Рассмотрено: На заседании МО начальных классов Протокол № __________________ от «___» ____________2013 г __________/_____________/ ФИО
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
__________/_____________/ ФИО «___» ___________2013 г
|
«Утверждаю» Директор школы: __________/_____________/ ФИО «___» ___________2013 г |
Рабочая программа
по математике
3 класс
на 2013-2014 учебный год
Учебник: «математика»
Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова, С.В.Степанова
Просвещение, 2013г
Разработала:
Шулакова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
Стаж работы- 25 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика»
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действия: с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Основными целями начального обучения математике являются:
• математическое развитие младших школьников;
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления:
развитие пространственного воображения;
• развитие математической речи;
• формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
• формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
• развитие познавательных способностей;
• воспитание стремления к расширению математических знаний;
• формирование критичности мышления;
• развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
• сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
• рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
• система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Используемые элементы |
Оценка эффективности |
|
Здоровьесберегающие: Медико-гигиенические технологии (МГТ) |
Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Обеспечение безопасности условий пребывания в школе |
Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса. |
Информационно–коммуникационные технологии |
Работа с CD, использование Интернет ресурсов |
Повышение мотивации учащихся |
Развивающее и проблемное обучение |
Исследовательская, экспериментальная работа |
Повышение мотивации учащихся |
Методы творческой групповой работы |
Работа в группах |
Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы |
Метод проектного обучения |
Составление проекта |
Участие в конкурсах |
Элементы тренинговых методик |
Тестирование |
Отработка техники, знаний |
Инновационные методы оценки результатов |
тестирование, тестовые оболочки (ИКТ) |
Возможность увидеть результат своих знаний, объективность |
Компетентностно-деятельностный подход |
Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда |
Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения |
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Моро М.И., Волкова СИ., Степанова СВ., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. — М.: Просвещение, 2013.
Структура учебного курса
Раздел |
кол-во часов |
||
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Сложение и вычитание |
8 |
8 |
2 |
Табличное умножение и деление |
56 |
56 |
3 |
Внетабличное умножение и деление |
27 |
27 |
4 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация |
13 |
13 |
5 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание |
10 |
10 |
6 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление |
12 |
12 |
7 |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились» |
10 |
10 |
ИТОГО |
136 |
136 |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в третьем классе учении научится: называть:
— последовательность чисел до 1000;
— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
— единицы длины, площади, массы;
— названия компонентов и результатов умножения и деления;
— виды треугольников;
— правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
— таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
— понятие «доля»;
— определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
— чётные и нечётные числа;
— определение квадратного дециметра;
— определение квадратного метра;
— правило умножения числа на 1;
— правило умножения числа на 0;
— правило деления нуля на число; сравнивать:
— числа в пределах 1000;
— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
— длины отрезков;
— площади фигур; различать:
— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
— компоненты арифметических действий;
— числовое выражение и его значение;
— читать:
— числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
— соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
— соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
— приводить примеры:
— двузначных, трёхзначных чисел;
— числовых выражений;
— моделировать:
— десятичный состав трёхзначного числа;
— алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
— числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
— треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
— конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
— алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами трёхзначные числа;
— решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
— вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000. используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
— вычислять значения простых и составных числовых выражений;
— вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
— выполнять проверку вычислений;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
— решать задачи в 1-3 действия;
— находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;
— выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
— классифицировать треугольники;
— умножать и делить разными способами;
— выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
— сравнивать выражения;
— решать уравнения;
— строить геометрические фигуры;
— выполнять внетабличное деление с остатком;
— использовать алгоритм деления с остатком;
— выполнять проверку деления с остатком;
— находить значения выражений с переменной;
— писать римские цифры, сравнивать их;
— записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
— сравнивать доли;
— строить окружности.
— составлять равенства и неравенства;
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семенным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её -а принтере).
Циклограмма тематического контроля
Тема раздела |
Контрольные работы |
Проверочные работы |
КУС |
Проекты |
|
1 |
Сложение и вычитание |
|
|
|
|
Табличное умножение и деление |
Входная контрольная работа |
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). |
1 |
|
|
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» за 1 четверть |
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (Тестовая форма) стр.80-81 |
1 |
Проект «Математические сказки»
|
||
2 |
Комплексная работа за 1 полугодие |
|
1 |
|
|
Контрольная работа за 1 полугодие |
|
1 |
|
||
3 |
Внетабличное умножение и деление |
Контрольная работа по теме «Решение уравнений» |
|
1 |
|
|
Контрольная работа по теме «Деление с остатком» |
|
1 |
Проект «Задачи-расчеты» |
|
Числа от 1 до 1000. Нумерация |
Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» за 3 четверть. |
|
1 |
|
|
4 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» |
|
|
|
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление |
|
|
1 |
|
|
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились» |
Итоговая контрольная работа за 3 класс |
|
1 |
|
|
ИТОГО |
9 |
2 |
9 |
2 |
Информационно-методическое обеспечение
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
|
1 |
А.А.Плешаков |
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы |
2011 |
Москва «Просвещение» |
2 |
М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова |
Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. |
2012 |
Москва «Просвещение» |
3 |
М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова |
Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. |
2012 |
Москва «Просвещение» |
4 |
|
Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова |
2012 |
Москва «Просвещение» |
5 |
Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко |
Поурочные разработки по математике 3 класс |
2013 |
Москва «ВАКО» |