Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2005 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).
По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа. За счёт 1 часа из школьного компонента количество часов увеличивается. В связи с чем в рабочую программу введен раздел «У литературной карты Татарстана», где предлагается изучение произведений татарских писателей, а также использование национально – регионального компонента при изучении творчества русских писателей. Так при изучении биографии писателей представлены темы: «А.С.Пушкин в Казани», «Казанский период в жизни Л.Н.Толстого», «А.Н.Островский и Казань» и др. Увеличено количество лекционных, семинарских, обзорных занятий, уроков – презентаций, уроков – исследований, проводимых при активном участии школьников.
Цели обучения:
Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
— развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико — литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
— поиск и выделение значимы функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно — следственных связей;
— сравнение, сопоставление, классификация;
— самостоятельное выполнение различных творческих работ;
— способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
— осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;
— владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
— составление плана, тезисов, конспекта;
— подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;
— самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/ понимать
— образную природу словесного искусства
— содержание изученных литературных произведений;
— основные факты жизни и творческого пути писателей;
— изученные теоретико – литературные понятия;
уметь
— воспринимать и анализировать художественный текст;
— выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
— определять род и жанр литературного произведения;
— выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
— характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
— выявлять авторскую позицию;
— выражать своё отношение к прочитанному;
— выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
— владеть различными видами пересказа;
— строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
— участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
— писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
— определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
— поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
Литература
Для учащихся:
1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2009.
2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2008.
3. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009.
4. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005.
Для учителей:
1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Календарно – тематическое планирование.
Тема урока |
Тип урока. Методы обучения. |
Цели и задачи. |
Виды самостоятельной работы. |
Виды контроля знаний. Формы организации учебной деятельности. |
Домашнее задание. |
||
1. |
Введение. «Прекрасное начало». (К истории русской литературы XIX в.) |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Дать представление о единстве и целостности русской литературы XIX в. 2. Показать значение русской литературы XIX в развитии русского и мирового литературного процесса. |
Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. |
Проверка записи тезисов. Фронтальный опрос. |
1. Прочитать предисловие и статью «прекрасное начало». 2.Подготовить сообщения «Русские писатели XIX в. в Казани» |
|
2. |
Русские писатели XIX в. в Казани. |
Доклады учащихся. |
1. Познакомить учащихся с русскими писателями XIX в., чьи имена связаны с Казанью. 2. Формировать любовь к Родине, к истории народа. |
Составление тезисов. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
1.Вспомнить творчество А.С.Пушкина 2. с.15-21 — учебник |
|
Творчество А.С.Пушкина. |
|||||||
3. |
А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии. |
Изучение нового материала. Беседа и групповые сообщения. |
1. Продолжить знакомство с творческой судьбой А.С.Пушкина. 2.Показать влияние эпохи на судьбы людей. |
Анализ стихотворения |
Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ стихотворения. |
1. с.22-26 2. Выучить стих. на выбор «К Чаадаеву», «вольность», «К морю» |
|
4 |
Лирика А.С.Пушкина. |
Совершенствование ЗУН. Групповая и индивидуальная работа. Конструктивный метод. |
1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина. 2. Уметь находить и анализировать образы, встречающиеся в стихотворении. |
Работа с учебником, составление опорных схем. Анализ лирического произведения. |
Опрос по дом. заданию. Чтение и анализ стихотворения. |
1. с. 36-40 учебника. 2. Выразительное чтение и анализ стих. «Поэт». |
|
5. |
«Жребий русского поэта». |
Групповая, индивидуальная работа. Конструктивный метод с элементами репродуктивного. |
1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина. 2. Углубить навык поиска «главных строчек» стихотворения. |
Работа со статьёй учебника, составление опорных схем. |
Контроль за составлением опорных схем. Чтение и анализ стихотворения. |
1. Чит. Поэму «Медный всадник». 2. с.40-5- учебника. |
|
6. |
«Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник») |
Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений. |
1. Познакомить учащихся с поэмой «Медный всадник». 2. Развивать навыки и умения анализировать , обобщать. |
Работа со статьёй учебника. Анализ текста. |
Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик. |
1. Ответить на вопросы. 2. Выучить наизусть отрывок из поэмы. |
|
7. |
А.С.Пушкин в Казани и Лаишево. |
Лекция с элементами беседы. |
1. Познакомить учащихся с историей пребывания Пушкина в Казани.
|
Сообщения учащихся. |
Запись лекции. Опрос. Ответы на вопросы. |
1. Подготовить сообщения о творчестве М.Ю.Лермонтова. |
|
8. |
Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. |
«Литературный портрет». |
1.Углубить представление о поэзии Лермонтова. |
Составление тезисного плана |
Сравнительный анализ пушкинского и лермонтовского «Пророков» |
1. С.65 – 72 учебника 2. Выучить наизусть стихотворения и их анализ. |
|
9. |
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова |
Комбинированный урок (практикум + семинар) |
1. Привлечь внимание учащихся к мотивам одиночества, неразделённой любви в лермонтовской поэзии. |
Анализ лирического текста, навыки обобщения, умение делать выводы. |
Групповая работа по анализу стихотворений. |
1. Прочитать с.72 – 78 учебника. 2. Прочитать поэму «Демон» |
|
10. |
«Падший ангел» (поэма М.Ю.Лермонтова «Демон») |
Изучение нового материала, беседа с элементами комментированного чтения. |
1. Познакомить учащихся с поэмой Лермонтова «Демон». 2. Дать понятие богоборческой темы в поэме Лермонтова. 3. Показать романтический колорит поэмы. |
Работа со статьёй учебника. совершенствовать навыки выразительного чтения. |
Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов. |
1. Выучить наизусть отрывок из поэмы. 2. Подготовиться к самостоятельной работе по вопросам на с. 78 |
|
11. |
Художественный мир Н.В.Гоголя. |
«Литературный портрет» |
1. Показать учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека. 2. Помочь понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками. |
Работа со статьёй учебника, совершенствование навыков выразительного чтения. Уметь анализировать эпизоды произведений. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ подобранных эпизодов. |
1. Прочитать повести «Невский проспект», «Нос». 2. С.84-89 учебника. 3.Рефераты «Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство», «Петербург в поэме А.С.П. «Медный всадник» |
|
12. |
«Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» |
Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений. |
1. Определить самобытность художника в создании русского национального характера. 2. Развивать способности по сопоставлению разных пластов произведения. |
Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести, пейзажа, портретов героев. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
1.Учебник с. 89 – 94. 2. Индивидуальные сообщения «Контрасты жизни в повести», «Развитие темы «маленького человека» в повести «Шинель» |
|
13. |
Тема Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина. |
Урок – обобщение с привлечением ранее изученного материала. |
1. Углубить и обобщить знания учащихся, полученные в ходе изучения тем «Н.В.Гоголь» и «А.С.Пушкин». |
Совершенствование исследовательских навыков, развитие речи. |
Доклады учащихся, индивидуальная работа. |
1. Повторить материал о творчестве Гоголя, Лермонтова, Пушкина. 2. С.125-137 учебника |
|
14. |
Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Гоголя, Пушкина, Лермонтова. |
Контрольный. Творческая самостоятельная работа. |
1. Систематизировать знания учащихся по изученным произведениям |
Сбор материала, подбор цитат. Умение раскрыть тему. |
Работа на сочинением. |
Вопросы в тетради. |
|
15. |
Социально – политическая ситуация в России 2-й пол. XIX в. |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Дать представление об определяющем факторе идейного противостояния в обществе. 2.Сформировать представление о художественной литературе как о «единственной трибуне», дающей возможность выразить неизбежность социальных перемен. |
Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. Работа со статьёй учебника. |
Проверка записей тезисов. Беседа по вопросам. |
Конспект статьи учебника «На переломе веков» Сообщения «Театр Островского», «Пьеса «Свои люди – сочтёмся» |
|
А.Н.Островский |
|||||||
16. |
Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского. |
Изучение нового материала. Лекционный метод. Сообщения учащихся. |
1. Познакомить учащихся с жизнью и драматургической деятельностью Островского. 2. Воспитывать интерес к драматургии, к театру. |
Развитие монологической речи. |
Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы. |
1. С. 141-145 учебника. 2. Чит. пьесу «Гроза». |
|
17. |
Драма «Гроза». История создания. |
Изучение нового материала. Урок – лекция с элементами беседы. |
1. Расширить знания учащихся по изучению творчества писателя. 2. Углубить знания о драматургии. Подготовить уч-ся к восприятию драмы «Гроза».
|
Заочная экскурсия в московский Малый театр и казанский Большой драматический театр им. Качалова. |
Конспектирование лекции. Беседа по вопросам. |
Прочитать с.158-162 учебника |
|
18. |
Изображение «затерянного» мира города в драме «Гроза» |
Изучение нового материала. Творческое чтение пьесы по ролям. |
1. Сформировать умения выделять ключевые сцены в драматическом произведении. 2. Развивать навыки критического оценивания поступков героев. |
Подготовка к выразительному чтению по ролям. Творческое самостоятельное чтение. |
Чтение по ролям. Составление словесных портретов. |
1. с.162-171 2. Подобрать цитаты к образу Катерины. 3. Выучить наизусть монолог «Отчего люди не летают…» |
|
19. |
Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза» |
Урок — диспут |
1. Углубить навык анализа прозаического текста, комментированного чтения. 2. Вырабатывать умения грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию. |
Сопоставительный анализ, умение делать выводы. |
Оценка умений анализа текста, поступков героев, участие в диспуте. |
Повторить план анализа эпизода. Перечитать Д.2 |
|
20. |
Р.р. Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном» (Д. 2, явл. 4 и 5) |
Урок развития речи. |
1. Формировать навыки анализа эпизода в художественном произведении. |
Чтение по ролям, анализ. |
Умение анализировать эпизод в контексте художественного произведения. |
Групповые задания: 1гр. Слово о Добролюбове. Согласны ли вы с мнением Д., что «Катерина –луч света в тёмном царстве»7 2гр. Согласны ли вы с пониманием характера К. Д.И.Писаревым |
|
21-22 |
Образ Катерины в свете литературной критики. |
Урок – семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий учебника. Диспут. |
1. Познакомить учащихся с произведениями Д.Писарева, Н. Добролюбова. 2. Развивать навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа критического текста. |
Индивидуальные выступления уч-ся. Использование критической литературы. Составление тезисов статьи. |
Беседа, диспут, индивидуальные выступления |
Прочитать пьесу «Бесприданниуа» |
|
23. |
Пьеса Островского «Бесприданница» |
Лекция с элементами беседы. |
Воспитывать интерес к драматургии |
Развитие речи учащихся. |
Уметь сопоставлять пьесу и фильм. |
1. «В чём трагедия Ларисы Огудаловой?» — мини – сочинение 2. Сообщение «История постановок пьес Островского на сценах театров Казани» 3. Читать «Снегурочку» |
|
24. |
А.Н.Островский «Снегурочка» |
Фронтальная беседа |
1. Развивать навыки сравнительного анализа различных видов искусства: живописи, кино, литературы. |
Развитие речи учащихся. |
Уметь сопоставлять |
Подготовиться к зачёту. |
|
25. |
Зачёт по творчеству А.Н.Островского. |
Урок контроля. |
1. Выяснить знания учащихся по изученной теме. |
|
|
Читать повесть В.П.Астафьева «Людочка». |
|
26. |
Вн.чт. В.П.Астафьев «Людочка». |
Фронтальная беседа с элементами комментированного чтения. Проблемные вопросы. |
1. Выяснить основные темы и мотивы, связывающие пьесы Островского и повесть Астафьева; чем отличаются эти произведения. 2. Формировать умения вчитываться в текст, обращать внимание на детали. |
Развитие речи. Индивидуальные выступления. |
Беседа, диспут. Уметь сопоставлять. |
Подобрать материал к сочинению. |
|
27. |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского. |
Контрольный. Развитие речи |
Отработка1. коммуникативной и правописной грамотности. 2. умений подбирать материал к сочинению. |
Умение составлять план к сочинению, использование цитат в работе. |
Самостоятельная творческая работа. |
1. Написать сочинение. 2. Подготовить сообщение «Биография И.А.Гончарова |
|
И.А.Гончаров |
|||||||
28. |
Биография И.А.Гончарова |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. 2. Совершенствовать знания по теории литературы (понятие реализма) |
Запись тезисов. Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы |
Рецензия на устные ответы. Индивидуальный и фронтальный опрос. |
1. С.176-179 учебник. 2. читать роман «Обломов» |
|
29-30 |
Роман «Обыкновенная история» (Обзор) |
Обзорный с сообщениями учащихся. Беседа. |
1. Определить место романа «Обыкновенная история» в творчестве писателя. 2. Дать обзор романа «Обыкновенная история» |
Запись тезисов, их оформление. |
Рецензия на сообщения учащихся. Индивидуальный и фронтальный опрос |
Гл. 1 «Как вы понимаете смысл фамилии и имени главного героя романа?» |
|
31. |
Роман «Обломов». Обломов и посетители. |
Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. |
1. Показать микромир квартиры на Гороховой. 2. Объяснить сознательный отказ Обломова от столичной жизни. 3. определить цельное ощущение жизни Обломова. |
Анализ начальных глав романа. Развивать навыки анализа прозаического текста. |
Рецензия на сообщения уч-ся. |
1. Составить цитатную характеристику образа Обломова. 2. перечитать 8 и 9 гл. 1 части. «Осуждает ли автор Обломовку и её обитателей или восхищается ими?» 3. с.184-187 4. Главы об Обломове и Захаре. |
|
32. |
Обломов и Захар |
Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. |
Показать «неразделимость» и «взаимодополняемость» хозяина и слуги; связать с финалом романа. |
Анализ отдельных глав романа. |
Фронтальный опрос. |
Перечитать «сон Обломова». Определить роль пейзажа. |
|
33. |
Сон Обломова. |
Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. |
1. Показать сообщество людей, живущих…вне исторического времени» 2. Объяснить художественный смысл «Сна Обломова» |
Анализ гл.9 1 части..Анализ текста. |
Рецензия на ответ. Фронтальный опрос. |
1. Ответить на вопросы. 2. Главы об Обломове и О.Ильинской. |
|
34. |
Обломов и Ольга Ильинская. |
Беседа. Работа с текстом. |
1. Показать любовь О.И и И.Об; её несостоятельность. |
Анализ отдельных глав..Умение вести диалог, отстаивать собственную точку зрения. |
Рецензия на ответы. Фронтальный опрос. |
Читать Главы о Штольце и Обломове |
|
35. |
Обломов и Штольц. |
Изучение нового материала. Анализ текста. |
1. Формировать у учащихся навыки сопоставления. 2. Познакомить с понятием «антипод». 3. Определить авторскую позицию в романе. |
Анализ отдельных глав. Развивать навыки самостоятельного анализа текста. |
Характеристика героев, ответы учащихся на вопросы. |
1. Отв. На вопрос «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?» 2. Перечитать главы об Обломове и А. Пшенициной. |
|
36. |
Обломов и Агафья Пшеницина. Проблематика романа «Обломов». |
Изучение нового материала. Анализ текста. |
1. Показать «возвращение героя в идиллический мир» Обломовки. 2. Определить композицию произведения. 3. Выявить проблематику романа.
|
Анализ отдельных глав. Запись тезисов. |
Рецензия на ответ. Фронтальный опрос. |
1. Написать письмо от имени Обломова «Дом на Выборгской стороне: обретённый рай». 2. Перечитать Ч.2; гл.3 и 4. |
|
37-38 |
Р.р. Сочинение на тему «приезд Штольца к Обломову» (Ч.2; гл.3 и 4) |
Урок обобщения и контроля. Фрагментарное обсуждение, взаимное рецензирование, саморедактирование. |
1. Подготовиться к сочинению. 2. Приобщить учащихся к поисково — исследовательской работе. |
Умение составлять план к сочинению, умение выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. |
Индивидуальная, коллективная работа. |
1. Подготовиться к внек. чт. 2. Индивидуальное задание: биография Л.Бородина.
|
|
39. |
Вн.чт. Л.Бородин «Третья правда» |
Изучение нового материала. |
1. Формировать умение находить главное в тексте. 2. Выявить основные проблемы повести. 3. Воспитывать активную жизненную позицию. |
Умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения. |
Беседа с элементами диспута. |
1. С.211-214 2. Сообщения по группам. |
|
И.С.Тургенев. |
|||||||
40. |
Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. |
Изучение нового материала. Лекции с элементами беседы. |
1. Систематизировать знания уч-ся о творчестве Тургенева. 2. Познакомиться с новыми фактами биографии и творчества. |
Составление хронологической таблицы |
Проверка опорных записей. |
1. Прочитать р-зы «Певцы», «Хорь и Калиныч» и др. 2. Дать характеристику образа крестьян. |
|
41. |
Народ от поэзии к правде. «Записки охотника» |
Анализ рассказов в контексте проблематики цикла. |
1. Познакомить уч-ся с содержанием рассказов. 2. Развивать умения анализировать текст, сравнивать и сопоставлять героев. |
Знакомство с содержанием произведений. |
Фронтальный опрос. Выразительное чтение фрагментов. Характеристика героев. |
1. Читать роман «Отцы и дети» |
|
42. |
Роман «отцы и дети» |
Работа с текстом. |
1. Развивать навыки комментированного чтения. 2. Акцентировать внимание на исторической ситуации в романе. |
Умение характеризовать героев. |
Комментированное чтение, записи в тетради основных тезисов. |
1. Перечитать гл. 10-14 2. С.234-239, вопрос на с.254 |
|
43. |
Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские итоги. |
Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение и аналитическая беседа. |
1. Раскрыть социальную, нравственно — философскую основу романа. 2. Развивать умения анализа соответствующих эпизодов романа. |
Самостоятельное чтение, умение сравнивать героев, заполнение таблицы. |
Оценка умений анализировать текст, языковые особенности в речевой характеристике героев. |
1. Вопрос 8, с. 254. 2. Составить таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров» |
|
44. |
Конфликт «отцов и детей» как главный нерв тургеневского повествования. |
Совершенствование ЗУН. Беседа и самостоятельная работа. |
1. Совершенствовать умения анализировать эпизоды. 2. Дать понятие «социально – психологический роман», «тайный психологизм». 3. Определить идейные позиции героев. |
Анализ текста, умение делать выводы. Подбор цитат, характеризующих героев. |
Составление сравнительной характеристики. |
1. Групповые задания. 2. Ответить на вопрос «Выдержали ли герои испытание любовью?» |
|
45. |
Любовь в жизни героев романа. |
Урок – обобщения и систематизации знаний. Анализ эпизодов. |
1. Рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения.
|
Анализ эпизодов, подбор цитат. |
Коллективный анализ эпизодов. |
1. Перечитать гл. 27 – 28 2. Подготовить индивидуальное сообщение |
|
46. |
Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе. |
Комбинированный урок. Сообщения уч-ся, лекция. |
1. Познакомить уч-ся со лженигилистами, провести историческую параллель. 2. Познакомиться с содержанием критических статей. |
Подбор цитатного материала для характеристики Ситникова и Кукшиной. Работа над тезисами. |
Проверка тезисов, цитат. |
1. Выучить 1 стихотворение в прозе 2. С. 250-253, вопрос 10, с. 254. |
|
47. |
Стихотворение в прозе – гимн вечной жизни. |
Практический, исследовательский |
1. Познакомить уч-ся с особенностями жанра стихотворений в прозе. 2. Обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка. |
Чтение и анализ стихотворений. Умение применять литературоведческую терминологию при анализе. |
Чтение наизусть, анализ стихотворений. |
Подготовиться к сочинению |
|
48-49 |
Р.р. Анализ текста стихотворения в прозе «Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской» |
Урок развития речи. |
1. Формировать умения устного и письменного анализа стихотворения. |
|
Сочинение. |
Подготовиться к зачёту по творчеству И.С.Тургенева. |
|
50. |
Зачёт по творчеству И.С.Тургенева. |
Урок контроля |
1. Проконтролировать знания уч-ся по изученной теме. |
|
Тест |
Индивид. задания. |
|
51-52. |
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор) |
Изучение нового материала. Лекция. |
1. Познакомить уч-ся с фактами биографии писателя. 2. Дать обзорную панораму романа. |
Умение обобщать и систематизировать материал. |
Запись основных положений лекции. |
1.Индивидуальные задания. 2.Вспомнить произведения Некрасова. |
|
Н.А.Некрасов. |
|||||||
53. |
Судьба поэта и его художественный мир. |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Познакомить уч-ся с основными фактамибиографии поэта.; дать представление о его художественном мире. |
Сообщение на тему «Новизна некрасовской лирики» |
Составить хронологическую таблицу. |
1. Рассказ о поэте.
|
|
54. |
«Кнутом иссечённая Муза» (Тема скорби и страданий в лирике Некрасова). |
Совершенствование знаний и умений. Чтение стихотворений и их толкование. |
1. Приобщить уч-ся к высокому духу некрасовских стихотворений. 2. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения |
Анализ цикла «О погоде». |
Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ стихотворений. |
1. Наизусть «Элегия»; 2. Прочитать стихи на тему «Поэт и поэзия» |
|
55. |
Тема поэта и гражданина в лирике Н.А.Некрасова. |
Комбинированный урок (практикум + семинар) |
1. Познакомить уч-ся с гражданской лирикой Некрасова. 2. Развивать умения и навыки исследовательской работы. |
Анализ лирического текста. |
|
1. Вопрос «Устарела ли Некрасовская позиция в наше время?» |
|
56. |
Р.р.Анализ стихотворного текста «Внимая ужасам войны». |
Урок развития речи. |
1. Формировать навыки анализа стихотворного текста. |
|
Письменный анализ. |
1. Читать «Кому на Руси жить хорошо» |
|
57. |
На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Проследить за развитием и воплощением некрасовских замыслов. 2. Раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы. |
Комментированное чтение. Ответы на вопросы. |
Выразительное чтение. |
1.С.311-314 2.Сообщения о Якиме Нагом, Ермиле Гирине, Савелии. |
|
58. |
Поиски правды и счастья в поэме. |
Совершенствование знаний и умений. Рассказ учителя с элементами беседы и комментированное чтение. |
Раскрыть богатство, сложность и противоречивость русского крестьянства. |
Комментированное чтение.Умение давать характеристики, сопоставлять героев. |
Тестирование. Ответы на вопросы. |
Перечитать гл. «крестьянка»; ответить на вопросы. |
|
59. |
Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Тимофеевны. |
Урок формирования знаний, работа с текстом. |
1. Показать значимость и важность темы женской судьбы. 2. Углубить навыки работы с текстом. |
Ответы на вопросы. Умения сравнивать и сопоставлять. |
Тестирование, составление плана. |
1.Перечитать главы «Помещик», «Последыш» 2. Ответить на вопросы |
|
60. |
Представители помещичьей Руси в поэме. |
Совершенствование умений и навыков анализа образов. |
Показать паразитический образ жизни помещиков. |
Работа с текстом, беседа. |
Характеристика героев, ответы на вопросы. |
1.С.314-317 |
|
61. |
Образ народного заступника Гриши Добросклонова. |
Изучение новой темы. Работа над текстом с элементами беседы. |
1. Показать, чем привлекает автора Г.Добросклонов. 2. Показать роль песен в раскрытии образа Гриши. |
Знания и умения сопоставлять образы и делать обобщения. |
Составление плана. |
С.322-325 |
|
62. |
«Последние песни» — поэтическое завещание Некрасова. |
Работа с учебником. Выразительное чтение |
Совершенствовать навыки анализа лирического произведения. |
Анализ лирического текста. Чтение наизусть. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
С. 326-329 Подготовиться к написанию сочинения (темы см. на с. 331-332) |
|
63-64 |
Р.р.Сочинение по творчеству Некрасова. |
Творческая самостоятельная работа. |
Совершенствовать знания учащихся по изученным произведениям. |
Сбор материала, подбор цитат. |
Оценивание творческой работы. |
Подготовиться к внекл. чт.: 1. Б.Можаев «Мужики и бабы». 2. Групповые задания. |
|
65. |
Вн.чт. Б.А.Можаев «Мужики и бабы» |
Урок внеклассного чтения. |
Выяснит проблематику и художественные особенности романа. |
Беседа. Сообщения учащихся. |
Фронтальный опрос. |
Индивидуальные задания. |
|
Ф.И.Тютчев |
|||||||
66. |
Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. |
Изучение нового материала. Лекция и анализ стихотворения. |
1. Познакомить уч-ся с биографией поэта, показать значение его творчества для русской поэзии. 2. Углубить навыки анализа лирического произведения. |
Выступление уч-ся. Составление тезисов. Анализ стихотворений. |
Устный опрос. Чтение стихов. |
1. Чтение наизусть и анализ стих. о природе (по выбору). 2. Составить хронологическую таблицу. |
|
67. |
«Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России. |
Совершенствование знаний, умений и навыков анализа стихотворения. |
1. Помочь уч-ся понять поэзию Тютчева. 2. Познакомить с понятием «философская лирика». |
Определение темы, идеи, настроения, размера стих-я, нахождение средств художественной выразительности. |
Устный и письменный опрос. |
1. Выучить наизусть стих-е «Силенциум».
|
|
68. |
Драматизм звучания любовной лирики Тютчева. |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Познакомить уч-ся с любовной лирикой Тютчева. 2. Совершенствовать навыки анализа. |
Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений. |
Устный опрос. |
1. Чтение и анализ стих-я Т. о любви. 2. С.33-39; составить тезисный план. |
|
А.А.Фет. |
|||||||
69. |
Очерк жизни и творчества А.А.Фета. |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Чтение наизусть. |
1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством Фета. 2. Показать особенности лирики Фета. |
Составление хронологической таблицы. |
1.Запись лекции. 2. Чтение наизусть и анализ стихотворений. 3. Ответы на вопросы. |
1. Составить хронологическую таблицу (с.33-39), ответить на вопросы 1, 2 стр. 50. 2. Выучить 1 стих- 3. Анализ «На заре ты её не буди…» |
|
70. |
«Учись у них – у дуба, у берёзы…»Гармония слияния человека с природой. |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Познакомить с пейзажной лирикой Фета. 2. Определить роль «безглагольности»в стих. |
Определение основных мотивов стих-я. |
Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. |
1. С.40-50 — составить тезисный план. 2. Задание погруппам.
|
|
71. |
«И прославлять мы будем век любовь…» |
Комбинированный. |
1. Выявить способы передачи красоты и поэтичности любовного чувства в лирике Ф. 2. Дать понятие о мелодике стиха. |
Составление тезисов. Сочинения – миниатюры. |
Беседа. Чтение наизусть. |
Подготовиться к сочинению. |
|
72. |
Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Тютчева и Фета. |
Контрольный. Творческая самостоятельная работа. |
1. Систематизировать знания уч-ся. |
Работа над связным письменным высказыванием. |
Проверка умения излагать мысли в письменной форме. |
1. Сообщение о жизни и творчестве Лескова. |
|
Н.С.Лесков |
|||||||
73. |
«Русский антик». (Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова). |
Изучение нового материала. Беседа. Иллюстративно – объяснительный. |
1. Познакомить уч-ся с творческой судьбой Н.С.Лескова. |
Составление хронологической таблицы. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
1. С.52-62. 2. Прочитать повесть «Очарованный странник». |
|
74-75. |
«Хождение»очарованной души. |
Обзорный урок с выступлением уч-ся. |
1. Дать представление об идейном замысле повести. 2. Познакомить уч-ся с темой праведничества. |
Цитирование. Чтение, анализ отдельных эпизодов. |
Ответы на вопросы. Пересказ и комментирование отдельных сцен. |
1. Вопросы 9, 10 на с. 76-77. 2. Сравнить героев Лескова и Гоголя. |
|
М.Е. Салтыков – Щедрин. |
|||||||
76. |
Жизнь и творчество С.- Щедрина |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством М.Е. Салтыкова — Щедрина. 2. формировать умения сатирического осмысления проблем государственной власти. |
Работа с учебником. |
Беседа по вопросам. Выступления уч-ся |
1. Составить историко — биографический очерк по С.- Щедрину. 2. Прочитать «Историю одного города». |
|
77-78. |
Роман – хроника «История одного города». |
Лекция с элементами беседы. |
1. Показать особенности художественного времени и пространства в «Истории одного города». 2. Показать, в чём заключается логика глав, посвящённых глуповским градоначальникам. |
Вводно — ориентировачная беседа с опорой на общую проблематику. |
Составление тезисного плана к материалу учебника(с. 83-97) |
1. Подготовить сообщение. 2. Прочитать сказку «Богатырь» |
|
79. |
Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста» |
Урок – обзор с включением анализа сказки. Комбинированный метод. |
1. Познакомить уч-ся с тематическим многообразием «Сказок…» 2. Раскрыть художественное своеобразие сказок. |
Самостоятельный анализ текста (с.100) |
Опрос – беседа. Коллективный анализ сказки. |
1. Прочитать сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик» 2. Подготовить устный анализ на одну из сказок |
|
80. |
Сатира на «хозяев жизни» в сказках С-Щ. |
Литературная беседа. Работа с текстом. |
1. Продолжить работу над осмыслением сатирических сказок.
|
Групповая работа по теме «Картины русской жизни в сказках» |
Выступление уч-ся по зад.9 на с.107. |
1. Прочитать сказку «Мудрый пискарь» 2. Сравнить завещание пискаря-отца с наказоа Молчалину и Чичикову. |
|
81. |
«Жил дрожал и умирал – дрожал» |
Работа с текстом, аналитическая беседа. |
1. Показать уч-ся уникальность щедринской сказки. |
Анализ сказки. |
Выступление уч-ся |
1. Подготовиться к самостоятельной работе по анализу. |
|
82. |
Р.р. Анализ сатирической сказки «Ворон – челобитчик» |
Урок контроля. |
1. Выяснить умения уч-ся самостоятельно анализировать сказку |
|
|
Индивидуальное задание — подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого. |
|
83. |
Жизнь и творчество А.К.Толстого. Анализ стихотворений о природе и о любви. |
Лекция учителя. Анализ стихотворений. |
1. Познакомить уч-ся с биографией и творчеством А.К.Толстого. 2. Сравнить пейзажную лирику А.К.Толстого с поэзией Пушкина и Лермонтова. |
Урок – беседа с элементами урока – концерта. |
Анализ стихотворений. |
1. с.110-126, составить тезисный план. 2. Выучить стих. «Средь шумного бала…» 3. Роман «Князь Серебряный» |
|
84-85 |
Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. (Обзор) |
Беседа. Лекция учителя. |
1. Продолжить знакомство с художественным миром писателя. |
Выступление уч-ся. Чтение. Анализ. |
Тезисный план лекции. |
1. Прочитать материал учебника «Биография Л.Н.Толстого», подготовить сообщение. |
|
Л.Н.Толстой |
|||||||
86. |
Жизненный и творческий путь Л.н.Толстого. |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
1. Дать представление о личности Толстого. 2. Обобщить ранее изученный материал. |
Знание биографии писателя, хронология биографических сведений. |
Составление хронологической таблицы. |
1. С.129-141. 2. Чит. «Севастопольские рассказы». 3.Отв. на вопросы |
|
87. |
«Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру» |
Урок совершенствования ЗУН. Беседа. |
1. Совершенствовать навыки анализа литературного произведения. |
Самостоятельный анализ очерка «Севастополь в декабре» — выявление авторской позиции. |
Работа с текстом. |
1. С.145-146. 2. Индивидуальное сообщение «Замысел и история создания романа «Война и мир» |
|
88. |
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа «В.и м.» |
Изучение нового материала, лекция. |
1. Познакомить уч-ся с историей создания романа «В. и м.». 2. Определить жанровые и композиционные особенности романа. |
Индивидуальные сообщения уч-ся. |
Выступления уч-ся. |
1. С.146-155, составить тезисный план. 2. Прочитать т.1, ч.1. |
|
89. |
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. |
Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. |
1. Показать срывание «всех и всяческих масок» с великосветского общества. 2. Раскрыть конфликт А.Болконского и П.Безухова с обществом. 3. Развивать навыки литературоведческого анализа. |
Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. |
Характеристика героев. Используемые художественные средства. |
1. Прочитать эпизоды «Именины у Ростовых», «Приезд Андрея с женой в Лысые Горы». Подготовить сжатый пересказ |
|
90. |
Именины у Ростовых. Лысые Горы. |
Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. Анализ эпизода. |
1. Охарактеризовать семьи Ростовых и Болконских. Сопоставить их с другими дворянскими семьями. 2. Выявить контраст как основной композиционный принцип построения романа. |
Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. |
Характеристика героев. Используемые художественные средства. |
1. Ответить на вопросы . 2. Перечитать Ч.2; т.1. Ответить на вопросы. |
|
91. |
Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау. |
Урок — семинар |
1. Выявить идейно – художественные особенности, многогранность и историческую конкретность в изображении войны. 2. Сформулировать представление Л.Н.Толстого о войне. 3. Рассмотреть военные эпизоды. |
Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. Работа по карточкам на знание фактического материала по ч. 1-2 т.1. |
Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам. |
1. Прочитать с. 159-164 уч. 2. Письменная работа (по выбору уч-ся). 3. Индивидуальное сообщение. |
|
92-93 |
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
Урок изучение нового материала. Беседа. Просмотр фрагментов кинофильма. |
1. Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни. |
Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. |
Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам. |
1. Прочитать с.166-170 уч. 2. Индивидуальные задания. 3. Выучить отрывок «Описание старого дуба». |
|
94. |
Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном». |
Урок развития речи. Урок контроля. |
1. Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода. |
Анализ эпизода. |
|
1. Сочинение – миниатюра «Андрей Болконский в моём представлении», «Каким я представляю Пьера Безухова». |
|
95-96. |
Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. |
Урок изучения нового материала. Беседа. Просмотр фрагментов фильма. |
1. Углубить представление об эпической природе романа и показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни. 2. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев. |
Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. |
Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Фронтальный и индивидуальный опрос. |
1. Перечитать Ч.1-3; Т.3. 2. Индивидуальные задания. 3. Задания по группам. |
|
97-98 |
Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе. |
Совершенствование и углубление ЗУН. Сообщение учителя. Выступление уч-ся. |
1. Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко – философских взглядов Толстого. 2. Проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. |
Выявить авторскую позицию. Записать самостоятельные выводы. |
Сообщения уч-ся. |
Перечитать эпизод «Бородинское сражение», ответить на вопросы учебника. |
|
99. |
Изображение Бородинской битвы в романе Толстого «В. и м.» |
Урок исследования. |
1. Проследить изображение Бородинской битвы в романе с учётом философских взглядов Толстого. 2. Проследить, как Толстой изображает два типа полководцев, закрепить навыки сравнительного анализа. |
Составление тезисов по вопросам к уроку (3, 4) |
Составление плана сравнительной характеристики героев. |
1. Прочитать с. 176-183. 2. Подготовить сообщения. |
|
100. |
«Дубина народной войны». Бегство французов из России. |
Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. |
1. Показать особенности толстовского изображения войны. 2. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно патриотического сознания. |
Задание по группам «Ваши впечатления от встречи с героями: Т.Щербатый (1гр); П.Ростов (2гр); Денисов (3 гр.) Долохов (4 гр.)
|
Сравните поведение великосветского общества с поведением простого народа во время угрозы войны в России. |
1. Прочитать с.171-176 2. Читать 4 т. 3. Индивидуальные задания. |
|
101. |
«Мысль народная» в романе Толстого «В. и м.» Истинный и ложный патриотизм. |
Урок — семинар |
1. Показать философскую позицию Толстого. 2. Проследить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, показать ведущую роль народа в истории. |
Выступления уч-ся. |
1. Сообщения уч-ся. 2. Сравнительная хар-ка: 1) Крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарово. 2)Т.Щербатый и П.Каратаев. |
1. Прочитать эпилог. 2. Индивидуальные сообщения. |
|
102-103. |
«Мысль семейная» в романе. Эпилог. |
Урок изучения новой темы. |
1. Показать, что толстовские идеалы — патриархальная семья с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». 2. Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по 2 т. и эпилогу. |
Задание по группам: Характеристика семьи Ростовых (1); семьи Болконских (2) |
Беседа |
1. Перечитать эпизоды, связанные с Н.Ростовой. 2. Письменный ответ на вопрос. |
|
104-105 |
Наташа Ростова – любимая героиня Л.Толстого. |
Урок изучения новой темы. |
1. Углубить знания об образе главной героини романа.
|
Умение отбирать материал к уроку, анализировать эпизоды, сопоставлять образы. |
Составить развёрнутый тезисный план «Н.Ростова как идеал женщины в понимании Толстого» |
Подготовиться к классному сочинению. |
|
106-107. |
Р.р. Сравнительная характеристика героев и эпизодов «Шенграбен и Аустерлиц», «Н.Ростова и Элен», «Кутузов и Наполеон» |
Урок развития речи. |
1. Проконтролировать умения уч-ся сравнивать образы героев или эпизоды. |
Умение анализировать и сопоставлять. |
Сочинение. |
Подготовиться к вне.чт. Индивидуальное задание. |
|
108. |
Вн.чт.В.Быков «Сотников» |
Урок внеклассного чтения. Беседа. |
1. Проследить толстовские традиции в повести «Сотников». 2. Проанализировать поступки героев в экстремальных ситуациях. |
Умение анализировать и сопоставлять. |
Беседа, сообщение уч-ся. |
1. Сообщение о Ф.М.Достоевском. 2. Учебник с. 203-214. 3. Читать роман «Преступление и наказание» |
|
Ф.М.Достоевский. |
|||||||
109. |
Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. |
Лекция с индивидуальными выступлениями уч-ся. |
1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.
|
Самостоятельное знакомство с критической литературой по «Дневнику писателя» |
Фронтальный опрос. Выступления уч-ся. |
1. Составить хронологическую таблицу. 2. Индивидуальные задания. |
|
110. |
Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» |
Урок – лекция. Работа с текстом. Слово учителя. |
1. Познакомить уч-ся с историей создания романа и его замыслом. 2. Показать роман «П. и н.» как психологическое и философское исследование человека. |
Найти в романе эпизоды, где раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова. |
Беседа – опрос по отдельным эпизодам романа. Тестирование по изученному материалу. |
1. Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга. 2. Групповые задания. |
|
111. |
Образ Петербурга в романе Достоевского. |
Изучение нового материала. Беседа с включением сообщений уч-ся. |
1. Помочь уч-ся раскрыть влияние на человека страшного мира Петербурга. 2. Подвести уч-ся к пониманию и осмыслению того, что может толкнуть человека на обочину жизни. |
Работа с текстом, анализ эпизодов. |
Опрос, проверка д/з, выступления уч-ся, беседа. |
1. Словесное рисование картин, изображающих Петербург. 2. Рассказать о быте семьи Мармеладовых. |
|
112. |
Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского «Преступление и наказание» |
Комбинированный. Работа с текстом, комментированное чтение. |
1. Рассмотреть тему «маленького человека».
|
Работа с учебником зад.2; с.241. Эпизоды романа. Характеристика героев. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
Ответить на вопросы и выполнить задания: 1. Как вы понимаете теорию Раскольникова? 2. Проследите внутреннюю речь Раскольникова. |
|
113-114. |
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. |
Развёрнутая хар-ка с анализом ключевых глав. |
1. Раскрыть образ Раскольникова и причины зарождения теории. 2. Формировать способности высказывать собственное мнение (теория Раскольникова) |
Комментированное чтение.Составление плана к образу. |
Составление плана – характеристики к образу Раскольникова. |
1. Завершить работу над составлением характеристики. 2. Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина и Свидригайлова. |
|
115. |
«Двойники» Раскольникова: теория в действии. |
Урок – диспут. |
1. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления. 2. Показать, что скрывается за простодушием Свидригайлова. |
Зад. На с. 231, 233. |
Запись основных положений, сообщения уч-ся по зад. |
1. Задание 5 на с. 241 (письменно). 2. Подобрать эпизоды С Соней Мармеладовой. |
|
116. |
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. |
Урок усвоения новых знаний. Беседа. |
1. Раскрыть борьбу Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь. 2. Показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос изменения существующего миропорядка. |
Работа с учебником (с.236-239). Составление плана — характеристики образа Сони. |
Словесный портрет Сони. План — характеристика. Письмо уч-ся. |
1. Подготовить рефераты. 2. Подготовить материал для анализ эпизода; перечитать Ч.4, гл.2
|
|
117. |
Р.р. Анализ эпизода «Раскольников раскрывает Соне свою тайну». Ч.4; гл.2. |
Урок развития речи |
1. Формировать навыки самостоятельного анализа эпизода. |
Работа с текстом. |
Анализ |
1. Читать эпилог. 2. Ответить на вопросы в тетради. |
|
118. |
«Преступление и наказание» как роман – предупреждение. |
Урок – дискуссия на основе изученного материала. |
1. Раскрыть гуманизм романа: воскрешение погибшего человека. 2. Раскрыть мастерство Достоевского — художника. |
Выступление уч-ся. |
Подготовка к сочинению. Вопросы уч-ся. |
Подготовиться к написанию сочинения. |
|
119 |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского. |
Контрольный. Развитие речи. |
1. Формировать читателя, способного к сотворчеству, умеющего грамотно излагать свои мысли, владеющего навыками литературоведческого анализа. |
Выбор материала. Составление плана. |
Проверка целостного восприятия романа. |
Подготовиться к уроку – суду. |
|
120. |
Суд на Раскольниковым. |
Урок – суд. |
1. Обобщить знания и умения учащихся понимать прочитанное, пользоваться аргументами из текста; отстаивать своё мнение. |
Обобщение образа героев. |
Публичная речь. |
Подготовиться к внеклассному чтению. Индивидуальное выступление о жизни и творчестве Распутина. |
|
121. |
Вн. Чтение В.Г.Распутин «Живи и помни». |
Урок – диспут. Беседа. |
1. Формировать умения анализировать поступки людей; умение выбирать в сложной ситуации. |
Выступление уч-ся. Работа с текстом. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
1. Подготовить сообщения.
|
|
А.П.Чехов. |
|||||||
122. |
Жизнь и творчество А.П.Чехова. |
Изучение нового материала. Беседа. Лекция учителя. |
1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством А.П.Чехова. 2. Разъяснить важнейшие теоретико — литературные понятия в рамках статьи учебника. |
Составление тезисов. Сообщение уч-ся. |
Записи основных положений лекции. |
1. Прочитать с. 244-253, составить хронологическую таблицу. 2. Прочитать р-зы «человек в футляре», «Крыжовник» |
|
123. |
Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник». |
Изучение нового материала. Беседа. Анализ рассказа. |
1. Раскрыть идею и художественные особенности рассказов, показать мастерство писателя в изображении мира футлярного человека. |
Работа с текстом, комментированное чтение, анализ текста. Вопросы на с. 257, 261. |
Составление плана анализа. Беседа. |
1. Прочитать р-з «Ионыч» |
|
124. |
Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч». |
Изучение нового материала. Работа с текстом. Подбор эпизодов для иллюстрации основных идей. |
1. Проанализировать этапы нравственной деградации героев. 2. Раскрыть трагизм повседневного будничного существования. |
Работа над общими приёмами типизации героев. Язык произведения, речь героев. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. Выборочный пересказ. Эврестическая беседа. |
1. Прочитать с. 261-266, составить развёрнутый план. 2. Читать пьесу «Вишнёвый сад» |
|
125. |
А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии. |
Изучение нового материала. |
1. Новаторство Чехова – драматурга. 2. Воспитание критического мышления. |
Работа с текстом., комментированное чтение, использование цитат. |
Беседа. Описание героев. |
1. Составить характеристику Раневской, Гаева, Ани, Трофимова, Лопахина на материале уч. с.276 |
|
126 |
«Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы) |
Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения. Анализ комедии. |
1. Раскрыть образ сада в философской проблематике пьесы. 2. Формирование умений обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать своё мнение. |
Работа над портретной характеристикой героев. |
План характеристики. Фронтальный опрос. |
1. Ответить на вопрос 4, 5 на с.281-282 |
|
127-128 |
«Вишнёвый сад». Система образов. |
Совершенствование и углубление ЗУН. Урок – беседа. Комментированное чтение. |
1. Раскрыть характеры главных героев. 2. Формировать умения анализировать и делать выводы. |
Сообщения уч-ся. Составление плана характеристики героев. |
Ответы уч-ся. Тесты по творчеству Чехова. |
1. Вопросы 6, 7, 8 на с.282. 2. Подготовиться к сочинению по творчеству А.п.Чехова. |
|
129-130 |
Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. |
Практическое занятие. Творческая самостоятельная работа. Развитие речи. |
Учёт и контроль знаний. |
Логическое раскрытие выбранной темы. |
Проверка целостного восприятия отдельных произведений Чехова. |
Подготовиться к контрольному тестированию за курс 10 класса. |
|
131-133 |
Контрольное тестирование и его анализ. |
Урок контроля. |
|
|
|
|
|
134. |
Обобщение. Рекомендации на лето. |
|
|
|
|
|
|
135-136. |
Резервные уроки. |
|
|
|
|
|