать объекты неживой и живой природы; — работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; — устанавливать связи между живой и неживой природой; различать объекты и явления природы; —приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; —рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; — практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. — Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; — характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; — сопоставлять научные и народные предсказания погоды; — работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа. — Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; — определять природные объекты с помощью атласа-определителя; — Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; — рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); — сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; — Находить на рисунке знакомые созвездия; — сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; — моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; — находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе,Интернете; — осуществлять самопроверку. — Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; — различать горные породы и минералы; — работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах; — Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; — работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; — описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; — наблюдать небо за окном и рассказывать о нём.- находить информацию об охране воздуха и воды родного края. —Устанавливать по схеме различия между группами растений; —работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; — приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; — определять растения с помощью атласа-определителя; — оценивать эстетическое воздействие растений на человека. — Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; — работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; — сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги — Устанавливать взаимосвязи в природе; — моделировать изучаемые взаимосвязи; — выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; — Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; — классифицировать культурные растения по определённым признакам; — находить информацию о растениях; — Сравнивать и различать диких и домашних животных; — приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; — рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. — Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; — определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. — Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; — рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; — осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. — Определять породы кошек и собак; — обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприят. психологической атмосферы в доме; — объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. — Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; — предлагать и обсуждать меры по их охране; — использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; — подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). — Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; — знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; — предлагать аналогичные правила; — распределять обязанности по выполнению проекта; — извлекать информацию из различных источников; — составлять собственную Красную книгу; — презентовать Красную книгу. — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
||
Раздел «Жизнь города и села»
|
10 |
10 |
— Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; — моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; — Классифицировать предметы по характеру материала; — прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. — Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); — сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;- рассказывать о строительных объектах в своём селе; — предлагать вопросы к тексту. — Классифицировать средства транспорта; — узнавать транспорт служб экстренного вызова; — запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. — Различать учреждения культуры и образования; — приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; — Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; — определять названия профессий по характеру деятельности; — обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; — распределять обязанности по подготовке проекта; — интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами — Наблюдать над зимними погодными явлениями; — исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; — распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных; — наблюдать за поведением зимующих птиц. — Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; — формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
||
Раздел «Здоровье и безопасность» |
9 |
9 |
— Называть и показывать внешние части тела человека; — определять на муляже положение внутренних органов человека; — моделировать внутреннее строение тела человека. — Рассказывать о своём режиме дня; — составлять рациональный режим дня школьника; — обсуждать сбалансированное питание школьника; — различать продукты растительного и животного происхождения; — формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. — Моделировать сигналы светофоров; — характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; — соотносить изображения и названия дорожных знаков; — формулировать правила движения по загородной дороге. — Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; — учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. — Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; — формулировать правила безопасного поведения в быту; —узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; — сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. — Характеризовать пожароопасные предметы; — запомнить правила предупреждения пожара; — моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; — рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; — находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. — Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; — запомнить правила поведения во время купания; — различать съедобные и ядовитые грибы; — находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; — определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. — Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; — предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; — моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; — моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
||
Раздел «Общение»
|
7 |
7 |
— Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; — формулировать понятие «культура общения»; — обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; — моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. — Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; — отбирать фотографии из семейного архива; — составлять родословное древо семьи; — презентовать свой проект. — Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; — обсуждать вопрос о культуре общения в школе; — формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; — оценивать с нравственных позиций формы поведения; — моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. — Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; — формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; — моделировать ситуации общения в различных ситуациях. — Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; —обсуждать проблему подарка в день рождения друга; — обсуждать правила поведения за столом; — формулировать правила этикета в гостях. — Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; — обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
|
||
Раздел «Путешествия» |
18 |
18 |
— Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; — различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; — анализировать текст учебника; — формулировать вывод о форме Земли. — Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; — знакомиться с устройством компаса и правилами работы ; — осваивать приёмы ориентирования по компасу; — знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. — Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; — анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; — сравнивать по схеме холм и гору; — характеризовать поверхность своего края — Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; —анализировать схему частей реки; — на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; — обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; — составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». — Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; — формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. — Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; — знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; — моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; — наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. — Сравнивать изображение России на глобусе и карте;- соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;- осваивать приёмы чтения карты; — учиться правильно показывать объекты на настенной карте.- Распределять обязанности по выполнению проекта;- в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; — составлять презентацию своего исследования; — презентовать свои проекты.- Находить Москву на карте России; — знакомиться с планом Москвы; — описывать достопримечательности по фотографиям; — отличать герб Москвы от гербов других городов; — совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. — Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; — находить на фотографии достопримечательности Кремля; — находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. — Находить Санкт-Петербург на карте России;- знакомиться с планом Санкт-Петербурга;- описывать достопримечательности по фотографиям;- отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; — совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. — Сравнивать глобус и карту мира;- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.- Находить материки на карте мира;- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.- Сравнивать физическую и политическую карты мира;- находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;- распределять обязанности по выполнению проекта;- готовить сообщения о выбранных странах;- подбирать фотографии достопримечательностей — Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; — приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; — рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами — Выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
-
Учебники:
-
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 /А. А. Плешаков.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. – (Школа России).
-
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 /А. А. Плешаков.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. – (Школа России).
-
Дополнительные материалы:
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1.-М.: Просвещение, 2012.
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2.-М.: Просвещение, 2012.
-
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс. – М.: Издательство «Москва. «ВАКО»», 2012. – 3334, [2] c . (Серия «Учебно-методический комплект»).
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты.. 2 класс. .-М.: Просвещение, 2012.
-
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев,
стол учительский – 2 шт
Классная доска магнитная
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока |
Тип урока Кол-во часов
|
Планируемые результаты (предметные)
|
Дата
|
||||||
Предметные |
Личностные |
Метопредметные |
|||||||
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
|
||||||
ГДЕ МЫ ЖИВЁМ (4 Ч) |
|||||||||
1. |
Родная страна.
|
Урок — игра 1 час |
Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн)
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Различать допустимые и недопустимые формы поведения. |
|
|
2. |
Город и село. Проект «Родной город»
|
Проектная деятельность 1 час |
Дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю; подготовить к выполнению проекта. |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. |
Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. |
|
|
3. |
Природе и рукотворный мир. |
Урок введения новых знаний 1час |
Формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира; классифицировать их. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Умение рассма-тривать,сранив-ать, классифи-цировать,струк-турировать. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. |
|
|
4. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» |
Урок –обобще-ние, 1 час |
Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. |
Формирование мотива, реали-зующего потреб-ность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Умение аргу-ментировать своё предло-жение.Убеждать и уступать. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
ПРИРОДА (20 Ч) |
|||||||||
5. |
Неживая и живая
|
Урок введения новых знаний 1час |
Познакомить с новым разделом; формировать первоначальные представления о живой и неживой природе; на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой.
|
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. |
|
|
6. |
Явления
|
Урок введения новых знаний 1час |
Познакомить с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. |
Прогнозирование результатов. |
|
|
7. |
Что такое погода |
Урок введения новых знаний 1час |
Дать общее представление о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия — синтеза |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение. |
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
|
|
8. |
В гости к осени (экскурсия)
|
Урок — экскурсия 1 час |
Познакомить с осенними изменениями в природе; расширять знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре. |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение. |
Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата. |
|
|
9. |
В гости к осени
|
Урок введения новых знаний 1час |
Дать представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширять знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц; показать связь между живой и неживой природой. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. |
|
|
10. |
Звёздное небо
|
Урок введения новых знаний 1час |
Расширить представление о звёздах и созвездиях.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. |
Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
11. |
Заглянем в кладовые Земли.
|
Урок введения новых знаний 1час |
Познакомить с горными породами и минералами; различать составные части гранита. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
12. |
Про воздух…
|
Урок введения новых знаний 1час |
Познакомить с одним из главных богатств природы – воздухом; показать значение воздуха для растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать. |
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных точек зрения на какой либо вопрос или предмет. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей. |
|
|
13. |
…И про воду
|
Урок введения новых знаний 1час |
Познакомить с одним из главных богатств природы – водой; показать значение воды для растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе. |
|
|||||
14. |
Какие бывают растения
|
Урок введения новых знаний 1час |
Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их. |
Формирование адекватной и объективной самооценки. |
Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
15. |
Какие бывают животные
|
Урок рефлексия 1час |
Обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение. |
Умелое оформление своих мыслей в устной и письменной речи. |
Умение работать по предложенному учителем плану. |
|
|
16. |
Невидимые нити
|
Урок введения новых знаний, 1час |
Систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
|
|
17. |
Дикорастущие и культурные растения
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Формировать понятие «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека. |
Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
|
|
18. |
Дикие и домашние животные
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Знаково-символическое моделирование. |
Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
19. |
Комнатные растения.
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с комнатными растениями; показать их роль в жизни человека; рассказать о правилах ухода за комнатными растениями. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. |
Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
20. |
Животные живого уголка.
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за этими животными. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
21. |
Про кошек и собак
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; воспитывать любовь к животным, ответственность за них, бережное отношение к ним. |
20.11 |
|||||
22. |
Красная книга.
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
21.11 |
|
23. |
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».
|
Проектная деятельность 1 час |
Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережения (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта. |
Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается |
Поиск и выделение нужной информации. |
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
|
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
27.11 |
|
24. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». |
Урок –обобще-ние, 1 час |
Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. |
Оформление своей мысли в устной и письменной речи. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
28.11 |
|
ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА (10 Ч) |
|||||||||
25. |
Что такое экономика
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с целями и задачами раздела, с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики и показать взаимосвязь этих частей; познакомить с важнейшими предприятиями своего города. |
Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается |
Поиск и выделение нужной информации. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
4.12 |
|
26. |
Из чего что сделано
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Использование знаково-символических средств, в том числе схем и моделей. Ориентация на разнообразие способов решения поставленных задач. |
Формирование собственного мнения и позиции. Умение договариваться и приходить к общему решению. |
Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
5.12 |
|
27. |
Как построить дом
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Дать представление о технологии строительства городского и сельского домов; познакомить с видами строительной техники и материалов. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить свое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение договариваться, находить общее решение. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
11/12 |
|
28. |
Какой бывает транспорт
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития. |
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. |
Умение осознанно и произвольно строить своё предложение. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач. |
Умение контролировать действия партнёра. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Принятие и сохранение учебной задачи. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
12/12 |
|
29. |
Культура и образование.
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Дать представление о культурных и образовательных учреждениях; познакомить с первым музеем России – Кунсткамерой. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Умение слушать и вступать в диалог. Понимание различных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. |
Формирование адекватной оценки правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив. |
|
|
30. |
Все профессии важны. Проект «Профессии». |
Проектная деятельность 1 час |
Обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; начать подготовку к выполнению проекта. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. |
|
|
31. |
В гости к зиме (экскурсия).
|
Урок — экскурсия 1 час |
Провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать любовь к природе. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Знаково-символическое моделирование. |
Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
32. |
В гости к зиме
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Обобщить наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; раскрыть связи между живой и неживой природой. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
|
|
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». |
Урок –обобще-ние 1 час |
Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
34. |
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». |
Урок – презентация 1 час |
Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (9 Ч) |
|||||||||
35. |
Строение тела человека. |
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятие «внешнее» и «внутреннее строение тела человека»; познакомить с частями и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
36 |
Если хочешь быть здоров.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить признаки здорового состояния человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. |
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. |
Оформление своей мысли в устной и письменной речи. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
|
|
37. |
Берегись автомобиля!
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Учить безопасному поведению на улицах и дорогах; уточнить и закрепить знания правил перехода улицы, дорожных знаков, сигналов светофора. |
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. |
Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. |
Оформление своей мысли в устной и письменной речи. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
|
|
38 |
Школа пешехода. |
Урок – игра 1 час |
Учить использовать на практике полученные знания. |
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. |
Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
|
|
39. |
Домашние опасности
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома; изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать в быту; формировать мотивы к безопасному поведению в доме. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
|
|
40. |
Пожар!
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с причинами возникновения пожара; формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. |
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. |
Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. |
Оформление своей мысли в устной и письменной речи. |
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
|
|
41. |
На воде и в лесу.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоёмах; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде, в лесу. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
|
|
42. |
Опасные незнакомцы. |
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно действовать при встрече с незнакомцем. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
43. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
Урок обобще-ние 1 час |
Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
ОБЩЕНИЕ (7 Ч) |
|||||||||
44. |
Наша дружная семья.
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. |
Прогнозирование результата. |
|
|
45. |
Проект «Родословная».
|
Проектная деятельность 1 час
|
Подготовить к выполнению проекта. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. |
Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
46. |
В школе. |
Урок введения новых знаний, 1 час |
Обсудить, что думают учащиеся о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни; совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. |
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
47. |
Правила вежливости.
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д., вежливо говорить по телефону; познакомить с понятием «культура поведения»; повторить правила поведения в общественном транспорте. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. |
Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
|
|
48. |
Ты и твои друзья.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Формировать умение принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
49. |
Мы – зрители и пассажиры.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт). |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. |
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
50. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
Урок-обобщение 1 час |
Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
ПУТЕШЕСТВИЯ (18 Ч) |
|||||||||
51. |
Посмотри вокруг…
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия «горизонт», «линия горизонта». |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. |
Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
|
|
52, 53 |
Ориентирование на местности. |
Уроки введения новых знаний 2 часа |
Познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
54. |
Формы земной поверхности
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги). |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
|
|
55. |
Водные богатства.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с разнообразием водоёмов; научить различать части реки. |
Формирование ценности «любовь» к природе. Умение объяснять с позиций общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.
|
Поиск и выделение нужной информации. |
Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
56. |
В гости к весне (экскурсия).
|
Урок — экскурсия 1 час |
Провести наблюдения за весенними изменениями в природе; учить ценить красоту природы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. |
Постановка учебной задачи. Преодоление трудностей. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
57. |
В гости к весне.
|
Урок –рефлексия 1 час |
Рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. |
Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
58. |
Россия на карте. |
Урок введения новых знаний 1 час |
Ввести понятие «географическая карта»; познакомить с условными знаками на карте; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты. |
Формирование моральной самооценки, ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. |
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
59. |
Проект «Города России». |
Проектная деятельность 1 час |
Подготовить к выполнению проекта. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
60. |
Путешествие по Москве.
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с достопримечательностями Москвы; формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; прививать чувство любви к своей стране. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Прогнозирование результата. |
|
|
61. |
Московский кремль
|
Урок введения новых знаний, 1 час |
Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлём и его архитектурными памятниками; воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за неё. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение нужной информации. |
Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. |
Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
|
|
62. |
Город на Неве.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с достопримечательностями Санкт – Петербурга, планом и гербом города, историей его основания; прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничать в поиске информации. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
63. |
Путешествие по планете.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Ввести понятие «физическая карта мира»; сравнить глобус и карту; познакомить с океанами и материками Земли. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение необходимой информации. |
Сотрудничество в поиске информации. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
64. |
Путешествие по материкам.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с особенностями природы и жизни людей на разных материках, с частями света – Европой и Азией. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. |
Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. |
Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата. |
|
|
65. |
Страны мира. Проект «Страны мира».
|
Проектная деятельность 1 час |
Ввести понятия «физическая» и «политическая карта мира»; познакомить с некоторыми странами мира; подготовить к выполнению проекта; воспитывать чувство гордости за Россию. |
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение структурировать знания. |
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|
|
66. |
Впереди лето.
|
Урок введения новых знаний 1 час |
Познакомить с летними явлениями в природе; учить распознавать растения и насекомых. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Прогнозирование результата. |
|
|
67. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
Урок-обобщение 1 час |
Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
68. |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
Урок – презентация 1 час |
Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. |
Умение аргументировать своё предложение. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
|
|
ИТОГО – 68 Ч |